Сценарий внеклассного занятия «Портрет России в неофициальных символах» для учащихся начальной школы. Форма мероприятия: посиделки.
Цель: ознакомление с неофициальными символами страны, создав портрет родины.
Задачи:
1. Расширять словарный запас, активизировать познавательный интерес.
2. Развивать сообразительность, догадку, творческие способности.
3. Воспитывать внимание, любовь к родине.
Оборудование: Макет русской избы, в ней – накрытый стол с предметами русского быта: самоваром, баранками. В углу избы стоит прялка. На стене висят павлопосадские платки. В углу стоит расписной стилизованный самовар. Каравай и пирожки для угощения. Костюмы русские народные для мальчиков и девочек. Балалайка и гармошка. Ромашки для букета. Карта России с портретами детей. Презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер, короб с промыслами, костюм медведя.
Планируемый результат:
Метапредметные результаты:
Дети научатся:
Познавательные УУД: извлекать информацию из песен, презентации, загадок о символах страны, решать проблемный вопрос.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу, выстраивать план действий вместе с педагогом для решения проблемы и выполнять действия в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в коллективной работе.
Личностные результаты:
Дети получат возможность: создать портрет России с помощью неофициальных символов, проявить свои творческие способности, оценить происходящее, проявлять познавательный интерес.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
В: дети, сегодня у нас необычное занятие, а посиделки. Я предлагаю вам взять с собой смекалку, знания с прошлых занятий, внимание и дружбу. Будьте внимательны: послушайте песню, посмотрите слайды и скажите, о чем в песне говорится?
Дети слушают песню: «Я, ты, он, она вместе – целая страна»
(на фоне песни идут слайды)
II. Введение в тему занятия
Вступительная беседа
Воспитатель: о чем в песне говорится?
Дети: о нашей стране.
Воспитатель: Как она называется?
Дети: (Россия)
Воспитатель: Как называют жителей нашей страны?
Дети: (Россияне)
Словарная работа: бегущая строка (Россия – родина моя)
Воспитатель: с какой буквы пишется слово, почему, поставьте ударение, разделите на слоги, обратите внимание на две буквы «С», это слово надо запомнить!
Воспитатель: что находится слева на доске?
Дети: (Символы)
Воспитатель: Назовите мне их.
Дети: герб, гимн, флаг.
Воспитатель: Правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Они закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.
А это что?
Дети: это фотография нашего класса.
Воспитатель: а как называется фотография в рамке?
Дети: портрет
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, можно ли создать портрет нашей страны? Как это можно сделать?
Дети: (Проблема, дети рассуждают)
Воспитатель: если дети не могут ответить помогаю: что мы учили к занятию? (дети перечисляют: танец, частушки, игры, песни) У каждого государства есть свои отличительные признаки, которые позволяют представить её в мировом сообществе. Как называются эти отличительные знаки?
Дети: символы.
Воспитатель:Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления.
Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – этот символ принадлежит России. Сегодня мы создадим образ, портрет нашей страны, используя эти, неофициальные символы.
Перед нами – рамка для портрета. И контур нашей страны. Мы будем постепенно заполнять этот контур символами, которые принадлежат только России. Так мы создадим портрет нашей страны.
III. Работа по теме занятия
1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария
1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария
Учитель: Из вступительной песни мы поняли, что главным богатством нашего государства являются люди. Именно люди делают Родину славной и великой. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Послушаем об этом стихи, которые подготовили наши ребята
1 ученик:
Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.
2 ученик:
Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю! Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
3 ученик:
Россия – родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.
4 ученик:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
5 ученик:
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель: Итак, ребята. Первый символ нашей страны – это её люди. А у людей есть имена. Какие же самые распространенные русские имена вы знаете?
Дети: рассуждают и мнения их расходятся.
Воспитатель: Итак, какие же самые распространенные русские имена вы услышали в песне? (Иванами да Марьями гордилась ты всегда)
– А знаете, ребята, к нам на праздник сегодня пришли Иван да Марья.
(Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. Марья держит в руках хлеб и соль, русский каравай, покрытый рушником)
Воспитатель: Приглашаем, Иван да Марья на наш праздник!
2) Второй символ – хлеб да соль.
Мария: Здравствуйте, ребята!
Иван:
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб да соль
На посиделки русские
Мария:
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого и нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.
Учитель берёт каравай и ставит его на стол, который стоит посередине избы.
Воспитатель: Какой символ русского народа принесли нам Иван да Марья?
Действительно, символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.
А как называется пирог, который держит в руках Марья?
Дети: Каравай. Итак, первый символ нашей страны прикрепит Иван.
Иван прикрепляет на контур карты России первый неофициальный символ страны – хлеб и соль.
Мария: Какая беседа без хлеба и соли?
Иван: Без хлеба и соли на свете нет доли!
Мария: Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Иван: Без хлеба и соли не будет и песни.
Воспитатель: Присаживайтесь, Иван да Марья и послушайте нашу песню.
(Иван и Мария садятся на лавку посередине избы)
3) Третий символ – берёза.
Исполнение хоровода под песню «Во поле берёза стояла»
Воспитатель: Ребята, а вы увидели сейчас еще один символ нашей Родины? Какой?
У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь»)
Прикрепляют на карту символ – берёзу.
4) Четвёртый символ – народный костюм, самовар
Отгадайте загадку:
На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Это тульский …(самовар)
Иван прикрепляет рисунок самовара на карту России.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание – Иван и Мария одеты в обычную одежду или она чем – то отличается от современной? Правильно, это русский национальный костюм. (Можем мы его назвать символом России? Тогда прикрепим и этот символ на наш портрет.
(Еще один ученик прикрепляет на доску символ – костюм)
5) Пятый символ – изделия народных промыслов – хохлома, гжель, городец, жостово, дымка
Воспитатель: Но не только из березы наши предки мастерили свои предметы для жизни. На уроках вы изучали народные промыслы. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете? А помогут нам в этом Иван да Марья.
В коробе изделия прикладного искусства: (дымка, хохлома, гжель, жестово, городец, матрешки). Иван и Марья достают их по очереди и загадывают загадки.
Иван: (показывая)
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Мария:
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки Называют ... (дымка)
Иван:
Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют … (хохломой)
Мария:
Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми. (Гжель)
Иван:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись … (Городца)
Мария:
Вот розаны, так розаны
Расстелились по полянам
Как красив он, как хорош
Этот... (жостовский поднос).
Воспитатель: Можем мы назвать народные промыслы символом России? Тогда прикрепим и этот символ на карту нашей страны. (Один из ребят – экскурсантов прикрепляет символ – народные промыслы)
Иван:
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка. (Матрешка).
6) Шестой символ – матрёшка
Одна из девочек прикрепляет символ России – матрёшку на карту.
7) Седьмой символ – медведь
Иван:
Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Игра с медведем.
Дети ходят по кругу и поют: мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали. Он под елкой сидит, растянулся и храпит.
Говорком дети: тише, тише не шумите, вы медведя не будите.
Медведь: тише, тише. Стойте, стойте! Вы мне лучше песню спойте!
8) Восьмой символ – частушки, балалайка и гармошка.
Медведь: Ох, и устал я. Дай-ка посижу и на ребят погляжу. А они пусть старика потешат – развеселят меня.
Воспитатель: Ребята, пусть мишка отдохнет, вы поиграли, а теперь скажите, какой символ России мы можем здесь выделить: (один ученик прикрепляет медведя на карту) Учитель: Традиционно на Руси народ любил песни, и одним из ее видов была частушка.
Частушки:
Все: Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем…
Эх, попросите только нас!
2 мальчик: Мы с веселой песней дружим,
Все по-русски говорим.
Хорошо живем, не тужим.
Эх, со сметаной хлеб едим!
3 мальчик: Эх, сторонушка, родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Сосновый бор и тишина!
4 мальчик: Ой, березонька-березка,
Раскудря-кудрявая!
Хороша, ты речка наша
Речка величавая!
5 мальчик: приезжайте в гости к нам,
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим!
Все: Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы нам похлопали!
Воспитатель: Ребята, с какими символами познакомили нас ребята и девчата? (Инструменты – балалайка и гармошка) Прикрепим на карту России символ – балалайку и гармошку.
9) Девятый символ – ромашка
Выходят Иван да Марья.
Иван (обращается к Марии) Я вижу, у тебя в руках появился еще один символ России.
Мария (держит в руках ромашки): Да, ромашка, как и береза – символ русской природы. В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, верности и любви.
Иван. Давай же поскорее прикрепим и этот символ на наш портрет! (Мария прикрепляет ромашку в центре портрета России)
IV. Заключение
Воспитательь: Вот мы и создали с вами портрет нашей Родины). А теперь во славу нашей страны споём песню. Дети поют песню «Моя Россия – моя страна»
Воспитатель: а теперь оцените наше занятие: флажок, если занятие понравилось, ромашка, если вы о нем хотите кому-то рассказать.
Воспитатель: Мы забыли еще от одном символе нашей страны – гостеприимстве. Так сложилось, что наш народ всегда был хлебосолен. Поэтому мы хотим угостить вас пирожками. Под русские наигрыши на подносах Иван да Мария раздают пирожки гостям и детям.