СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность проектной технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная технология — практика личностно-ориентированного трудового обучения в процессе учебно-трудовой деятельности ученика, на основе его свободного выбора и с учетом интересов.

Просмотр содержимого документа
«Сущность проектной технологии»

35


ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Проектная технология — практика личностно-ориентированного трудового обучения в процессе учебно-трудовой деятельности ученика, на основе его свободного выбора и с учетом интересов. В сознании ученика это имеет такой вид: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне нужно и где я могу эти знания применить». Для педагога — это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, уникальности и самобытности каждого школьника, его творческого мышления, познавательной самостоятельности, настойчивости, творчества, направленности на конечный результат, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, что позволяет каждому ученику строить собственную образовательную траекторию.

Проектное обучение ориентировано прежде всего на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Суть проектной технологии — стимулирование интереса учащихся к решению определенных проблем, предполагающим владение определенной суммой знаний. Проектная деятельность предусматривает решение одной или целого ряда проблем, показ, практическое применение приобретенных знаний. Проектная деятельность, гармонично сочетая теорию и практику, академические знания с прагматическими, должна иметь разумный баланс между этими составляющими на каждом этапе обучения.

Целью проектирования на уроках трудового обучения является создание педагогом таких условий во время образовательного процесса, при которых его результатом является индивидуальный опыт творческой проектно-технологической деятельности ученика.

Таким образом, проектно-технологическая деятельность:

  • формирует навыки самостоятельной ориентации в научной, учебно - методической и справочной литературе, учит добывать нужную информацию самостоятельно;

  • активно развивает у учащихся основные виды мышления, в том числе и технологическое;

  • развивает интеллектуальные способности, учит мыслить от абстрактного к конкретному, то есть помогает активизировать творческий потенциал ребенка;

  • помогает успешной адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • позволяет ученику осознавать себя творцом своей деятельности;

  • усиливает положительную мотивацию обучения, потому что вещь создается с учетом собственных интересов, потребностей и возможностей;

  • формирует творческое системное мышление, технологическую культуру и технологическую этику;

  • приучает школьников к целенаправленной деятельности, что является основным компонентом преобразования материалов, сырья, энергии и информации;

  • способствует формированию культуры делового общения, умения аргументировано защищать свои позиции, мыслить оригинально и неординарно;

  • развивает творческое воображение, что является мощным стимулом рождения новых идей, поиска альтернативных решений, их анализа и синтеза, что в будущем станет основой инновационного мышления; .

  • формирует внутренний план действий и реализует его на практике;

  • укрепляет физическое здоровье и психическое состояние школьников, обеспечивает подготовку учащихся к адекватному профессиональному самоопределению;

  • способствует реализации личностно ориентированной парадигмы трудовой подготовки учащихся;

  • обеспечивает интеграцию знаний из различных отраслей науки и производства, целостное развитие личности школьника.








ЭТАПЫ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Успешность и эффективность проектирования обеспечивается при условии правильной и последовательной, организационно-спланированной работы учителя и ученика, в основе которой лежит логическая последовательность соблюдения этапов выполнения проектов.

На мой взгляд, содержание проектно-технологической деятельности учеников должено состоять из следующих этапов (стадий), которые взаимосвязаны между собой и наиболее эффективно раскрывают последовательность разработки и выполнения проекта: организационно-подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На каждом этапе учащимися осуществляется соответствующая система последовательных действий в выполнении проекта, а учитель при этом становится действительно организатором учебно-трудовой деятельности.

1. Первый этап проектно-технологической деятельности — организационно-подготовительный, на котором перед школьниками встает важная проблема — правильно выбрать объект проектирования, ведь от этого зависит в наибольшей степени успех последующей работы.

2. Следующим этапом проектно-технологической деятельности учащихся является конструкторский этап, на котором юные изобретатели составляют эскиз своей самой совершенной и лучшей конструкции, что отвечает современным требованиям и дизайну, осуществляют подбор материалов и инструментов, определяют наиболее целостную технологию изготовления выбранной конструкции, выполняют экономические, экологические и мини-маркетинговые исследования.

3. На третьем этапе — технологическом, учащиеся выполняют запланированные операции, осуществляют самоконтроль и оценку качества изделия. Цель — качественное и правильное выполнение трудовой операции.

В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, план, модель) перед одноклассниками (презентация, отчет, демонстрация) и отвечают на вопросы.

На основании выше изложенного построена структурно-функциональная модель проектно-технологической деятельности учащихся на уроках трудового обучения, под которой мы понимаем совокупность педагогических компонентов, выполняющих специфические функции и находящихся во взаимосвязи (схема 1.1).




Проектно-технологическая деятельность учащихся

Цели

Задачи

Мотивы

Функции

Содержание е

Формы и методы

Результат


Содержание работы учителя и учащихся в процессе
проектно-технологической деятельности

Стадия выполнения проекта

Содержание деятельности учителя и ученика

Организационно-подготовительный этап

1.

Поиск проблемы

Ученики внимательно слушают учителя и анализируют предложенные им проблемы. Учитель предлагает ученикам ряд проблем, ориентировочный перечень объектов проектирования, рассказывает им о требованиях, предъявляемых к проектам, о необходимой технологии, которой нужно придерживаться во время выполнения проектов и критерии их оценивания.

2.

Осознание

проблемной

сферы

Ученики выбирают из предложенных учителем проблем ту, что им наиболее нравится и актуальна. Учитель дает советы, консультирует, помогает ученику в осознании проблемы.

3.

Выработка идей и вариантов

Учащиеся, опираясь на знания и потребность в соответствующих изделиях, формируют ряд идей, а впоследствии и варианты конструкций проекта. Учитель наблюдает, консультирует, помогает более точно сформулировать тему проекта, дает советы относительно дополнительной литературы.

4.

Формирование основных параметров и требований

Учащиеся определяются с основными параметрами проекта (размер, функции и т. п) и требованиями, которые предъявляются к будущему изделию. Учитель осуществляет уточняет, советует, проводит консультации.

5.

Выбор оптимального варианта и обоснование проекта

Ученики конструируют наиболее удачный вариант конструкции, выбирая из заранее предложенных их сильные стороны. Учитель осуществляет контроль, консультирует, уточняет, дополняет.

6

Прогнозирование будущих результатов

Учащиеся обобщают эскиз и оформление проекта (дизайн, расход материала, определяются со временем, нужным для изготовления изделия). Учитель слушает учащихся, дает советы, консультирует.

Конструкторский этап

7.

Составление эскиза

Ученики разрабатывают рабочий эскиз изделия с описанием. Учитель контролирует, уточняет, помогает советами.

8.

Подбор материалов

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают тот, который им наиболее подходит. Учитель дает советы.

9.

Выбор инструментов, оборудования

Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. Учитель дает советы.

10.

Выбор технологии обработки деталей изделия, их соединения, отделка

Ученики выбирают, анализируют и определяют: рациональную технологию, по которой будут обрабатывать детали изделия, вид соединения деталей, отделки готового изделия. Учитель наблюдает, осуществляет контроль, дает советы и консультирует.

11.

Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся рассчитывают себестоимость изделия, проводят экологическую экспертизу будущего изделия. Учитель оказывает помощь, контролирует

12.

Мини-маркетинговые исследования

Учащиеся изучают спрос и предложения на спроектированную продукцию, разрабатывают собственный товарный знак, осуществляют поиск предложений и возможностей реализации сконструированного объекта проектирования. Учитель дает советы и консультирует.

13.

Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, обращают внимание на освещение, соблюдение норм и правил поведения. Учитель оказывает помощь.

Технологический этап

14.

Выполнение технологических операций

Ученики выполняют операции по изготовлению деталей изделия, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки изделия. Учитель наблюдает, контролирует, консультирует, следит за соблюдением правил техники безопасности при выполнении технологических операций.

15.

Самоконтроль

своей деятельности

Учащиеся осуществляют контроль качества обработки деталей конструкции во время изготовления и сборки изделия. Учитель наблюдает, контролирует.

16.

Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда

Ученики следят за соблюдением дисциплины во время урока. Учитель наблюдает и осуществляет контроль за поведением учащихся.

17.

Оценка качества

Учащиеся оценивают качество сконструированного изделия. Учитель наблюдает, проверяет, обсуждает.

Заключительный этап

18.

Корректировка выполненного изделия

Учащиеся сравнивают выполненный проект с запланированным, устраняют недостатки. Учитель анализирует, помогает, дает советы.

19.

Испытания проекта

Учащиеся осуществляют испытания готового изделия. Учитель наблюдает, консультирует.

20.

Самооценка проекта

Учащиеся осуществляют самоанализ стоимости, самооценку достигнутых результатов. Учитель наблюдает, консультирует.

21.

Анализ итогов

Ученики осуществляют анализ проведенной работы, подводятся итоги. Учитель наблюдает.

22.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. Учитель оказывает помощь, консультирует, советует.

23.

Защита проекта

Ученики перед сверстниками и группой экспертов выполняют демонстрацию, отвечают на вопросы. Учитель осуществляет контроль, слушает, участвует в оценке проекта.


В процессе проектно-технологической деятельности важно, чтобы учащиеся осознали, что на всех ее этапах должно быть не репродуктивное — строго последовательное соблюдение стадий этапов и элементов вообще, а овладение ими алгоритмом организации, формирование у них элементов технологической культуры, развитие способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формулировка собственного мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач, разработки и изготовления проектов.


Скачать

© 2021, 5906 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!