СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-6 классов « Писатели и поэты о природе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе « Писатели и поэты о природе»

          Внеклассное мероприятие в форме литературного вечера сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие может проводиться с целью воспитания чувства  любви к своему родному краю и бережного отношения к природе.

          На данном мероприятии используются творческие работы участвующих, викторины. Каждый сможет стать не только зрителем, но и непосредственным участником мероприятия.

Целевая аудитория: 5-6 классы.

Просмотр содержимого документа
«Год экологии»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-6 классов « Писатели и поэты о природе»



Цель проведения мероприятия: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг на тему «Год экологии»; портреты писателей и поэтов, чьи произведения звучат, проектор,ноутбук, презентация.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие «Писатели и поэты о природе». Поговорим о родной природе, любимой Родине.

Мы услышим, как писатели и поэты в своих произведениях прославляли родную природу.


Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Фёдор Тютчев

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».


1 ведущий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.  Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, голубое небо.


2 ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это – природа! Вслушайтесь в слова «природа», «Родина», род… .Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Наша жизнь неотделима от них. Природа поит, кормит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого из нас. Красота простой природы – неиссякаемый источник вдохновения для писателей и поэтов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.



Ученик.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог,
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.


Учитель.  Действительно, природа - источник красоты. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе всё взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет. Солнце, всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнёт наносить ей раны,что же станет с природой?! Природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она просит нас о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

( Под музыку «Времена года» П. И.Чайковского звучит стихотворение)


Ученик.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.


Ученик. Русская литература богата произведениями, представляющими собой оду родному краю. Немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа - источник не только красоты, но и доброты.


Ученик.  Поэт Александр Островский писал:

Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …


Библиотекарь.  В этих стихах автор замечает то, что скрыто от взгляда равнодушного. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.


Ученик.  А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер»

в исполнении… Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Ученик. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы. Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Ученик. Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Ученик.  Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала: Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ученик.  Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Н. М. Рубцов называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека.

Ученик. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.

Учитель. Теперь послушаем стихотворение, где природа уничтожается руками человека.

Ученик.

Игорь Северянин Что шепчет парк...

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил – была пора...»

       

Учитель. Ребята, 2017 год указом президента РФ объявлен Годом экологии, а президентом РБ – Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В нашей школе был объявлен конкурс стихов на эту тему. Участников было немного. Мы надеемся, что в дальнейшем ещё будут желающие принимать участие в этом конкурсе. А сейчас послушаем стихотворение Неметуллиной Жасмин.

Берегите природу!

Как прекрасна родная,

Любимая наша Земля!

Озёра, реки, моря,

Луга, леса и поля…

Рядом с нашим домом

Поют птицы и журчит ручей.

Такая красота природы

День изо дня становится ценней.

Ранним утром, на рыбалке

Тишина и благодать…

Душе моей для радости

Чего ж ещё пожелать?!


В этой речке, в воде прозрачной

Рыбки прыгают, плывут.

Если люди не допустят,

То и рыбки не помрут.


Часто видим на полянах

Отдыхающих людей.

Не бросайте банки, склянки,

Будьте чуточку мудрей!


Давайте природу защитим,

Малым и взрослым объясним,

Что Земля-кормилица наша

И в НАШИХ руках будущее НАШЕ!

Учитель. Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.


Ученик. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.


Ученик.  М. Пришвин был не только писателем, воспевающим родную природу, но еще и ученым, путешественником и поэтом. Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.


Учитель. Ребята, я думаю, что вы все прочитали рассказ «Кладовая солнца». Теперь мы ответим на вопросы викторины (Презентация 1.)


Продолжение викторины по рассказу "Кладовая солнца" Пришвина: (Ответы).

1. (1) на 2 года.

2. (3) клюква

3. (2) лесником

4. (1) Митраша делает деревянную посуду 5. (4) волка ответ

6. (3) о хлебе

7. (2) больным детям из Ленинграда

8. (4) болота

9. (2) лось

10. (3) собака Травка

11. (2) Митрашу.

Ученик.  «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского, мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через его произведения, написанные для детей.

Ученик.  Рассказ "Заячьи лапы"  учит любви к природе, к животным, учит тому, что нельзя бросать живое существо, спасшее жизнь. Кроме того,  в рассказе говорится, что задуманное нужно доводить до конца, не опуская руки на половине пути, ведь дедушка и внук с большим трудом спасли зайца. И еще этот рассказ учит тому, что иногда мы причиняем боль природе и за это нам следует раскаиваться.


Презентация по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

( Презентация 2.)

Викторина по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы» (Презентация 2.)

1. Определите жанр произведения: а) Сказка б) Рассказ в) Повесть

2. Главного героя зовут: а) Вася Малявин б) Ваня Малявкин в) Ваня Малявин

3. Как звали деда? а) Ларион. б) Константин в) Иван

4. Кого принес Ваня Малявин ветеринару? а) Кота б) Собаку в) Заяц

5. У зайца были а) обожжены лапы б) обожжены уши в) обожжен хвост

6. Какой отличительный признак был у зайца? а) длинная шерсть б) рваное ухо в) длинный хвост

7. Кто такой ветеринар? а) Специалист, который лечит людей. б) Специалист, который ухаживает за животными. в) Специалист, который лечит животных.

8. Как отреагировал ветеринар на просьбу о помощи? а) Выгнал мальчика б) Помог ему в) Дал совет

9. Кого встретил мальчик, когда уходил от врача? а) Друга б) Дедушку в) Бабку Анисью

10. Бабка Анисья а) отзывчивая б) заботливая в) жалостливая

11. Куда отправились Ваня и дедушка, чтобы вылечить? а) В город б) В соседнюю деревню в) Никуда

12. Как звали врача, которого искали Ваня и дед? а) Карл Петрович б) Иван Петрович в) Петр Иванович

13. В рассказе «онучи» - это а) портянки б) сапоги в) лапти

14. Кто надел онучи? а) Ваня б) дед в) ветеринар

15. Карл Петрович Корш – специалист, а) который лечил б) который лечил животных. в) который лечил взрослых

16. Карл Петрович Корш не принимает пациентов: а) 2 года б) 3 года в) 5 лет

17. Кто сказал адрес врача Ване и деду? а) Прохожий б) Аптекарь в) Бабка Анисья

18. Как сначала отреагировал врач, когда увидел необычных посетителей? а) Согласился вылечить б) Сказал, что он не ветеринар в) Ничего не ответил

19. Что случилось с зайцем? а) Он пострадал во время грозы. б) Он обгорел на страшном лесном пожаре в) Его подстрелили

20. Деду очень хотелось вылечить зайца, потому что а) заяц должен жить на воле б) жалко было зайца. в) зверёк спас его, вывел из горящего леса

21. Кто вылечил зайца? а) Карл Иванович. б) Карл Васильевич в) Карл Петрович.

22. Кому дед не продал зайца? а) сотруднику московской газеты б) Карлу Петровичу в) московскому профессору

Ответы. 1 Б 2 В 3 А 4 В 5 А 6 Б 7 В 8 А 9 В 10 В 11 А 12 А

13 А 14 Б 15 А 16 Б 17 Б 18 Б 19 Б 20 В 21 В 22 В

Ученик. Повесть «Мещёрская сторона» написана в 1939 году. Паустовский накануне Великой Отечественной войны  создал образ своей земли, которая олицетворяет для него его Родину: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». (Презентация № 3)

Учитель. У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

  Рассказ «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». (Презентация №4)

Каким рисует остров Астафьев? Вначале писатель любуется островом. Он восхищён красотой острова. Овсянский остров. Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».

Учитель. Над чем же смеётся мальчик? Давайте послушаем отрывок рассказа «Хвостик»

Ученик.

Чтение отрывка рассказа В. П. Астафьева "Хвостик" «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик». Что же ты смеёшься, мальчик? — Хво… Хво… хвостик! Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Учитель.

Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками. Жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению. Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Учитель. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик. 

На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.


Учитель. Но больше сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!


Ученик.

В весенний зной мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы – 
И капли сока, точно слёзы, – 
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы, 
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.  
И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.


Учитель. Послушаем стихотворение поэтессы Алены Колокольниковой.


Ученик.

Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Ты – властелин, о человек!

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.


Учитель. Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу.

Послушаем стихотворение Габдуллы Тукая «Девочка и Мотылёк»

Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.


Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай

Учитель. Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. По-видимому, с большей тревогой должны задумываться об этом мы. Человек использует природу в своих интересах, следовательно, и охранять он ее должен в своих же интересах.

Я вам рекомендую прочитать книги о природе, имеющиеся в нашей библиотеке (библиотекарь показывает книги, кратко рассказывает о содержании книги).

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.


Ученик.

Берегите!

Берегите Землю, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю!
Берегите!
М.Дудин

Учитель. Завершая наше мероприятие, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Дерево, Трава, Цветок и Птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

 Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Помните, что «охранять природу – это значит охранять Родину»!


Приложение 1.


Конкурс «Отгадай загадку»


Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина).

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина).

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива) .

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки) .

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок).

7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк).

8. Днем молчит, ночью кричит (филин).

9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы).

10. Не птица, а летает (летучая мышь).

11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка).

12. Вьется веревка, на конце головка (змея).

13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка).

14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач).

15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня).

16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка).

17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина).

18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина).

19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет (белка).



Приложение2.


ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ


  1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.


  1. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.


3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего, оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.


4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.


5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.


6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.


7. Брошенная бумага лежит, не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация Год экологии»

« Писатели и поэты о природе» В тебе величье моего народа,  Его души бескрайние поля,  Задумчивая русская природа,  Достойная красавица моя.   Р. Рождественский

« Писатели

и поэты о природе»

В тебе величье моего народа, Его души бескрайние поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя.

Р. Рождественский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!