СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия по духовно – нравственному воспитанию на тему «Мир души»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие воспитывает детей в духовно-нравственном направлении.

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа.

Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия по духовно – нравственному воспитанию на тему «Мир души»»

Занятие по духовно – нравственному воспитанию на тему:

«Мир души»

Оборудование:

  1. Записи следующих произведений:

Л.Бетховен, Симфония № 5, часть 1;

Л.Бетховен, Симфония № 9, часть 3;

И.С.Бах, «Шутка» из сюиты № 2;

В.А.Моцарт, «Реквием» («Лакримоза»);

Ф.Шуберт, «Серенада»;

2. Репродукция картин.

3. Листочки, разделенные на две половины: на одной написано слово «душа», на другой -  «тело».

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию (звучит «Серенада» Ф.Шуберта).

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я прошу вас, соответственно этой теме, быть очень- очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом. (Музыка затихает).

Педагог показывает, записанные на листке слова.

ПРЕКРАСНАЯ, СТРАДАЮЩАЯ, ШИРОКАЯ, ЩЕДРАЯ…

К какому слову подходят все эти определения? (Дети думают, высказывают предположения, учитель подсказывает).

Правильно. Душа. А тема нашего занятия «Мир души».

Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте другие музыкальные произведения. А потом вы мне скажете, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка?

(Звучат начало Симфонии № 5 Л.Бетховена, «Шутка» И.С.Баха, «Лакримоза» В.А.Моцарта).

Беседа с детьми о музыке. Симфония № 5 Бетховена обычно ассоциируется у детей с тревогой и страхом. «Шутка» Баха – с легкостью и весельем. «Лакримоза» Моцарта – с грустью, горем, скорбью.

Правильно, ребята. А как вы все это узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов. (Ответы детей). Конечно, вы почувствовали это душой.

«Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» - так сказал немецкий романист 19 в. Бертольд Ауэрбах.

Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки» - эти слова взяты из религии  Бахай.

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь. Если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут.

Где души дышат и поют.

И жизнь лишь только в них возможна.

                                  (М.Скребцова).

Музыка с нами всегда – в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни, и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь  человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? Перечислите все отличия, которые могут существовать между близнецами.

(Примеры ответов: характер, способности, эрудиция, ум).

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними признаками (видимыми), но и главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, более важно внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? (Ответы детей) Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной души или временного тела? (Ответы детей). Конечно, смыслом жизни человеческой является, в первую очередь, развитие и совершенствование души. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

Детям раздаются листочки, разделенные на две половины: на одной написано слово «Душа», на другой – «тело». На доске записаны слова: «летать», «радоваться», «восхищаться», «мерзнуть», «питаться», «жиреть», «любить», «расти». Задание детям – выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу, и записать их в соответствующие половинки. Затем обсуждаются ответы детей, приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти

Учитель. Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными качествами, чем тело. А способность расти и питаться, присуща как душе, так и телу.

Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста: взрослые люди не растут. А душа растет и совершенствуется бесконечно – и у ребенка и у взрослого, и даже у пожилого человека. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа растет в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа? (ответы детей). Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем, друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыки, стихи, сказки.

Вот послушайте одну.

Учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Чудо рождения» (см. Приложение №1). Чтение сопровождает тихая музыка – «Хоральная прелюдия» И.С.Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос». По окончании чтения учитель беседует с детьми.

Вопросы для обсуждения:

  1. А вы смотрели, когда нибудь на звездное небо?

  2. Вы видели падающие звезды?

Учитель: Теперь, ребята, сядьте прямо и положите ваши руки, ладонями вверх, опираясь на соединение бедер и живота. (Показывает.) Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой. Падающей с небес Божьей искрой.

Продолжает звучать «Хоральная прелюдия» И.С.Баха

Учитель. Что вы чувствовали во время звучания музыки? (ответы детей.)

Ребята, есть ли у вас любимые цветы? (ответы детей). А почему вам нравится именно этот цветок? (ответь детей). Сядьте дома так же, как вы сидели на нашем занятии, и представьте себя маленькой звездочкой, летящей в вашем любимом цветке.

Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, совершенствуется душа. Кто нам их повторит? (Ответы детей)

Про человека с большой душой говорят, что это «душевный человек». Ребята, как мы отличаем душевного человека? (Ответы детей) Душевный человек – это, в первую очередь человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям, ко всем без исключения. Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

Но бывают случаи, когда душа может уменьшаться и становиться совсем незаметной. Про такого человека говорят, что это – «бездушный человек». Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек? (Ответы детей). Душа становится слабенькой и незаметной, когда мы злимся, ругаемся, говорим нехорошие слова, обижаем людей, мучаем животных. Почему?  (Ответы детей). Потому что как мы уже говорили, души наши настроены на созвучие только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным. Целью жизни человека является развитие, и совершенствование бессмертной души. Ребята, как нужно жить, чтобы стать настоящим человеком, а не бездушным монстром? (Ответы детей)

Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М.Скребцовой.

Звучит Симфонии №9 (часть 3) Л.Бетховен

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, кто дар святой хранят,

В нем Божьей сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

О, души, вы – носители любви,

 Призванье ваше – излучать тепло,

В стремленья светлые во дни свои,

О, не вносите, не впускайте зло.

Господь вручит вам дар неповторимый,

Носители его – ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог,

Священном силы вещие порывы…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!