СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий биологической викторины для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологическая викторина разработана для 6 класса. Её можно использовать в рамках предметной недели во втором полугодии. Задания подобраны для двух команд учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий биологической викторины для 6 класса»

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ в 6 классе

«БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»

подготовила учитель биологии МБОУ Савинской СОШ

Комарова Татьяна Валентиновна,

февраль 2016


Цель: развитие интереса к науке «биология», повышение мотивации к её изучению.

Задачи

  • обучающие: закрепить биологические термины, показать связь науки «Биология» с жизнью, расширить словарный запас;

  • развивающие: развивать логическое мышление, устойчивое внимание, умение сопоставлять факты;

  • воспитывающие: развивать умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих товарищей, доказывать свою позицию.

Материал: презентация в соответствии с заданиями; листы с подготовленными кроссвордами; листы со словом «ЛИСТОПАД», чистые листочки для работы.


Добрый день, уважаемые шестиклассники!

На этой неделе у нас в школе проходят мероприятия, связанные с математическими и естественными науками. Сегодня мы проведём с вами биологическую викторину. Надеюсь, вы будете активными и сможете решить предложенные задания. Помогать мне будут мои одноклассницы Лада и Таня. Они будут записывать полученные вами баллы и подводить итоги. Меня зовут Марина. Я желаю вам успехов и побед! Итак, внимание, начинаем!

Задание первое – можно заработать по 4 балла. Каждая команда должна узнать на слайдах по 2 листа и назвать их отличительные особенности. (у берёзы простой лист, у рябины непарноперистосложный лист; у липы простой лист, у каштана пальчатосложный лист).

Задание второе: В каких словах дубы шумят? – по 2 балла. (образец на слайде). Команды выполняют по 2 задания по очереди.

ДУБ _ _ (повторная съёмка эпизода фильма)

ДУБ _ _ _ _ _ (второй экземпляр документа)

ДУБ _ _ _ _ _ (зимняя верхняя одежда)

ДУБ _ _ _ (запасной актёр)

Молодцы! Двигаемся дальше!

Задание третье – биологические омонимы: слова звучат одинаково, а обозначают разные объекты. Каждой команде вновь по два задания на 2 балла.

Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (трюфели)

Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля. (узел)

Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение. (кабачок)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех организмов. (клетка)

Задание четвёртое – и снова картинки. Вы должны вспомнить соцветия: как они называются и для каких растений они характерны. Команда может заработать по 4 балла. Отвечаем по очереди. (сложный зонтик у моркови; сложная кисть = метёлка у сирени; кисть у капусты; корзинка у ромашки).

А теперь мы предлагаем вам отгадать кроссворд. В нём 12 заданий и одно ключевое слово, можно заработать 13 баллов. Ключевым словом здесь является научный термин для слова «испарение». Даём вам 5-7 минут. А Таня и Лада подведут пока предварительные итоги.

  1. Осевой орган растения (сТебель).

  2. Разросшийся главный корень (коРнеплод).

  3. Часть клетки, содержащая клеточный сок, (вАкуоль).

  4. Запасающая ткань семени (эНдосперм).

  5. Клетка, по которой движется вода с растворёнными солями, (Сосуд).

  6. Зачаточный побег (Почка).

  7. Корнеобразный вырост у некоторых водорослей. мхов (рИзоид).

  8. Представитель одного из царств живых организмов (гРиб).

  9. Палочковидная бактерия (бАцилла).

  10. Орган растения для семенного размножения (Цветок).

  11. Видоизменённый побег голосеменных растений, в котором образуются семена, (шИшка).

  12. Название плода груши (Яблоко).

Итак, «испарение» учёные называют «транспирация». Давайте узнаем предварительный итог.


Следующее задание «Учёные отдыхают». Посмотрите на экран. Вам необходимо решить, где какой учёный. Например, где, по-вашему, ботаник?. А теперь команды отвечают по очереди и могут заработать 2 балла.
















В следующем задании будут стихи. Вам необходимо составить слова из двух слогов соответственно стиху. Например, фа-соль. И снова команды отвечают по очереди. За каждое отгаданное слово 2 балла..

ОБРАЗЕЦ

Первое – одна из нот, Отгадаешь без хлопот. А второе в суп кладут, Если много – сильно бьют. Вместе всё – родня гороха, Коль не знаешь, очень плохо.

ФА + СОЛЬ = ФАСОЛЬ

Первое окна квартир украшает, Лёгким, ажурным это бывает. Слышит второе мужчина-поляк, В Польше к нему обращаются так. Целое в мае на клумбе цветёт, Любит красивый цветочек народ.

ТЮЛЬ + ПАН = ТЮЛЬПАН

Ломтики первого в чай опускают, Вкусным, душистым чаёк тот бывает. Ну, а второму никто уж не рад: Грешные люди в нём вечно горят. Целое – это напиток фруктовый, Жарким деньком освежиться им клёво.

ЛИМОН + АД = ЛИМОНАД

Когда мы очень близки с человеком, Ему слог первый говорим. Второй – в пруду лягушки скажут летом, А целое мы с кашею едим.

ТЫ + КВА = ТЫКВА

Первое – листов бумаги груда, Что несут на подпись отовсюду. Из второго плов и кашу варят И за вкус его недаром хвалят. А всё вместе – дерево на юге, Выше всех, стройней оно в округе.

КИПА + РИС = КИПАРИС


Предпоследнее задание. Есть осенью красивое явление природы – ЛИСТОПАД. Я знаю, что с этим понятием вы должны были поработать дома самостоятельно во время карантина. Мы вам предлагаем составить из букв этого слова различные другие слова. Чем больше, тем лучше. В словах из 6-7-8 и больше букв разрешаем использовать одну звёздочку, которая заменит любую букву. У вас 5 минут.

Завершили работу. Сдайте листочки нашему жюри. Баллы вы получите только за слова, которых нет у другой команды. Дополнительный балл за самое длинное слово. Сейчас Таня и Лада назовут предварительный результат.

Пока Лада и Таня подводят итог по вашим словам, мы решим две задачки.

  1. Выпускницы школы Аня и Юля посадили на пришкольном участке 2 саженца облепихи. Через несколько лет девочки пришли в школу и увидели свои деревца. Одна облепиха была усыпана ярко-жёлтыми ягодами, а на другой ягод совсем не было. Расстроилась Аня. Юля же улыбнулась и сказала: «Не огорчайся. Без твоей облепихи и на моей ягод не было бы». Права ли Юля?

  2. В русской народной сказке мужик обхитрил медведя. В первый раз предложил вместе посадить пшеницу, а урожай поделить так: себе – вершки, медведю – корешки. Обиделся медведь и решил, что в следующий раз он сам возьмёт вершки, а мужику оставит корешки. Согласился мужик, но предложил посеять репу. Урожай снова поделили так, что мужик остался в выигрыше. Объясните, как бы ботаник назвал «вершки» и «корешки», которые достались мужику.

Облепиха – двудомное растение: одни растения мужские с тычиночными цветками и плодов не дают; другие растения женские с пестичными цветами дают плоды, но при условии, что женские цветы опылятся пыльцой с мужских цветов. Поэтому нужны и мужские, и женские растения. «Вершки» в сказке колосья с плодами – зёрнами, «корешки» - корнеплоды – видоизменённые корни. За 1 задачу 3 балла, за 2 задачу – 2 балла.

Ну, а теперь внимание! Итоговый результат!!!

Награждаются команды и отдельные участники (самый находчивый, активный, эрудированный)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!