Методическая разработка урока развивающего контроля по предмету «Живопись»
Тема: «Контражур»
Разработала:
преподаватель изобразительного искусства,
Соловей Мария Александровна
Черняховск, 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока
Учебный предмет: Живопись
Преподавать: Соловей М.А.
Тема: «Контражур».
Класс: 4 «Г»
Цель: Изучение особенностей контражурного освещения и способы его решения в учебной постановке.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать умение вести работу над этюдом;
- Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;
- Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.
Обучающие:
- Познакомить со свойствами разного типа освещения и закрепить полученные знания на предыдущих занятиях;
- Сформировать опыт ведения работы над натюрмортом, поставленного против света (контражур);
- Закрепить знания законов цветоведения в практической работе;
- Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;
- Воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Практическое задание: выполнить этюд натюрморта, поставленного против света (контражур).
Материалы: бумага белого цвета формата А3, тонированная бумага формата А3, акварель или гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, карандаш, ластик, зажим или бумажный скотч.
Оборудование: мольберт, планшет, стул, софит, предметная тумба, натюрмортный фонд.
Зрительный ряд: презентации, фотографии.
Дополнительные средства: карточки со световыми схемами.
План урока: выполнение задания рассчитано на 2 занятия (4 академических часа)
1 урок.
- Организационный момент (3-5 мин)
- Изучение нового материала. Просмотр презентации «Контражур» (10 мин)
- Демонстрация педагогического рисунка (световая схема натюрморта) (10 мин)
- Практическая работа. Компоновка натюрморта, этап построения предметов, выполнение этюда в цвете. (50 мин)
- Подведение итогов. (5 мин)
- Рефлексия (5 мин)
2 урок.
- Организационный момент (3 мин)
- Актуализация полученных знаний. Просмотр презентации «Свет в живописи» (10 мин)
- Практическая работа. Последовательная работа над этюдом в цвете на тонированной бумаге. (50 мин)
- Подведение итогов. (10 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Рефлексия (5 мин)
Ход урока. Урок 2.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД
|
Время
|
- Организационный этап
|
Преподаватель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.
|
Приветствуют учителя. Готовят свое рабочее место, ставят мольберты и планшеты, подготавливают индивидуальные материалы.
|
Личностные: ответственность при подготовке к уроку.
Регулятивные: адекватные оценка состояния готовности к уроку.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
|
3мин
|
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
Формулируется тема урока, ставятся цели и задачи. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся.
-Иссаак Ньютон провел эксперимент, в котором он пропустил свет из маленького отверстия, через стеклянную призму. На противоположной стене он увидел спектр цветов. Разложив это спектр, он создал первый цветовой круг.
-Какие источники света вы знаете? Давайте систематизируем наши знания.
-Назовите естественные источники света.
-Назовите искусственные источники света.
-Ранее мы с вами изучили некоторые виды освещения. Но это не все разнообразие существующее в изобразительном искусстве.
Сегодня на уроке мы с вами изучим еще один вид специфического освещения.
Узнаем основные особенности данного вида света.
Поймем, как это освещение преобразует светотень на натюрморте.
Напишем этюд натюрморта с данным видом освещения.
|
С помощью учителя формулируют тему и цель урока,
высказывают свое мнение, озвучивают ответы на вопросы.
|
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения.
|
5 мин
|
- Актуализация знаний.
|
Проведение опроса.
Деление учащихся на мини-группы для работы над раздаточным материалом.
-Рассмотрим следующий слайд презентации. Какой это тип освещения?
Правильно, ограниченный свет.
-Рассмотрим следующий слайд презентации. Какой это тип освещения?
Правильно, прямой свет.
-Рассмотрим следующий слайд презентации. Какой это тип освещения?
Правильно, контражур.
Делимся на две группы. В соответствии с карточкой №1 –выставляет свет первая мини-группа.
В соответствии с карточкой №2 –выставляет свет вторая мини-группа.
На практическом натюрморте выставляется свет, в соответствии с карточкой весь класс, совместно с учителем.
|
Устно отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают световую схему, наблюдают, высказывают свою точку зрения.
Выстраивают свет на натюрмортах, с учетом схемы на карточке.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой излагать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вступать в диалог с учителем, учащимися.
Познавательные: умении отбирать необходимую информацию.
Регулятивные: выполнять действия, направленные на достижение результат.
|
5 мин
|
- Практическая работа.
|
Объяснение последовательности выполнения практического задания.
-Компоновка в листе.
-Построение предметов и драпировок.
-Поэтапная работа в цвете. Гуашь.
|
Выполняют последовательную работу над этюдом натюрморта. Выполняют самостоятельное задание.
|
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от условий урока, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные: самостоятельный анализ собственной деятельности.
Коммуникативные:
умение вступать в диалог с учителем, наблюдать, сравнивать, проделанную работу с поставленными задачами.
|
50 мин
|
- Подведение итогов.
Первичное закрепление новых знаний. Рефлексия.
|
Просмотр самостоятельных работ.
Анализ ошибок и достижений.
Оценка результатов усвоенных знаний.
Выставление оценок.
|
Анализируют собственную работу, осмысляют свои достижения, рассматривают работы других учащихся. Резюмируют свою работу над самостоятельной частью.
|
Регулятивные: учатся совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой излагать свои мысли
|
10 мин
|
- Домашнее задание.
|
Формулирует домашнее задание.
Выполнить самостоятельный этюд одного предмета на тонированной бумаге в контражуре.
|
Записывают домашнее задание.
|
Познавательные: закрепление пройденного материала, на основе полученных навыков на уроке.
Личностные: воспитание ответственного отношения к выполнению задания.
Регулятивные: умение самостоятельно справиться с поставленной задачей.
|
2 мин
|
- Рефлексия
|
Организует уборку кабинета и рабочих мест учащихся.
|
Убирают кабинет, собирают свои вещи.
|
Регулятивные: умение приводить свое рабочее место в порядок.
|
5 мин
|
Дополнительные материалы: Карточки со световыми схемами
Итоги работы.
Просмотр содержимого документа
«Свет в живописи»