СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность понятий «интеллект» и «интеллектуальные умения» в научно-педагогической литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

с этой статье я хочу объяснить, в чем же сущность понятий "интелект" и "интелектуальные умения"

Просмотр содержимого документа
«Сущность понятий «интеллект» и «интеллектуальные умения» в научно-педагогической литературе»


Понятие «интеллект», как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю. Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употреблению. В этом сложность его определения, которая зафиксирована в психологической науке.

Интеллект (разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.

Как отмечает М.А. Холодная назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека.

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека. Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через снятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания – в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.

Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям». По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой».

Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией.

Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта.

  1. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет.

  2. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет.

  3. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.

  4. Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни.

Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде.

Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

Интеллект определялся как «способность к абстрактному мышлению» (Л. Термен), «возможность давать хорошие ответы по критерию истинности, правды» (Э. Торндайк), «совокупность знаний или способность к обучению, обеспечивающие возможности приспособления к окружающей действительности» (С. Колвин) и др.

По мнению А. Бине, человек обладающий интеллектом – это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет, и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни . Эту точку зрения разделял так же американский психолог Д. Векслер – ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Ф. Фримен строит теорию, в соответствии с которой интеллект состоит из 6 компонентов:

  1. Способность к цифровым операциям.

  2. Словарный запас.

  3. Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами.

  4. Беглость речи.

  5. Способность к рассуждению.

  6. Память.

Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Обратимся к определению понятия «интеллектуальные умения».

Перейдем к рассмотрению и анализу результатов педагогических исследований по проблеме формирования интеллектуальной сферы школьников. Как показали исследования, в педагогике чаще всего интеллектуальное развитие сводится к развитию интеллектуальных умений.

В современной педагогической литературе нет единого подхода к классификации интеллектуальных умений. Одни ученые отождествляют их с учебными умениями. Другие отмечают, что интеллектуальные умения значительно шире, чем учебные.

В педагогической энциклопедии понятие «умение» определяется следующим образом: «умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта».

Б.Ф. Ломов отмечает, что умение представляет собой сложное психическое образование; умение включает не только двигательные, но и умственные действия.

Как отмечает И.И. Левина, умение - это совокупность операций, направленных на выполнение определенной задачи. При решении учебно-познавательных задач каждый школьник должен владеть интеллектуальными, мыслительными умениями, независимо от характера изучаемого им учебного материала. Поэтому такие умения часто называют общеинтеллектуальными .

Под умением подразумевают способность владения сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющихся у субъекта знаниями и навыками.

Общеучебные умения младших школьников рассматриваются как возможность освоения способов выполнения конкретных учебных и социально-значимых действий на основе усвоенных (приобретенных) знаний и жизненного опыта.

Некоторые ученые считают, что умения и навыки подразделяются на: обобщенные (межпредметные) и частные (специфические для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие.

Однако деление умений на виды является в определенной степени условным, т.к. часто нет резкой границы, различающей их. Поэтому мы решили, что более точной является следующая классификация, предложенная Н.А. Лошкаревой. Согласно этой классификации, учебный труд школьников обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Такую же классификацию дает Ю.К. Бабанский. Мы остановимся подробнее только на учебно-интеллектуальных умениях. В своей работе Ю.К. Бабанский выделяет следующие группы интеллектуальных умений:

  • мотивировать свою деятельность;

  • внимательно воспринимать информацию;

  • рационально запоминать;

  • логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

  • решать проблемные познавательные задачи;

  • самостоятельно выполнять упражнения;

  • осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Как видим, в основу этой классификации положен деятельностный подход. Не отвергая данную классификацию, мы рассмотрим еще один класс интеллектуальных умений, в основу которого было положено понятие «интеллект».

Под интеллектуальными умениями понимается подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий. Интеллектуальными умениями здесь являются следующие умения:

  • воспринимать,

  • запоминать,

  • быть внимательным,

  • мыслить,

  • обладать интуицией.

Проанализировав различные классификации интеллектуальных умений, взяв за основу исследования Л.В. Ворониной, мы выделили следующие интеллектуальные умения младших школьников, которые являются для нашего исследования приоритетными:

  • Умения расчленять предметы или явления на образующие его части, выделять в нём отдельные части, признаки и свойства, и мысленно соединять отдельные элементы, части, признаки и свойства предметов (анализ и синтез).

  • Умения сопоставлять предметы и явления с целью найти сходство и различие между ними (сравнение).

  • Умения мысленно выделять существенные свойства и признаки явлений и предметов при одновременном отключении от несущественных (обобщение).

  • Умения выделять признаки предметов и установление между ними сходства и различия (классификация).

В исследованиях педагогов отмечается, что знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качество умений определяется характером и содержанием знаний о предполагаемом действии. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний, развитию интеллектуальных способностей детей.

Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующего целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого-нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, только сходных с данным. Вместе с тем умение совершенствуется по мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность пользования разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия.

По определению И.И. Левиной, интеллектуальные умения - это умения, которые обеспечивают развитие продуктивного мышления, т.е. способствуют сдвигу в умственном развитии школьников, повышению их уровня познавательной активности, возможности решать противоречия и обнаруживать новые.

Понимание интеллектуального умения как умения ориентироваться в задании, планировать и контролировать ход своей деятельности предлагает Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер под интеллектуальными умениями понимает овладение способами, приемами, действиями на основе усвоенных знаний.

В своих исследованиях Н.А. Менчинская трактует понятие «интеллектуальное умение» как знание рационального приема осуществления той или иной мыслительной операции и его использование при решении различных задач, где данный прием может быть применен.

Мы разделяем точку зрения Н.К. Нурихановой, которая рассматривает интеллектуальные умения как осознанные учебные действия младшего школьника умственного характера, выполняемые в соответствии с целями и условиями образовательного процесса .

По итогам анализа можно заключить, что существующие определения понятия «интеллектуальные умения», объединяет то, что большинство авторов соотносят их с мыслительными (или логическими) операциями и в качестве существенных характеристик выделяют: осознанность, самостоятельность, умственные операции, способы учебной деятельности, формируемые и реализуемые в процессе решения учебных задач.

Данные определения с одной стороны фиксируют состояние определенной сформированности мыслительных действий и операций, с другой стороны – указывают на пути и способы их развития.

Среди основных мыслительных операций мы, вслед за А.И. Раевым, выделяем те умения, без которых невозможно научить учащихся рассуждать, доказывать, делать аргументированные выводы, продуктивно читать: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, что согласуется с концепцией формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова.

Как было установлено, в рамках психолого-педагогической науки, помимо термина «интеллектуальные умения», ученые пользуются следующими выражениями:

- учебно-интеллектуальные умения (Ю.К. Бабанский, Н.В. Мотылева, Н.А. Лошкарева, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова);

- интеллектуальные умения (приобретать и перерабатывать информацию) (Т.Н. Шамова и др.);

- умения классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения) (Н.Я. Чутко);

- логические (Г.В. Александрова);

- информационно-интеллектуальные умения (С.А. Сапон);

- умения мыслительной деятельности (осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, аргументирование, доказательство, формулирование выводов, умозаключений, решение проблем) (Г.К. Селевко).

Таким образом, общим в понимании сущности интеллектуальных умений является рассмотрение их как особых действий, которые формируются в процессе активной учебной деятельности, являются ее результатом и отражают успешность преобразования информации на основе мыслительных операций.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!