Сценарий урока математики
Тема: Решение сложных уравнений с проверкой.
Цель:
– совершенствование умения решать сложные уравнения и выполнять проверку;
– развитие умения выбирать наиболее удобный способ решения задач;
– формирование умений находить точки на координатной прямой, соответствующие противоположным числам;
– закрепление понятия противоположных чисел и роли числа 0;
– обобщение закономерности изменения значения произведения от изменения множителей;
– развитие умения анализировать и выделять существенные признаки.
Универсальные учебные действия
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные: формирование умения решать уравнения разных видов; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Прогнозируемые результаты.
Предметные. В конце урока учащиеся:
1.Знают алгоритм решения простых и сложных уравнений.
2.Умеют решать задачи, путем составления уравнений.
Метапредметные:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Сценарий урока
I. Организационное начало урока.
II. Актуализация знаний.
1. Вставьте вместо «окошек» одну и ту же цифру так, чтобы равенство стало верным:
а) 1 + 3 + 5 = 111;
б) 0 + 1 + 2 = 273;
3) 4 + 1 + 3 + 0 + 1 = 259.
2. Рассмотрите данные развертки.
– Какие фигуры можно склеить из этих разверток? (Цилиндр, конус.)
– Чем похожи цилиндр и конус?
– Чем они отличаются?
3. Скорость улитки м/мин. Какое расстояние проползет улитка за 5 минут; за 10 минут; за 1 час?
4. Какие различные натуральные числа надо вписать в кружки, чтобы произведение каждых двух чисел, помещенных в кружках, соединенных отрезком, равнялось 70? Подумайте, как можно назвать набор чисел, оказавшихся в кружках. | |
III. Постановка проблемы урока.
– Рассмотрите координатные прямые:
а)
б)
в)
– На какой координатной прямой отмечены только точки, соответствующие положительным числам?
– На какой координатной прямой отмечены только точки, соответствующие отрицательным числам?
– Как определить на третьей координатной прямой точки, соответствующие противоположным числам?
IV. Открытие нового знания. Работа по теме урока.
1. З а д а н и е 382.
– Сравните выражения, данные в пункте 1.
– В каком порядке они записаны? (В порядке повышения уровня трудности их решения.)
– Что значит решить уравнение?
– Решите самое сложное уравнение.
З а п и с ь:
5(х + 3) + 7 = 3(х + 12)
5х + 15 + 7 = 3х + 36
5х + 22 = 3х + 36
5х + 22 – 3х = 3х + 36 – 3х
2х + 22 = 36
2х = 36 – 22
2х = 14
х = 14 : 2
х = 7
– Какие знания помогли вам выполнить это задание? (Свойства равенств и законы арифметических действий.)
– Как можно выполнить проверку найденного корня?
– Сравните вашу проверку с проверкой, данной в пункте 5.
– Какая проверка выполнена верно? (Проверка а.)
– В чем ошибка выполнения проверки в остальных вариантах? (Значение корня надо подставлять в исходное уравнение, а не в упрощенные уравнения.)
– Решите уравнение: 2(а + 2) – 10 = 6(3 – а); сделайте проверку.
2. З а д а н и е 383.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Решите задачу подбором.
О т в е т: отцу – 45 лет.
– Сколько неизвестных в этой задаче? (Три неизвестных.)
– Каким способом удобно решить эту задачу? (Алгебраическим.)
– Запишите решение задачи с помощью уравнения.
– Как вы думаете, возраст кого из членов семьи удобно взять за неизвестное число – папы, Пети или его сестры?
Решение:
1) Пусть Пете – х лет, тогда папе – 3х лет, сестре – . По условию задачи папе и сестре вместе – 50 лет.
Получим уравнение:
3х + = 50
= 50
= 50
х = 50 : 10 · 3
х = 15 (лет) – Пете.
2) 15 · 3 = 45 (лет) – папе.
– Найдите арифметический способ решения этой задачи.
Запись:
Р е ш е н и е:
1) 3 · 3 = 9 (раз) – папа старше сестры;
2) 9 + 1 = 10 (ч.) – составляют 50 лет;
3) 50 : 10 = 5 (лет) – сестре;
4) 50 – 5 = 45 (лет) – папе.
– Какой способ решения задачи вам кажется удобным?
3. З а д а н и е 386.
– Какие числа называют положительными и отрицательными?
– Пользуясь положительными и отрицательными числами, запишите предложения из пункта 1.
З а п и с ь:
228 м, –28 м, –400 м, 220 м.
– Запишите, сколько времени осталось до вашего следующего дня рождения.
– Каким числом удобно воспользоваться: положительным или отрицательным – для записи этого времени?
– Если вы выбрали положительное число, то как обозначить время, прошедшее от вашего предыдущего дня рождения?
– Если время до наступления двадцать второго века обозначить положительным числом, каким числом нужно обозначить время от наступления двадцать первого века?
– Предложите другие похожие ситуации.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Повторение пройденного материала.
1. З а д а н и е 385.
З а п и с ь:
1 кг 300 г – 890 г = 1300 г – 890 г = 410 г
402 м2 : 6 м2 = 67 м2
63 м3 89 дм3 · 147 = 939183 дм3 = 9391 м3
14 ч 48 мин + 12 ч 36 мин = 27 ч 24 мин
2. З а д а н и е 384.
– Чем похожи данные выражения?
– Восстановите утраченные цифры.
– Сколько решений у каждого равенства? В чем причина?
а) + 51*8
2*1*
*08*
В с е г о 10 р е ш е н и й:
+ 5178 + 5178 + 5168 + 5168 + 5168
2910 2911 2912 2913 2914
8088 8089 8080 8081 8082
+ 5168 + 5168 + 5168 + 5168 + 5168
2915 2916 2917 2918 2919
8083 8084 8085 8086 8087
б) + 4*23
12**
*2*5
В с е г о 8 р е ш е н и й:
+ 4023 + 4023 + 4023 + 4023 + 4023 + 4023 + 4023 + 4023
1202 1212 1222 1232 1242 1252 1262 1272
5225 5235 5245 5255 5265 5275 5285 5295
в) – **3*
25*6
1*44
В с е г о 10 р е ш е н и й:
– 3930 – 3830 – 3730 – 3630 – 4030
2586 2586 2586 2586 2586
1344 1244 1144 1044 1444
– 4130 – 4230 – 4330 – 4430 – 4530
2586 2586 2586 2586 2586
1544 1644 1744 1844 1944
г) – *52*
*7*8
3*94
В с е г о 5 р е ш е н и й:
– 9522 – 8522 – 7522 – 6522 – 5522
5728 4728 3728 2728 1728
3794 3794 3794 3794 3794
– Измените каждое равенство так, чтобы было одно решение.
З а п и с ь:
а) + 51*8 б) + 4*23 в) – *93* г) – 952*
2*1* 12** 25*6 *778
*088 *235 1*44 3*94
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
– Восстановите нулевую точку и единичный отрезок.
Р е ш е н и е:
От точки с координатой (–1) вправо надо отложить отрезок, равный расстоянию между точками –2 и –1. Получим точку О.
От точки О вправо надо отложить отрезок, равный расстоянию между точками –2 и –1. Получим точку 1.
– Отметьте на данной координатной прямой точки К и М с координатами, противоположными числам 8 и –4.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие знания необходимы, чтобы решить сложное уравнение?
– Какие способы решения задач вы знаете?
– Какая существует зависимость значения произведения от изменения значения множителей?
Домашнее задание: № 382 (п. 6, II уравнение).