Просмотр содержимого документа
«Сущность человека как проблема философии»
Организационный момент
- Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином.
- И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными.
- Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки.
Организационный момент
- Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
- Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя».
- Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.
Сущность человека как проблемы философии
Уроки 20-21
10б класс
Проблема уроков :
- Ознакомиться с социальной сущностью деятельности человека;
- Выяснить роль и значение мышления в жизни человека .
План уроков:
1. Великая тайна - человек.
2. Человек - биосоциальная система.
3. Социальная сущность деятельности.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
Введение в материал:
- «Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор.
- Что за мера?
- В чем и как она проявляется?
- Почему существует так много характеристик человека?
- Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.
1. Великая тайна - человек.
- « Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.
- Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека.
- Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:
- «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»
1. Великая тайна - человек.
- Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»
- Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.
1. Великая тайна - человек.
- Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?
- Связаны ли между собой эти две науки? Почему?
- К каким выводам пришла сегодня философская антропология?
1. Великая тайна - человек.
- Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?
1. Великая тайна - человек.
Концепция философской антропологии:
- Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
- Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
- Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
- Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
- Их единство и образует сущность человека.
2. Человек - биосоциальная система.
- Прочитайте п. 2 § 8.
- Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.
- Какие два начала сочетаются в человеке?
- Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.
- Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»?
- Что такое «человеческая субъективность»?
- Дайте полное определение понятию «человек».
2. Человек - биосоциальная система.
Человек
3. Социальная сущность деятельности.
- Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением.
- И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
- Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
3. Социальная сущность деятельности.
- Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
- Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
- Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
3. Социальная сущность деятельности.
3. Социальная сущность деятельности.
- Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
- Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.
3. Социальная сущность деятельности.
- Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности.
- Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.
3. Социальная сущность деятельности.
- Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.
- Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
3. Социальная сущность деятельности.
- Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели.
- Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь.
- Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
- Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:
- Деятельность.
- Мышление.
- Речь.
- Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.
- Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
- Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
- Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Обратимся к притче.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
- Теперь проанализируем вторую цепочку.
Мышление- Речь
- Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.
- Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
- Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
- Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
- Почему же так много мнений относительно сущности человека?
Итог урока.
- Что вы узнали о философской антропологии?
- Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности?
- В чем проявляется социальная деятельность человека?
- Как соотносятся между собой мышление и деятельность?
- Раскройте взаимосвязь языка и мышления .
Домашнее задание