СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность человека как проблема философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сущность человека как проблема философии»

Организационный момент Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки.

Организационный момент

  • Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином.
  • И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными.
  • Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки.
Организационный момент Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя». Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.

Организационный момент

  • Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
  • Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя».
  • Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.
Сущность человека как проблемы философии Уроки 20-21 10б класс

Сущность человека как проблемы философии

Уроки 20-21

10б класс

Проблема уроков : Ознакомиться с социальной сущностью деятельности человека; Выяснить роль и значение мышления в жизни человека .

Проблема уроков :

  • Ознакомиться с социальной сущностью деятельности человека;
  • Выяснить роль и значение мышления в жизни человека .
План уроков: 1. Великая тайна - человек. 2. Человек - биосоциальная система. 3. Социальная сущность деятельности. 4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

План уроков:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Введение в материал: «Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

Введение в материал:

  • «Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор.
  • Что за мера?
  • В чем и как она проявляется?
  • Почему существует так много характеристик человека?
  • Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.
1. Великая тайна - человек. « Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт: «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

1. Великая тайна - человек.

  • « Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.
  • Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека.
  • Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:
  • «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»
1. Великая тайна - человек. Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!» Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

1. Великая тайна - человек.

  • Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»
  • Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.
1. Великая тайна - человек. Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? Связаны ли между собой эти две науки? Почему? К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

1. Великая тайна - человек.

  • Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?
  • Связаны ли между собой эти две науки? Почему?
  • К каким выводам пришла сегодня философская антропология?
1. Великая тайна - человек. Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

1. Великая тайна - человек.

  • Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?
1. Великая тайна - человек.  Концепция философской антропологии: Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа». Их единство и образует сущность человека.

1. Великая тайна - человек.

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
2. Человек - биосоциальная система. Прочитайте п. 2 § 8. Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека. Какие два начала сочетаются в человеке? Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект. Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»? Что такое «человеческая субъективность»? Дайте полное определение понятию «человек».

2. Человек - биосоциальная система.

  • Прочитайте п. 2 § 8.
  • Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.
  • Какие два начала сочетаются в человеке?
  • Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
  • Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.
  • Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»?
  • Что такое «человеческая субъективность»?
  • Дайте полное определение понятию «человек».
2. Человек - биосоциальная система. Человек

2. Человек - биосоциальная система.

Человек

3. Социальная сущность деятельности. Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность. Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением.
  • И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
  • Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
3. Социальная сущность деятельности. Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д. Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
3. Социальная сущность деятельности.

3. Социальная сущность деятельности.

3. Социальная сущность деятельности. Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
  • Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.
3. Социальная сущность деятельности. Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности.
  • Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.
3. Социальная сущность деятельности. Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает. Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.
  • Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
3. Социальная сущность деятельности. Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели.
  • Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь.
  • Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий: Деятельность. Мышление. Речь. Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом. Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:
  • Деятельность.
  • Мышление.
  • Речь.
  • Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.
  • Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Обратимся к притче.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
  • Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Обратимся к притче.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Теперь проанализируем вторую цепочку.  Мышление- Речь Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления. Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Теперь проанализируем вторую цепочку.

Мышление- Речь

  • Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.
  • Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов. Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
  • Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Почему же так много мнений относительно сущности человека?

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Почему же так много мнений относительно сущности человека?
Итог урока. Что вы узнали о философской антропологии? Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности? В чем проявляется социальная деятельность человека? Как соотносятся между собой мышление и деятельность? Раскройте взаимосвязь языка и мышления .

Итог урока.

  • Что вы узнали о философской антропологии?
  • Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности?
  • В чем проявляется социальная деятельность человека?
  • Как соотносятся между собой мышление и деятельность?
  • Раскройте взаимосвязь языка и мышления .
Домашнее задание § 8, вопросы и задания

Домашнее задание

  • § 8, вопросы и задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!