СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план занятия внеурочной деятельности по краеведению "Музыка родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может  быть использована для проведения  классного часа,  занятия  внеурочной деятельности в 3-4 классах. Цель :содействовать  духовно-нравственному, эстетическому  и гражданскому становлению личности младшего школьника через  ознакомление  с культурным наследием малой Родины.Расширяет кругозор обучающихся в области музыки,развивает познавательный интерес к  изучению искусства и культуры  своей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план занятия внеурочной деятельности по краеведению "Музыка родного края"»

Сценарный план занятия для реализации программы внеурочной деятельности «Я-курянин»

Класс: 3

Форма проведения занятия: путешествие по стране «Куряния»

Тема: «Курск музыкальный. Гордость земли Курской».

Цели: содействовать духовно-нравственному, эстетическому и гражданскому становлению личности младшего школьника через ознакомление с культурным наследием малой Родины.

Планируемые результаты

Личностные: познавательный интерес к новому материалу, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства музыкальной культурой края;

Метапредметные: выражать речь в устной и письменной форме; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение; допускать возможность существования различных точек зрения и ориентировать на позицию партнёра в общении и взаимодействии с ними; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парно-групповая или групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, флеш – карта, записи-СD, видеозаписи.

Воспитательный эффект: формирование и развитие личностного отношения к культурным ценностям города, района, посёлка;

формирование у обучающихся уважения к культуре Курской области, чувства гордости за свой край на примере творчества В.Ф.Гридина,; осознание обучающимися связи с наследием Курского края, его значимости для всех поколений жителей посёлка, района, области.

Воспитательный результат: расширять знания о музыкальных инструментах, получат представления о музыкальных и литературных произведениях родного края; знают известных талантливых людей ,прославивших свой край; имеют представление о биографии и творчестве В.Ф.Гридина.

Ход занятия:

I.Вступительное слово.

II.Разгадывание кроссворда. Определение темы.

III.Работа с текстом «История вещей»

IV.Рассказ с презентацией о творчестве музыканта.

V.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube концерта В.Гридина.

VI. Беседа.Рассказ с презентацией о творчестве музыканта (продолжение).

VII.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube «На малой родине» В.Гридина

VIII. Рассказ с презентацией о творчестве музыканта (продолжение).

IX.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube «Дунайские волны».

X. Творческая работа.

XI. Подведение итогов.

XII. Музыкальная копилка.

Источники, используемые при подготовке к занятию:

1.Гордость земли Курской. Виктор Федорович Гридин: к 70-летию со дня рождения [Текст]: библиографический указ./МКУК «Пристенская межпоселенческая библиотека»; сост. З.В.Гутнева;ред.Т.С.Сафонова.-Пристень,2012.-41с.

2.Калейдоскоп искусств «Моя Куряния» /состав. Г. В. Тюнина. -Курск:ООО»Учитель»,2012.-с.28

Использование интернет – ресурсов:

1. https://www.youtube.com/watch?v=n_FKB59XPkY

2. https://www.youtube.com/watch?v=KS6T81ojcd4

3. https://www.youtube.com/watch?v=Zhj4pw30cj4


Автор работы: Надеина Светлана Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень», первая квалификационная категория, педагогический стаж- 22 года


I.Вступительное слово.

Ребята! Мы продолжаем с вами путешествовать по стране «Куряния» и нашу с вами встречу я хотела бы начать отрывком из произведения курского писателя «Гимн родной земле» В. Золотарева.

-Послушайте.

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков…-таланты курян.


-Ребята, а что вы знаете об этих известных всем людях-курянах?/Ответы детей: Георгий Свиридов – русский и советский композитор, пианист; Евгений Носов- русский и советский писатель; Вячеслав Клыков-советский и российский скульптор/

-Курский край богат талантливыми людьми. Это писатели, художники, скульпторы, певцы, музыканты.

-Сегодня мне бы хотелось заглянуть с вами на нашу малую родину-Пристенский край.

и прикоснуться к творчеству замечательного музыканта, композитора, народного артиста России, и просто нашего с вами земляка. Чтобы узнать о ком я говорю, разгадаем кроссворд «Музыкальные инструменты».

II. Разгадывание кроссворда.

В выделенной рамке по вертикали прочтём его фамилию.

  1. Низким голосом поёт

Называется…../фагот/



  1. У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть- не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается../гармонь/



3.Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело,

Скользит мелодия так гибко

Затихло всё- играет …./скрипка../



4.Вот клавиши, как на рояле,

Но чтоб они заиграли,

Чтобы песня была неплоха,

Растягивать надо меха. /аккордеон/



5. Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий

Называется …./свирель/



6.Смычком по струнам проведу и

Сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет

По – разному звучать он может.

То нежно, ласково, легко,

То низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт

И сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель,

зовут его…./виолончель/




ф

а

г

о

т


г

а

р

м

о

н

ь


с

к

р

и

п

к

а


а

к

к

о

р

д

е

о

н


с

в

и

р

е

л

ь

в

и

о

л

о

н

ч

е

л

ь

/см. Презентация «Кроссворд»-слайд № 2/

-Итак, познакомимся мы сегодня с Гридиным.

-Ребята, посмотрите на этот портрет. Гридин Виктор Федорович.

/см Презентация-слайд №3/

Родился он 28 февраля 1943 года в с. Пристенное Пристенского района Курской области.

-На каком же инструменте он играл? Отгадайте загадку.

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет и поёт-

Если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нём

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян

Голосистый наш…../баян/

/см. Презентация –слайд № 4/

-Где вы встречались с таким инструментом?/предполагаемые ответы: дома ,играет старший брат, сестра, папа, дедушка; видел в музыкальной школе, на концерте/

-Известно ли вам, как появился в России музыкальный инструмент БАЯН?

III.Работа с текстом.

-У вас на столе лежит карточка с текстом. Прочитайте его самостоятельно.

ТЕКСТ из рубрики «История вещей»

Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Баян существует на Руси с 1907 года. Родом из старинного города Тулы. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Сотворил он его не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского-Титаренко. Этот артист необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть ещё искуснее. Существует версия, что назвали инструмент в честь русского сказителя и певца Бояна. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошёл гулять по всей России. Баян так же, как и гармонь, любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.
Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений.

-А теперь ответьте на вопросы, представленные на слайде?

/см. Презетация –слайд № 5/


1. Кто является прародителем баяна?

2.Когда появился баян на Руси?

3. Кто сотворил русский баян?

4.В честь кого назвали инструмент?

-Посмотрите, как выглядят эти музыкальные инструменты: гармоника, баян.

/см. Презентация-слайд № 6/

Рассказ с презентацией.

/См. Презентация –слайд № 7/

-В 10 лет отец подарил сыну Виктору баян, и судьба Виктора была определена бесповоротно. Многодетная семья Гридиных была вся музыкальная. Каждый играл на каком-нибудь инструменте. Все подбирали по – деревенски, на слух. Нот –то никто не знал. После окончания школы Виктор Гридин учился в Харьковском музыкальном училище. Природный талант и одержимость искусством провели его в Москву в музыкальное училище им. Гнесиных. В 1962 году 19-летний выпускник училища был сразу же приглашен солистом эстрадно- симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1968 по 1975 годы в составе дважды Краснознамённого ансамбля, песни и пляски Советской Армии имени Александрова Гридин объехал буквально весь мир… Мастерство баяниста приобретает в эти годы характерные стилистические черты: вертуозность техники, задушевная лирика и необыкновенный артистизм.

/см Презентация –слайд № 8/

В полной мере исполнительское своеобразие Гридина раскрылось в Государственном русском народном ансамбле «Россия», созданном Народной артисткой Советского Союза Людмилой Зыкиной. Именно здесь аккомпанирующий баянист Гридин стал пробовать себя как композитор и дирижёр. Гридин и Зыкина объездили с концертами 95 стран мира.

/см Презентация –слайд № 9/

Наиболее известные его произведения: «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Утушка луговая», «На берегу лазурного залива», «Цыганская рапсодия», «Ехал казак за Дунай»

Просмотр видео.

-Я предлагаю вам сейчас виртуально побывать на концерте, где выступал Виктор Гридин.



/предлагается просмотр видео с сайта YouTube. «Виктор Гридин.

«Рассыпуха», «Утушка луговая».1986 год/- см. ссылка в Приложении /

https://www.youtube.com/watch?v=n_FKB59XPkY

Беседа.

-Каковы ваши впечатления?

-Что вы можете сказать об игре Виктора Гридина на баяне?

Большим своеобразием и виртуозностью отличается исполнительская манера Гридина. Его знаменитый шестирядный баян, который он смастерил сам, даже в сольном исполнении становится настоящим оркестром. Его произведения излучают свет добра и красоты народной музыки. Вокальность, песенность, народность - отличительные черты всего гридинского творчества.

Рассказ с презентацией ( продолжение).



- В 1994 году в посёлке Пристень состоялся районный праздник «Играй, гармонь!» Самым дорогим гостем стал Виктор Гридин, который возглавил жюри в конкурсе баянистов и сам исполнил несколько номеров. Очень сильное впечатление произвело на земляков не только его выступление на празднике, но и общение с этим талантливым, умным человеком. Глубокий и добрый след оставил он в душе пристенцев.

….И пел баян земле любимой славу

К баяну низко голову склонив

Тот баянист великую державу

Игрой своей навеки покорил.

-Так писали о Гридине его земляки.

/Л. Бекетова «Памяти Виктора Гридина»/



-В 1997 году Виктор Фёдорович ушёл из жизни преждевременно 4 апреля 1997 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На могиле В.Ф.Гридина установлен памятник работы В.М.Клыкова - известного курского скульптора. /см Презентация-слайд № 10/

Через год после его смерти в 1998 году в Курчатове состоялся первый открытый конкурс баянистов и аккордеонистов, посвященный памяти нашего земляка,затем второй.

/см Презентация –слайд № 11/

В связи с 60-летем со дня рождения выдающегося баяниста в 2003 году за 2 недели до его дня рождения в г.Курске и в рамках фестиваля в Пристенском районе проходил первый музыкальный Фестиваль памяти легендарного баяниста Виктора Гридина. С 2003 года конкурс проводится в г. Курске один раз в два года, чередуясь с фестивалем. Конкурс и фестиваль с самого начала их возникновения проходили при поддержке народной артистки СССР Людмилы Георгиевны Зыкиной и ансамбля «Россия».

/см. презентация-слайд № 12/

С 2012 года конкурсы имеют статус Всероссийского. Обязательное условие конкурса –исполнение произведений Гридина.

/см. презентация –слайд № 13/

В 2013 году прошёл юбилейный фестиваль к 70-летию со дня рождения Виктора Фёдоровича.

/см. Презентация –слайд № 14/

-28 февраля 2013 года к 70-летию со дня рождения музыканта в Курске перед зданием филармонии на ул. Перекальского был открыт памятник-бюст В.Гридина (скульптор Ю.Киреев) /см. Презентация-слайд № 15/

А оркестру народных инструментов Курской государственной филармонии под управлением П.Горбунова было присвоено имя народного артиста РСФСР В.Ф.Гридина.

Виктор Гридин очень любил свою Родину и часто приезжал в Курск и в родное село Пристенное.

В один из своих приездов в г.Курск с концертом, Виктор Фёдорович пригласил на выступление своих односельчан. Те спросили, что ему привезти с родины. Он ответил: «Привезите яблок, антоновских». На сцену земляки вышли с огромной корзиной яблок.

Просмотр видео.

См. /предлагается просмотр видео с сайта YouTube. На малой Родине.

https://www.youtube.com/watch?v=KS6T81ojcd4

Рассказ с презентацией (продолжение).

-В 2016 году в с. Пристенное прошёл I Межрегиональный фестиваль баянистов, гармонистов, частушечников и исполнителей народной песни «Гармошечка- говорушечка, песня, пляска и частушечка». В фестивале приняли участие представители Курской и Белгородской областей.

/см. Презентация –слайд № 16/

А в 2018 году 19 августа прошёл уже III межрегиональный Фестиваль. Дата проведения фестиваля совпала с православным праздником - Преображение Господне ( Яблочный Спас). Это престольный праздник села Пристенное.

/см. Презентация-слайд №17-18 /

- Сегодня Детская школа искусств в Пристенском районе носит имя Виктора Федоровича Гридина, которое было присвоено школе в 2018 году в честь 75-летия со дня рождения Виктора Федоровича. В апреле 2018 года детская школа искусств отметила своё 50-летие. /см. Презентация № 19/



В Пристенском краеведческом музее представлена постоянная экспозиция, посвященная композитору, дирижёру, музыканту-баянисту.

/см.Презентация –слай № 20

-Известный советский композитор, пианист Д.Д.Шостакович сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать…»



Просмотр видео.

/ предлагается просмотр видео с сайта YouTube. Виктор Гридин.

Дунайские волны/.

https://www.youtube.com/watch?v=Zhj4pw30cj4

Творческая работа.

-Попробуем сейчас, имея уже представление о В.Гридине, как о баянисте –виртуозе, сказать о его музыке, о его игре на баяне. Придумать слова-прилагательные на каждую букву данного слова, характеризующие его музыку и виртуозную игру.

/Ребята подходят к первым столам каждого ряда, работают в 3-х группах, затем по результатам их ответов на доске появляется следующая запись./



В- великолепная, впечатляющая ,высокая

И- интересная, изысканная, искусстная

Р -радужная, радостная, радушная

Т- трогательная, темпераментная ,творческая

У- уникальная, удивительна, увлекательная

О- озорная, ослепительная, ободряющая

З- заводная, задушевная, замечательная.



Заключительная часть. Подведение итогов.

- Что вы можете рассказать своим родным и знакомым о Гридине?

- Где родился В.Ф.Гридин?

- На каком инструменте он учился играть?


Продолжите предложения одним словом:

1.Я узнал(а), что Гридин-это…

2.Я узнал(а), что Гридин -это….

3.Я узнала(а), что Гридин-это…

- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?

Вот и подошло наше путешествие по стране « Куряния».


/см.Презентация-слайд № 21/


-Для меня, а теперь и для вас, ребята, Виктор Гридин – это, поистине, гордость земли Курской.


Музыкальная копилка.

-Пусть в вашей музыкальной копилке земли Курской появится ещё одна страничка, посвященная Виктору Фёдоровичу Гридину.

/детям раздаются листочки со стихотворением «Памяти Виктора Гридина» с одной стороны, а с другой стороны набор фото его творчества./






Гридин

Виктор Фёдорович


28 февраля 1943 года-

4 апреля 1997 года


«Рассыпуха»,

«Утушка луговая»,

«На берегу лазурного залива», «Цыганская рапсодия»,

«Ехал казак за Дунай»,

«Озорные наигрыши»,

«Карело-финская полька»,

«Дунайские волны»


Памяти Виктора Гридина

В Колонном зале снова было тесно

Не может всех вместить огромный зал

Концерт « России» здесь сегодня, русской песни

На сцену вышел баянист и заиграл.


И в зале люди тихо зашептались:

Играет как, вот мастер, виртуоз

Сказали -Гридин, да его ж все знают,

Игрой он душу трогает до слёз!


Так кто же он, вы спросите, откуда?

И чья земля взрастила тот талант,

Что называют музыкальным чудом:

Он композитор, дирижёр, он музыкант.


Вихрастый мальчик из земли Пристенской,

Новатор, самородок, так о нём

Восторженно писала наша пресса,

И вы не раз услышите о том.


«Талант от Бога», так о нём напишут,

И это правда, знаем мы сейчас

«Он музыкой живёт, он ею дышит.

Он –баянист, и наш земляк для нас!


Откуда же такая виртуозность,

У сельского простого паренька?

И льётся музыка, то весело, то слёзно,

И за собой ведёт, где даль светла, легка.


Ручьёв Пристенских вешние разливы

В игре его мы слышим тут и там

И трелей соловьиных переливы

По всему свету пел его баян.


Родных полей бескрайние просторы

Впитала с детства страстная душа,

Отсюда ширь и мощь в его аккордах

И замирает зал, внимая, не дыша.


Он часто навещал село родное,

Где бегал он ещё босым мальцом,

Пронёс по жизни чувство он святое

К земле родимой дедов и отцов.


И пел баян земле любимой славу

К баяну низко голову склонив

Тот баянист великую державу

Игрой своей навеки покорил. /Л. Бекетова, библиотекарь/


Вывод: данная разработка занятия внеурочной деятельности расширяет запас знаний обучающихся в области краеведения, музыкального образования, способствует духовно-нравственному, эстетическому и гражданскому воспитанию младших школьников и может быть использована для реализации программы внеурочной деятельности

«Я –курянин».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!