Путешествие по стране Имя Существительное. Тема: Существительные общего рода.
Цель урока:
Повторение знаний по определению мужского, женского и среднего рода имен существительных,
изучение существительных, принадлежащих к группе общего рода.
Тип урока:
Образовательно-воспитательный.
Предметы:
Русский язык
Литература
Астрономия
Биология
Ход урока.
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы продолжаем путешествие по стране Имя существительное и побываем в маленьком городке, который называется Существительные общего рода.
У нас урок необычный, к нам пришли гости. Мы должны постараться. Давайте вспомним формулу успеха: старание + внимание + сообразительность = успех.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Существительные общего рода». Для того, чтобы попасть в город Существительные общего рода, нам нужно пройти испытание.
Начертите в тетради таблицу в 3 столбика. Эту таблицу мы будем заполнять в течение урока.
Что знаю | Что хочу узнать | Что узнал |
ОГЗ. Вопросы: кто? что? Предмет | Какие существительные относятся к сущ. общего рода? | Имеют окончания –а, - я. |
МФ. Имеют род; изменяются по числам и падежам. СП. Подлежащее, дополнение. | | Обозначают качества людей |
Бывают нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевленные | | Обозначают людей мужского и женского пола |
| | В предложении род определяем по вспомогательным словам |
2. Повторение
Итак, в 1 колонку вы должны кратко записать, что уже знаете о существительных. (Работа в группах: обсуждение 1 минуты; ответ каждой группы -1 мин. Правильный ответ на слайде.)
Оцените себя. На слайде критерии оценивания.
Вспомните, как определить род имен существительных. (Обсуждение в группах, ответы)
На слайде выходит стихотворение. Все читают хором.
Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!
Упражнение: Посмотрите познавательный фильм о размерах небесных тел. http://video.yandex.ru/users/sergejs-navcuks/view/36/
Определите род существительного, называющего небесное тело, запишите к себе в тетрадь.
Работа в группах. Каждая группа называет по 2 существительных.
Правильный ответ на слайде. Взаимопроверка, обмен тетрадями. Критерии на слайде.
Физкультразминка.
3 Актуализация знаний.
3.1.Мы прошли испытания, теперь можем зайти в город Существительные общего рода.
Исходя из темы урока, попробуем поставить перед собой цель: «Что хочу узнать?» Заполнение второй колонки таблицы.
3.2.Отгадайте, о ком идет речь: о мальчике или о девочке?
«Умница!» - сказала бабушка внуку.
Тихоня не торопился домой.
Наша Маша – хвастунишка.
(Ответы учащихся)
3.3.Эти существительные относятся к особой группе, они называются существительными общего рода. А что это за существительные, мы узнаем, посмотрев видео. Внимательно смотрите и делайте краткие записи об этих существительных в 3 столбик.
http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bglava-3b/imena-suschestvitelnye-obschego-roda
3.4.Итак, что успели записать в третью колонку? Ответы учащихся.
Сверьте свои ответы с записью на слайде, дополните, если что-то упустили.
4.Рефлексия.
Понравилось занятие? Если понравилось, поднимите красную карточку, если нет- зеленую.
Что дома расскажете об этом занятии?
5. Д/з. Посмотрите краткий мультик «Нехочуха». К какому роду относится имя существительное – нехочуха? Определите род существительных других персонажей мультика.
Нарисуйте иллюстрацию к этому мультфильму.