СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий защиты социального проекта "Речевой этикет как показатель культуры общения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шестиклассники удачно защитили проектную работу по речевому этикету на школьной научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Сценарий защиты социального проекта "Речевой этикет как показатель культуры общения"»

6


Проект





Речевой этикет как показатель культуры общения.

Авторы проекта:

Боровикова Валентина,

Штраух Светлана,

Прийма Дмитрий,

Трущелев Алексей,

ученики 6 класса

Руководитель:

Лёвкина Юлия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы.



С. Луговское, 2009г


Содержание.




  1. Введение


  1. Признаки речевого этикета.


  1. Этикет в художественной литературе.



  1. Изменение норм речевого этикета.



  1. Наши наблюдения.


  1. Заключение.



  1. Результаты.



  1. Использованная литература.












Цель:

- выявить причины изменения норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях;

- данный проект осветить на школьной научно-практической конференции, на общешкольном мероприятии, проведенном в рамках недели русского языка и литературы, на классном часе в 6 классе;

- всем учащимся раздать буклеты с комплексом упражнений по речевому этикету.



  1. Введение

Этикет – это «установленный порядок форм обхождения» (С.И. Ожегов).

В общении люди передают друг другу какую-либо информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарил за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны.

  1. Признаки речевого этикета.

Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе – большой или малой, национальной, социальной – исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объяснение из области биологии. Были взяты две группы крысят, одну из которых работники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» - речевой этикет: здравствуйте – будьте здоровы; благодарю – благо дарю; спасибо – спаси вас Бог за доброе слово и т.д.

Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т.п.

Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.

Пятый признак связан с тем, что речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности. Например, покорнейше благодарю, Ваш покорный слуга.

  1. Этикет в художественной литературе.

В художественной литературе 19, 20 века является исторически изменчивым правилом общения.

В 8-й главе «В дурном обществе» В.Г. Короленко пишет: «Передай это… Тыбурцию… Скажи, что я покорнейше прошу его – понимаешь?.. Покорнейше прошу – взять эти деньги…

В рассказе Шукшина «Сельские жители» есть такой эпизод. Сельский школьник под диктовку бабушки пишет телеграмму в Москву.

Шурка писал, бабка диктовала.

-»Дорогой сынок Паша, если уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет…»

-Привет! – сказал Шурка – Кто же так телеграммы пишет?

- А как надо, по-твоему?

- Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все.

Бабка даже обиделась.

- В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку!

Шурка тоже обиделся».

Употреблять слово привет» как это делает Шурка, могут только молодые, и писатель явно рассчитывает на наше знание этой речевой приметы. Литературной речью Шурка, конечно, еще не овладел. Образование у него пока небольшое, хотя он и сейчас уже грамотнее бабушки.

Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени. Социологический центр телерадиокомпании «Останкино» провел опрос москвичей относительно предпочтений в выборе обращений. Вот такие данные получены: товарищ – 22% людей среднего и старшего возраста, чаще мужчины; гражданин, гражданка - 21%; мужчина, женщина – 17%; господин и госпожа – 10%.

  1. Изменение норм речевого этикета.

В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Чтобы выяснить, изменился ли речевой этикет за последние годы, мы встретились с учителем русского языка и литературы (стаж 38 лет) , Беккель Надеждой Григорьевной.

Она сказала: «Речь изменилась как в лучшую сторону, так и в худшую. В последнее время она засоряется иноязычными словами, канцеляритами. Орфоэпический словарь должен быть настольной книгой в каждой семье. Культура речи – это уважительное отношение к слову, а через него и к Родине».

Молодежный жаргон имеет парольное значение. У нас в школе ученики нередко употребляют такие жаргонизмы, как бабки – «деньги», варежка – «рот» и другие. Мальчишки из нашего класса употребляют такие слова, как: точняк, спокуха, резко, нормалек.

К.И. Чуковский писал: «Существование молодёжного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Молодёжный жаргон, во-первых, - «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в- третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.»

Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели опрос среди сверстников и учителей, которые отвечали на такие вопросы:

  1. Нужен ли речевой этикет?

  2. Обижает ли вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

  3. Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

  4. Допустима ли ненормативная лексика?

  5. Необходима ли цензура в периодических изданиях?

  6. Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса можно сделать выводы: люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необходим, а опрошенные сверстники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен.

  1. Наши наблюдения.

Мы понаблюдали за учениками нашей школы: здороваются ли они, говорят ли «спасибо». Мы пришли к такому выводу, что наши ребята не все соблюдают нормы этикета.

  1. Заключение.

Проведя исследование, мы пришла к выводу:

  1. Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

  2. Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

  3. Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

  4. В молодежной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.


  1. Результаты: мы выявили причины изменения норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях;

данный проект осветили на школьной научно-практической конференции ( заняли 1 место), на общешкольном мероприятии, проведенном в рамках недели русского языка и литературы, на классном часе в 6 классе;

всем учащимся раздали буклеты с комплексом упражнений по речевому этикету.



  1. Использованная литература:

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет/ В.Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Кожин А.Н. О культуре речи/ А.Н. Кожин. – М.: Знание, 1981.

  3. Львова С.И. Язык в речевом общении/ С.И. Львова. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура/Л.И. Скворцов. _ М.: Просвещение,1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!