Сценарный план занятия для реализации программы внеурочной деятельности «Я-курянин»
Класс: 3
Форма проведения занятия: путешествие по стране «Куряния»
Тема: «Курск музыкальный. Гордость земли Курской».
Цели: содействовать духовно-нравственному, эстетическому и гражданскому становлению личности младшего школьника через ознакомление с культурным наследием малой Родины.
Планируемые результаты
Личностные: познавательный интерес к новому материалу, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства музыкальной культурой края;
Метапредметные: выражать речь в устной и письменной форме; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение; допускать возможность существования различных точек зрения и ориентировать на позицию партнёра в общении и взаимодействии с ними; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парно-групповая или групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, флеш – карта, записи-СD, видеозаписи.
Воспитательный эффект: формирование и развитие личностного отношения к культурным ценностям города, района, посёлка;
формирование у обучающихся уважения к культуре Курской области, чувства гордости за свой край на примере творчества В.Ф.Гридина,; осознание обучающимися связи с наследием Курского края, его значимости для всех поколений жителей посёлка, района, области.
Воспитательный результат: расширять знания о музыкальных инструментах, получат представления о музыкальных и литературных произведениях родного края; знают известных талантливых людей ,прославивших свой край; имеют представление о биографии и творчестве В.Ф.Гридина.
Ход занятия:
I.Вступительное слово.
II.Разгадывание кроссворда. Определение темы.
III.Работа с текстом «История вещей»
IV.Рассказ с презентацией о творчестве музыканта.
V.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube концерта В.Гридина.
VI. Беседа.Рассказ с презентацией о творчестве музыканта (продолжение).
VII.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube «На малой родине» В.Гридина
VIII. Рассказ с презентацией о творчестве музыканта (продолжение).
IX.Просмотр видео по ссылке с сайта YouTube «Дунайские волны».
X. Творческая работа.
XI. Подведение итогов.
XII. Музыкальная копилка.
Источники, используемые при подготовке к занятию:
1.Гордость земли Курской. Виктор Федорович Гридин: к 70-летию со дня рождения [Текст]: библиографический указ./МКУК «Пристенская межпоселенческая библиотека»; сост. З.В.Гутнева;ред.Т.С.Сафонова.-Пристень,2012.-41с.
2.Калейдоскоп искусств «Моя Куряния» /состав. Г. В. Тюнина. -Курск:ООО»Учитель»,2012.-с.28
Использование интернет – ресурсов:
1. https://www.youtube.com/watch?v=n_FKB59XPkY
2. https://www.youtube.com/watch?v=KS6T81ojcd4
3. https://www.youtube.com/watch?v=Zhj4pw30cj4
Автор работы: Надеина Светлана Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень», первая квалификационная категория, педагогический стаж- 22 года
I.Вступительное слово.
Ребята! Мы продолжаем с вами путешествовать по стране «Куряния» и нашу с вами встречу я хотела бы начать отрывком из произведения курского писателя «Гимн родной земле» В. Золотарева.
-Послушайте.
Искусны куряне в искусствах всех видов,
И ныне недаром во множестве стран
Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.
И Носов, и Клыков…-таланты курян.
-Ребята, а что вы знаете об этих известных всем людях-курянах?/Ответы детей: Георгий Свиридов – русский и советский композитор, пианист; Евгений Носов- русский и советский писатель; Вячеслав Клыков-советский и российский скульптор/
-Курский край богат талантливыми людьми. Это писатели, художники, скульпторы, певцы, музыканты.
-Сегодня мне бы хотелось заглянуть с вами на нашу малую родину-Пристенский край.
и прикоснуться к творчеству замечательного музыканта, композитора, народного артиста России, и просто нашего с вами земляка. Чтобы узнать о ком я говорю, разгадаем кроссворд «Музыкальные инструменты».
II. Разгадывание кроссворда.
В выделенной рамке по вертикали прочтём его фамилию.
Низким голосом поёт
Называется…../фагот/
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть- не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается../гармонь/
3.Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело,
Скользит мелодия так гибко
Затихло всё- играет …./скрипка../
4.Вот клавиши, как на рояле,
Но чтоб они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха. /аккордеон/
5. Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется …./свирель/
6.Смычком по струнам проведу и
Сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
По – разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель,
зовут его…./виолончель/
| ф | а | г | о | т | |
г | а | р | м | о | н | ь |
| с | к | р | и | п | к | а | |
а | к | к | о | р | д | е | о | н |
| с | в | и | р | е | л | ь |
в | и | о | л | о | н | ч | е | л | ь |
/см. Презентация «Кроссворд»-слайд № 2/
-Итак, познакомимся мы сегодня с Гридиным.
-Ребята, посмотрите на этот портрет. Гридин Виктор Федорович.
/см Презентация-слайд №3/
Родился он 28 февраля 1943 года в с. Пристенное Пристенского района Курской области.
-На каком же инструменте он играл? Отгадайте загадку.
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет и поёт-
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…../баян/
/см. Презентация –слайд № 4/
-Где вы встречались с таким инструментом?/предполагаемые ответы: дома ,играет старший брат, сестра, папа, дедушка; видел в музыкальной школе, на концерте/
-Известно ли вам, как появился в России музыкальный инструмент БАЯН?
III.Работа с текстом.
-У вас на столе лежит карточка с текстом. Прочитайте его самостоятельно.
ТЕКСТ из рубрики «История вещей»
Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Баян существует на Руси с 1907 года. Родом из старинного города Тулы. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Сотворил он его не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского-Титаренко. Этот артист необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть ещё искуснее. Существует версия, что назвали инструмент в честь русского сказителя и певца Бояна. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошёл гулять по всей России. Баян так же, как и гармонь, любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.
Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений.
-А теперь ответьте на вопросы, представленные на слайде?
/см. Презетация –слайд № 5/
1. Кто является прародителем баяна?
2.Когда появился баян на Руси?
3. Кто сотворил русский баян?
4.В честь кого назвали инструмент?
-Посмотрите, как выглядят эти музыкальные инструменты: гармоника, баян.
/см. Презентация-слайд № 6/
Рассказ с презентацией.
/См. Презентация –слайд № 7/
-В 10 лет отец подарил сыну Виктору баян, и судьба Виктора была определена бесповоротно. Многодетная семья Гридиных была вся музыкальная. Каждый играл на каком-нибудь инструменте. Все подбирали по – деревенски, на слух. Нот –то никто не знал. После окончания школы Виктор Гридин учился в Харьковском музыкальном училище. Природный талант и одержимость искусством провели его в Москву в музыкальное училище им. Гнесиных. В 1962 году 19-летний выпускник училища был сразу же приглашен солистом эстрадно- симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1968 по 1975 годы в составе дважды Краснознамённого ансамбля, песни и пляски Советской Армии имени Александрова Гридин объехал буквально весь мир… Мастерство баяниста приобретает в эти годы характерные стилистические черты: вертуозность техники, задушевная лирика и необыкновенный артистизм.
/см Презентация –слайд № 8/
В полной мере исполнительское своеобразие Гридина раскрылось в Государственном русском народном ансамбле «Россия», созданном Народной артисткой Советского Союза Людмилой Зыкиной. Именно здесь аккомпанирующий баянист Гридин стал пробовать себя как композитор и дирижёр. Гридин и Зыкина объездили с концертами 95 стран мира.
/см Презентация –слайд № 9/
Наиболее известные его произведения: «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Утушка луговая», «На берегу лазурного залива», «Цыганская рапсодия», «Ехал казак за Дунай»
Просмотр видео.
-Я предлагаю вам сейчас виртуально побывать на концерте, где выступал Виктор Гридин.
/предлагается просмотр видео с сайта YouTube. «Виктор Гридин.
«Рассыпуха», «Утушка луговая».1986 год/- см. ссылка в Приложении /
https://www.youtube.com/watch?v=n_FKB59XPkY
Беседа.
-Каковы ваши впечатления?
-Что вы можете сказать об игре Виктора Гридина на баяне?
Большим своеобразием и виртуозностью отличается исполнительская манера Гридина. Его знаменитый шестирядный баян, который он смастерил сам, даже в сольном исполнении становится настоящим оркестром. Его произведения излучают свет добра и красоты народной музыки. Вокальность, песенность, народность - отличительные черты всего гридинского творчества.
Рассказ с презентацией ( продолжение).
- В 1994 году в посёлке Пристень состоялся районный праздник «Играй, гармонь!» Самым дорогим гостем стал Виктор Гридин, который возглавил жюри в конкурсе баянистов и сам исполнил несколько номеров. Очень сильное впечатление произвело на земляков не только его выступление на празднике, но и общение с этим талантливым, умным человеком. Глубокий и добрый след оставил он в душе пристенцев.
….И пел баян земле любимой славу
К баяну низко голову склонив
Тот баянист великую державу
Игрой своей навеки покорил.
-Так писали о Гридине его земляки.
/Л. Бекетова «Памяти Виктора Гридина»/
-В 1997 году Виктор Фёдорович ушёл из жизни преждевременно 4 апреля 1997 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На могиле В.Ф.Гридина установлен памятник работы В.М.Клыкова - известного курского скульптора. /см Презентация-слайд № 10/
Через год после его смерти в 1998 году в Курчатове состоялся первый открытый конкурс баянистов и аккордеонистов, посвященный памяти нашего земляка,затем второй.
/см Презентация –слайд № 11/
В связи с 60-летем со дня рождения выдающегося баяниста в 2003 году за 2 недели до его дня рождения в г.Курске и в рамках фестиваля в Пристенском районе проходил первый музыкальный Фестиваль памяти легендарного баяниста Виктора Гридина. С 2003 года конкурс проводится в г. Курске один раз в два года, чередуясь с фестивалем. Конкурс и фестиваль с самого начала их возникновения проходили при поддержке народной артистки СССР Людмилы Георгиевны Зыкиной и ансамбля «Россия».
/см. презентация-слайд № 12/
С 2012 года конкурсы имеют статус Всероссийского. Обязательное условие конкурса –исполнение произведений Гридина.
/см. презентация –слайд № 13/
В 2013 году прошёл юбилейный фестиваль к 70-летию со дня рождения Виктора Фёдоровича.
/см. Презентация –слайд № 14/
-28 февраля 2013 года к 70-летию со дня рождения музыканта в Курске перед зданием филармонии на ул. Перекальского был открыт памятник-бюст В.Гридина (скульптор Ю.Киреев) /см. Презентация-слайд № 15/
А оркестру народных инструментов Курской государственной филармонии под управлением П.Горбунова было присвоено имя народного артиста РСФСР В.Ф.Гридина.
Виктор Гридин очень любил свою Родину и часто приезжал в Курск и в родное село Пристенное.
В один из своих приездов в г.Курск с концертом, Виктор Фёдорович пригласил на выступление своих односельчан. Те спросили, что ему привезти с родины. Он ответил: «Привезите яблок, антоновских». На сцену земляки вышли с огромной корзиной яблок.
Просмотр видео.
См. /предлагается просмотр видео с сайта YouTube. На малой Родине.
https://www.youtube.com/watch?v=KS6T81ojcd4
Рассказ с презентацией (продолжение).
-В 2016 году в с. Пристенное прошёл I Межрегиональный фестиваль баянистов, гармонистов, частушечников и исполнителей народной песни «Гармошечка- говорушечка, песня, пляска и частушечка». В фестивале приняли участие представители Курской и Белгородской областей.
/см. Презентация –слайд № 16/
А в 2018 году 19 августа прошёл уже III межрегиональный Фестиваль. Дата проведения фестиваля совпала с православным праздником - Преображение Господне ( Яблочный Спас). Это престольный праздник села Пристенное.
/см. Презентация-слайд №17-18 /
- Сегодня Детская школа искусств в Пристенском районе носит имя Виктора Федоровича Гридина, которое было присвоено школе в 2018 году в честь 75-летия со дня рождения Виктора Федоровича. В апреле 2018 года детская школа искусств отметила своё 50-летие. /см. Презентация № 19/
В Пристенском краеведческом музее представлена постоянная экспозиция, посвященная композитору, дирижёру, музыканту-баянисту.
/см.Презентация –слай № 20
-Известный советский композитор, пианист Д.Д.Шостакович сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать…»
Просмотр видео.
/ предлагается просмотр видео с сайта YouTube. Виктор Гридин.
Дунайские волны/.
https://www.youtube.com/watch?v=Zhj4pw30cj4
Творческая работа.
-Попробуем сейчас, имея уже представление о В.Гридине, как о баянисте –виртуозе, сказать о его музыке, о его игре на баяне. Придумать слова-прилагательные на каждую букву данного слова, характеризующие его музыку и виртуозную игру.
/Ребята подходят к первым столам каждого ряда, работают в 3-х группах, затем по результатам их ответов на доске появляется следующая запись./
В- великолепная, впечатляющая ,высокая
И- интересная, изысканная, искусстная
Р -радужная, радостная, радушная
Т- трогательная, темпераментная ,творческая
У- уникальная, удивительна, увлекательная
О- озорная, ослепительная, ободряющая
З- заводная, задушевная, замечательная.
Заключительная часть. Подведение итогов.
- Что вы можете рассказать своим родным и знакомым о Гридине?
- Где родился В.Ф.Гридин?
- На каком инструменте он учился играть?
Продолжите предложения одним словом:
1.Я узнал(а), что Гридин-это…
2.Я узнал(а), что Гридин -это….
3.Я узнала(а), что Гридин-это…
- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?
Вот и подошло наше путешествие по стране « Куряния».
/см.Презентация-слайд № 21/
-Для меня, а теперь и для вас, ребята, Виктор Гридин – это, поистине, гордость земли Курской.
Музыкальная копилка.
-Пусть в вашей музыкальной копилке земли Курской появится ещё одна страничка, посвященная Виктору Фёдоровичу Гридину.
/детям раздаются листочки со стихотворением «Памяти Виктора Гридина» с одной стороны, а с другой стороны набор фото его творчества./
Гридин Виктор Фёдорович 28 февраля 1943 года- 4 апреля 1997 года «Рассыпуха», «Утушка луговая», «На берегу лазурного залива», «Цыганская рапсодия», «Ехал казак за Дунай», «Озорные наигрыши», «Карело-финская полька», «Дунайские волны» | Памяти Виктора Гридина В Колонном зале снова было тесно Не может всех вместить огромный зал Концерт « России» здесь сегодня, русской песни На сцену вышел баянист и заиграл. И в зале люди тихо зашептались: Играет как, вот мастер, виртуоз Сказали -Гридин, да его ж все знают, Игрой он душу трогает до слёз! Так кто же он, вы спросите, откуда? И чья земля взрастила тот талант, Что называют музыкальным чудом: Он композитор, дирижёр, он музыкант. Вихрастый мальчик из земли Пристенской, Новатор, самородок, так о нём Восторженно писала наша пресса, И вы не раз услышите о том. «Талант от Бога», так о нём напишут, И это правда, знаем мы сейчас «Он музыкой живёт, он ею дышит. Он –баянист, и наш земляк для нас! Откуда же такая виртуозность, У сельского простого паренька? И льётся музыка, то весело, то слёзно, И за собой ведёт, где даль светла, легка. Ручьёв Пристенских вешние разливы В игре его мы слышим тут и там И трелей соловьиных переливы По всему свету пел его баян. Родных полей бескрайние просторы Впитала с детства страстная душа, Отсюда ширь и мощь в его аккордах И замирает зал, внимая, не дыша. Он часто навещал село родное, Где бегал он ещё босым мальцом, Пронёс по жизни чувство он святое К земле родимой дедов и отцов. И пел баян земле любимой славу К баяну низко голову склонив Тот баянист великую державу Игрой своей навеки покорил. /Л. Бекетова, библиотекарь/ |
Вывод: данная разработка занятия внеурочной деятельности расширяет запас знаний обучающихся в области краеведения, музыкального образования, способствует духовно-нравственному, эстетическому и гражданскому воспитанию младших школьников и может быть использована для реализации программы внеурочной деятельности
«Я –курянин».