СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре xv в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре XV в." (с вопросами для повторения).  Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре xv в.»

СВЕТСКИЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ XV В. Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

СВЕТСКИЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ XV В.

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Миниатюра Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры. Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов.  Одну из основных областей художественных миниатюр составляет книжная миниатюра – сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг – инициалы, заставки и др.

Миниатюра

  • Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры.
  • Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов.
  • Одну из основных областей художественных миниатюр составляет книжная миниатюра – сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг – инициалы, заставки и др.
Бревиарии Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни и мышления средних веков запечатлен полно и разнообразно. По миниатюрам можно составить представление, как люди одевались причесывались, какие у них были обычаи, как обставлялись жилища, как работали в поле и мастерских, как строили дома, как разбивали сады. Всевозможные сцены содержатся в так называемых бревиариях – книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами. Бревиарий  Гримани (XV—XVI вв.).

Бревиарии

  • Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни и мышления средних веков запечатлен полно и разнообразно.
  • По миниатюрам можно составить представление, как люди одевались причесывались, какие у них были обычаи, как обставлялись жилища, как работали в поле и мастерских, как строили дома, как разбивали сады.
  • Всевозможные сцены содержатся в так называемых бревиариях – книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами.

Бревиарий  Гримани (XV—XVI вв.).

Но иллюстрировались не только богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания. Знаменитые французские «большие хроники» представляют в картинах всю историю Франции, начиная с Меровингов.
  • Но иллюстрировались не только богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания.
  • Знаменитые французские «большие хроники» представляют в картинах всю историю Франции, начиная с Меровингов.
Готическая миниатюра 13–15 вв. В готической миниатюре 13–15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюры дополняют и комментируют текстовые фигуры, приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюр братьев Лимбург и братьев ван Эйк. Жакмар д'Эден.  Малый Часослов Герцога Беррийского А. Боневё

Готическая миниатюра 13–15 вв.

  • В готической миниатюре 13–15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру.
  • Миниатюры дополняют и комментируют текстовые фигуры, приобретают живость.
  • Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен.
  • Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.).
  • Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюр братьев Лимбург и братьев ван Эйк.

Жакмар д'Эден. Малый Часослов Герцога Беррийского

А. Боневё

Братья Лимбург Лимбург (Limbourg) (настоящая фамилия – Малуэль) (Malouel, Maelwael), братья Поль, Эрман и Жеаннскен, французские живописцы-миниатюристы начала 15 в. Племянники придворного художника бургундских герцогов Жана Малуэля. Выходцы из Северных Нидерландов. Около 1399–1400 учились в Париже ювелирному делу. С 1402 работали как миниатюристы при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого. С 1410 – 11 придворные мастера герцога Жана Беррийского. Авторы книжных миниатюр в «Часослове герцога Беррийского» (1413), «Красивейшем часослове Богоматери», «Богатейшем часослове герцога Беррийского» (1411–16) и др. «Красивейший часослов Богоматери»

Братья Лимбург

  • Лимбург (Limbourg) (настоящая фамилия – Малуэль) (Malouel, Maelwael), братья Поль, Эрман и Жеаннскен, французские живописцы-миниатюристы начала 15 в. Племянники придворного художника бургундских герцогов Жана Малуэля. Выходцы из Северных Нидерландов.
  • Около 1399–1400 учились в Париже ювелирному делу.
  • С 1402 работали как миниатюристы при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого.
  • С 1410 – 11 придворные мастера герцога Жана Беррийского.
  • Авторы книжных миниатюр в «Часослове герцога Беррийского» (1413), «Красивейшем часослове Богоматери», «Богатейшем часослове герцога Беррийского» (1411–16) и др.

«Красивейший часослов Богоматери»

«Богатейшем часослове герцога Беррийского» В этих миниатюрах проявилась изысканность французской позднеготической живописи. Вместе с тем Лимбурги глубоко изучали достижения итальянского искусства 13–14 вв. в передаче объёма и пространства, стремились к поэтичному и правдивому изображению природы и повседневного быта. Миниатюры календаря «Богатейшего часослова» с их богатством реалистических наблюдений предвосхитили пути развития искусства Северного Возрождения. Фрагмент миниатюры «Январь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского». Часть исследователей считает, что братья Лимбурги изобразили себя среди гостей «Январь» (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе Цикл «Времена года»: Январь Февраль Октябрь Декабрь Май Июль

«Богатейшем часослове герцога Беррийского»

  • В этих миниатюрах проявилась изысканность французской позднеготической живописи. Вместе с тем Лимбурги глубоко изучали достижения итальянского искусства 13–14 вв. в передаче объёма и пространства, стремились к поэтичному и правдивому изображению природы и повседневного быта.
  • Миниатюры календаря «Богатейшего часослова» с их богатством реалистических наблюдений предвосхитили пути развития искусства Северного Возрождения.

Фрагмент миниатюры «Январь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского». Часть исследователей считает, что братья Лимбурги изобразили себя среди гостей

«Январь» (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе

Цикл «Времена года»: Январь

Февраль

Октябрь

Декабрь

Май

Июль

Жан Фуке Жан Фуке  (ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Во 2-й половине 15 в. книжные миниатюры Жана Фуке как на религиозные («Часослов Этьенна Шевалье», 1450–55), так и на исторические сюжеты («Большие французские хроники»; французский перевод «Жизни знаменитых мужчин и женщин» Дж. Боккаччо, обе – 1458; «Иудейские древности» Иосифа Флавия, 1470–76) отличаются реалистическим изображением событий (переносимых обычно в обстановку современной мастеру Франции), мягкостью колорита, использованием элементов линейной и воздушной перспективы. Decameron, . Миниатюра из книги Дж. Боккаччо «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» 1458 . «Часослов Этьенна Шевалье», разворот «Большие французские хроники» Иосиф Флавий

Жан Фуке

  • Жан Фуке  (ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
  • Во 2-й половине 15 в. книжные миниатюры Жана Фуке как на религиозные («Часослов Этьенна Шевалье», 1450–55), так и на исторические сюжеты («Большие французские хроники»; французский перевод «Жизни знаменитых мужчин и женщин» Дж. Боккаччо, обе – 1458; «Иудейские древности» Иосифа Флавия, 1470–76) отличаются реалистическим изображением событий (переносимых обычно в обстановку современной мастеру Франции), мягкостью колорита, использованием элементов линейной и воздушной перспективы.

Decameron, . Миниатюра из книги Дж. Боккаччо «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» 1458 .

«Часослов Этьенна Шевалье», разворот

«Большие французские хроники»

Иосиф Флавий "Иудейские древности" 1470. 

Жан Фуке Автопортрет

Симон Мармион Другой мастер  Симон Мармион [около 1425 – 24.12.1489], французский живописец, в своем творчестве миниатюриста («Большие французские хроники», около 1454—1458), связанном с традициями южнонидерландской живописи 15 века, искусство книжной миниатюры приближает к станковой живописи по разработанности и детализации композиций, жизненной конкретности портретных характеристик и тонкости пейзажных фонов. Он, как и Фуке, применяет в миниатюре элементы линейной и воздушные перспективы, а также воссоздает напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции. Аббат Гийом Фийастр преподносит герцогу Бургундскому манускрипт Хроник. Предполагают, что крайний слева персонаж в зелёном - автопортрет Симона Мармиона. Св. Лука, рисующий Богоматерь

Симон Мармион

  • Другой мастер Симон Мармион [около 1425 – 24.12.1489], французский живописец, в своем творчестве миниатюриста («Большие французские хроники», около 1454—1458), связанном с традициями южнонидерландской живописи 15 века, искусство книжной миниатюры приближает к станковой живописи по разработанности и детализации композиций, жизненной конкретности портретных характеристик и тонкости пейзажных фонов. Он, как и Фуке, применяет в миниатюре элементы линейной и воздушные перспективы, а также воссоздает напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции.

Аббат Гийом Фийастр преподносит герцогу Бургундскому манускрипт Хроник. Предполагают, что крайний слева персонаж в зелёном - автопортрет Симона Мармиона.

Св. Лука, рисующий Богоматерь

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности все больше вступали в противоречие с догматической основой готики, вели к ее распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчетливо проявился в 14 в. во французской миниатюре. Симон Мармион. «Запрестольный Образ в Алтаре»
  • В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности все больше вступали в противоречие с догматической основой готики, вели к ее распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчетливо проявился в 14 в. во французской миниатюре.

Симон Мармион. «Запрестольный Образ в Алтаре»

Английская миниатюра В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с готикой связан расцвет английской книжной миниатюры. В 13–14 вв. английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и уточненной по стилю, почти неотличимой от французской. Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку; его естественное развитие было вовсе прервано, когда церковные реформы Генриха VIII уничтожили монастыри, являвшиеся вековыми центрами художественной культуры. Английская готика.  Шотландский король Роберт Брюс  перед королём Англии.  Книжная миниатюра

Английская миниатюра

  • В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с готикой связан расцвет английской книжной миниатюры.
  • В 13–14 вв. английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и уточненной по стилю, почти неотличимой от французской.
  • Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку; его естественное развитие было вовсе прервано, когда церковные реформы Генриха VIII уничтожили монастыри, являвшиеся вековыми центрами художественной культуры.

Английская готика. Шотландский король Роберт Брюс перед королём Англии. Книжная миниатюра

Книжная миниатюра Германии В Германии 13–14 в. книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты. В 14 в. иллюстрировали книгу любовных песен («Рукопись Манессе», 1320) – это изобразительная летопись рыцарского «куртуазного» быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь «прекрасной дамы». Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты. «Рукопись Манессе», 1320

Книжная миниатюра Германии

  • В Германии 13–14 в. книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты.
  • В 14 в. иллюстрировали книгу любовных песен («Рукопись Манессе», 1320) – это изобразительная летопись рыцарского «куртуазного» быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь «прекрасной дамы». Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты.

«Рукопись Манессе», 1320

Книгопечатание в Германии С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 14 в. существовали отдельно мастерские переписчиков, иллюминаторов (иллюстраторов книг), переплетчиков, мастеров застежек для переплетов. С середины 14 в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок мастерские теперь объединяют мастеров всех специальностей. В 15 в. в Германии получил распространение новый вид искусства – гравюра на дереве и меди. Книгопечатание в Средневековой Европе

Книгопечатание в Германии

  • С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 14 в. существовали отдельно мастерские переписчиков, иллюминаторов (иллюстраторов книг), переплетчиков, мастеров застежек для переплетов.
  • С середины 14 в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок мастерские теперь объединяют мастеров всех специальностей.
  • В 15 в. в Германии получил распространение новый вид искусства – гравюра на дереве и меди.

Книгопечатание в Средневековой Европе

Иоганн Гутенберг Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гутенбергом в 1440-х гг., особенно возросло значение гравюры на дереве, которая применялась при иллюстрировании книг. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг  (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. Сначала гравюра находилась в руках безвестных резчиков, рисовальщиков и ювелиров, но в конце столетия ею стали заниматься крупные художники.

Иоганн Гутенберг

  • Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гутенбергом в 1440-х гг., особенно возросло значение гравюры на дереве, которая применялась при иллюстрировании книг.
  • Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг  (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
  • Сначала гравюра находилась в руках безвестных резчиков, рисовальщиков и ювелиров, но в конце столетия ею стали заниматься крупные художники.
Гуманистическая антиква На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает сознательная оппозиция готическому стилю. (Именно от них «готика»! получила и свое название, имевшее тогда определенно негативную окраску – синоним варварства). Гуманисты отказываются от тяжелых готических начертаний и обращаются к гуманистической антикве (т.е. «древнее» письмо – так его называли сами гуманисты), выработанной путем подражания старинным рукописям.

Гуманистическая антиква

  • На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает сознательная оппозиция готическому стилю. (Именно от них «готика»! получила и свое название, имевшее тогда определенно негативную окраску – синоним варварства). Гуманисты отказываются от тяжелых готических начертаний и обращаются к гуманистической антикве (т.е. «древнее» письмо – так его называли сами гуманисты), выработанной путем подражания старинным рукописям.
В середине 15 в. Константинополь пал под натиском турок. Византийская империя перестала существовать. Пресеклось и развитие ее культуры, в том числе и книжной. Но к этому времени традиции византийской книжности успели укорениться на обширном пространстве Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси. Византия выступала для этих народов в роли христианского миссионера.
  • В середине 15 в. Константинополь пал под натиском турок. Византийская империя перестала существовать. Пресеклось и развитие ее культуры, в том числе и книжной. Но к этому времени традиции византийской книжности успели укорениться на обширном пространстве Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси. Византия выступала для этих народов в роли христианского миссионера.
Месроп Маштоц создание армянского алфавита Армения приняла христианство в нач. 4 в., а столетием позже Месроп Маштоц создал армянскую азбуку из 36 знаков, благодаря чему стал возможен перевод Библии на армянский язык. Книги на армянском языке писались и украшались не только на территории самой Армении. В 12–14 вв. расцвела яркая и изысканная киликийская школа книгописания и миниатюры на юге Малой Азии, в самостоятельном Киликийском армянском царстве. Ошакан. Неугасмая лампада Месропа Маштоца Киликия Армянские Рукописи Киликия Армянский алфавит Месропа Маштоца

Месроп Маштоц создание армянского алфавита

  • Армения приняла христианство в нач. 4 в., а столетием позже Месроп Маштоц создал армянскую азбуку из 36 знаков, благодаря чему стал возможен перевод Библии на армянский язык.
  • Книги на армянском языке писались и украшались не только на территории самой Армении.
  • В 12–14 вв. расцвела яркая и изысканная киликийская школа книгописания и миниатюры на юге Малой Азии, в самостоятельном Киликийском армянском царстве.

Ошакан. Неугасмая лампада Месропа Маштоца

Киликия

Армянские Рукописи Киликия

Армянский алфавит Месропа Маштоца

Торос Рослин В 13 в. здесь работал крупнейший армянский миниатюрист Торос Рослин (миниатюры «Чашоца» – Киликийской рукописи царя Гетума II, 1286–88). Его творчество свидетельствует об эрудиции в вопросах религии и науки, о знании памятников искусства с эллинистическими пережитками. Начало упадка киликийской книжной живописи – 1-я пол.14 в. Памятник Торосу Рослину перед зданием Матенадарана (скульптор Аршам Шагинян) Миниатюра «Чашоца»

Торос Рослин

  • В 13 в. здесь работал крупнейший армянский миниатюрист Торос Рослин (миниатюры «Чашоца» – Киликийской рукописи царя Гетума II, 1286–88).
  • Его творчество свидетельствует об эрудиции в вопросах религии и науки, о знании памятников искусства с эллинистическими пережитками.
  • Начало упадка киликийской книжной живописи – 1-я пол.14 в.

Памятник Торосу Рослину перед зданием Матенадарана (скульптор Аршам Шагинян)

Миниатюра «Чашоца»

Живописные школы коренной Армении Иллюстрированные рукописи 13 – 14 и последующих веков дают возможность выделить некоторые живописные школы коренной Армении. Среди них: обширная ванская школа (в районе озера Ван), для миниатюр которой характерны фигуры контурного рисунка, размещенные на фоне незакрашенного листа, сложная орнаментальная стилизация (гл. обр. одежд), своеобразная иконография (художники Дзерун, Рстакес, Ованес, Закаре, Аствацатур); гладзорская школа (в монастыре Гладзоре, 14 в.), во многом связанная с киликийской (художники Момик, Торос Таронаци) (Торос Таронаци, заглавный лист рукописи 1323 г. из Гладзора); татевская (сложилась в монастыре Татев в 14 – 16 вв. на основе мастерской 10 в.), отличающаяся красочностью и орнаментальностью, преимущественно мелкого растительного узора (художник Григор Татеваци «Благовещение», евангелие из Татева кон. 14 – нач. 15 вв.).

Живописные школы коренной Армении

  • Иллюстрированные рукописи 13 – 14 и последующих веков дают возможность выделить некоторые живописные школы коренной Армении.
  • Среди них: обширная ванская школа (в районе озера Ван), для миниатюр которой характерны фигуры контурного рисунка, размещенные на фоне незакрашенного листа, сложная орнаментальная стилизация (гл. обр. одежд), своеобразная иконография (художники Дзерун, Рстакес, Ованес, Закаре, Аствацатур);
  • гладзорская школа (в монастыре Гладзоре, 14 в.), во многом связанная с киликийской (художники Момик, Торос Таронаци) (Торос Таронаци, заглавный лист рукописи 1323 г. из Гладзора);
  • татевская (сложилась в монастыре Татев в 14 – 16 вв. на основе мастерской 10 в.), отличающаяся красочностью и орнаментальностью, преимущественно мелкого растительного узора (художник Григор Татеваци «Благовещение», евангелие из Татева кон. 14 – нач. 15 вв.).
Христианство в Грузии Грузия как и Армения принимает христианство в 4 в, а от 5 в. дошли до нас древнейшие надписи на грузинском языке. Происхождение грузинского алфавита неизвестно. В миниатюре 14 – 15 вв. наряду с рукописями, украшенными несложным графическим орнаментом, окрашенным в два-три тона, создаются традиционные парадные лицевые рукописи («Лицевая псалтырь» 15 в., изобилующая жанровыми и батальными сценами). Тонкостью и орнаментальным изяществом отличается и письмо поздних рукописей – «мхедрули» , развившееся к 14 в. из канцелярской скорописи. Оно легло в основу и современного грузинского письма, а также типографского шрифта. Грузинская писменность Грузинская Вязь «мхедрули»

Христианство в Грузии

  • Грузия как и Армения принимает христианство в 4 в, а от 5 в. дошли до нас древнейшие надписи на грузинском языке. Происхождение грузинского алфавита неизвестно.
  • В миниатюре 14 – 15 вв. наряду с рукописями, украшенными несложным графическим орнаментом, окрашенным в два-три тона, создаются традиционные парадные лицевые рукописи («Лицевая псалтырь» 15 в., изобилующая жанровыми и батальными сценами).
  • Тонкостью и орнаментальным изяществом отличается и письмо поздних рукописей – «мхедрули» , развившееся к 14 в. из канцелярской скорописи. Оно легло в основу и современного грузинского письма, а также типографского шрифта.

Грузинская писменность

Грузинская Вязь «мхедрули»

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл (в миру Константин Философ), миссионерствовавший в Моравии, создал для славян азбуку и вместе со своим братом Мефодием начал перевод богослужебных книг.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

  • Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл (в миру Константин Философ), миссионерствовавший в Моравии, создал для славян азбуку и вместе со своим братом Мефодием начал перевод богослужебных книг.
Книжная миниатюра Болгарии Ученики их принесли славянскую азбуку и книги в принявшую тогда же христианство Болгарию. Расцвет болгарского искусства 13 – 14 вв. охватил миниатюру. Распространение рукописных книг, связанное с деятельностью университета в Тырнове (основан в сер. 14 в.) послужило стимулом для художников-миниатюристов. Они украшали религиозные и исторические произведения, проявляя большую свободу даже в копировании греческих образцов: «Манасиева хроника», «Лондонское евангелие». Захват Болгарии турками в конце 14 в. положил конец расцвету старого болгарского искусства. Марки 1969 г. «Манасиева Хроника» Болгария

Книжная миниатюра Болгарии

  • Ученики их принесли славянскую азбуку и книги в принявшую тогда же христианство Болгарию.
  • Расцвет болгарского искусства 13 – 14 вв. охватил миниатюру.
  • Распространение рукописных книг, связанное с деятельностью университета в Тырнове (основан в сер. 14 в.) послужило стимулом для художников-миниатюристов. Они украшали религиозные и исторические произведения, проявляя большую свободу даже в копировании греческих образцов: «Манасиева хроника», «Лондонское евангелие».
  • Захват Болгарии турками в конце 14 в. положил конец расцвету старого болгарского искусства.

Марки 1969 г. «Манасиева Хроника» Болгария

Книгоиздательство на Руси

  • На рубеже 14 – 15 вв. приходит в древнерусскую книгу новая волна византийского влияния, воплотившаяся ярче всего в нескольких рукописях московского происхождения. Это книги большого формата, написанные прекрасным крупным уставом и богато украшенные. Евангелие Федора Кошки и Евангелие Московского Успенского собора сохранили и современные самим книгам драгоценные ювелирные оклады.
  • Характерным новым мотивом украшения стали в этих двух книгах и в третьей, Евангелие Хитрово, яркие крупные звериные инициалы. Свивающиеся кольцами пятнистые змеи и драконы, хищные кривоклювые птицы вписаны пластично и сочно. Их движениям придана убедительная, неожиданно живая экспрессия.
  • В заставках – характерный византийский орнамент с цветочными мотивами в геометрически четких обрамлениях.
  • К концу 15 в. с усилением международных культурных связей проявляются в древнерусской книге и некоторые западноевропейские влияния.
  • Возникает новый вид орнамента, который широко распространится в следующем столетии. Его называют «старопечатным» и связывают его происхождение с появлением на Руси западных книг с их одноцветной суховато гравированной орнаментикой, печатных листов с декоративными алфавитами и тонкими орнаментальными гравюрами на меди.

Старопечатный Орнамент

Инициал. Евангелие Успенского собора

Оклад Евангелия Боярина Федора Кошки

Оклад Евангелия Успенского собора

вопросы для повторения сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах Что такое книжная миниатюра? Что такое бревиарии? Книги какого содержания обычно иллюстрировались? Что характерно для французских мастеров? Почему книжные миниатюры Фуке и Мармиона как на религиозные, так и на исторические сюжеты отличаются реалистическим изображением событий и мягкостью колорита? книги с отрывками из Библии богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды Они применяют элементы линейной и воздушные перспективы

вопросы для повторения

сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах

  • Что такое книжная миниатюра?
  • Что такое бревиарии?
  • Книги какого содержания обычно иллюстрировались?
  • Что характерно для французских мастеров?
  • Почему книжные миниатюры Фуке и Мармиона как на религиозные, так и на исторические сюжеты отличаются реалистическим изображением событий и мягкостью колорита?

книги с отрывками из Библии

богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания

Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды

Они применяют элементы линейной и воздушные перспективы

вопросы для повторения Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему? Какими темами в Германии 13–14 в. обогащается книжная миниатюра и какие черты в ней нарастают? Какие книги в Германии 13–14 в. помимо богослужебных украшались и комментировались миниатюрами? Кто и когда изобрел книгопечатание? Когда в Италии возникла сознательная оппозиция готическому стилю? книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты. Иоганн Гуттенберг На рубеже 14 и 15 вв.

вопросы для повторения

Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку

  • Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему?
  • Какими темами в Германии 13–14 в. обогащается книжная миниатюра и какие черты в ней нарастают?
  • Какие книги в Германии 13–14 в. помимо богослужебных украшались и комментировались миниатюрами?
  • Кто и когда изобрел книгопечатание?
  • Когда в Италии возникла сознательная оппозиция готическому стилю?

книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты

Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты.

Иоганн Гуттенберг

На рубеже 14 и 15 вв.

вопросы для повторения В пользу каких начертаний гуманисты отказались от готических? Для каких народов Византия выступала в роли христианского миссионера? Когда Армения приняла христианство? Кто создал армянскую азбуку? Какое позднее письмо, развившееся к 14 в. из канцелярской скорописи легло в основу современного грузинского письма и типографского шрифта? В пользу гуманистической антикве Для Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси в нач. 4 в. Месроп Маштоц «мхедрули»

вопросы для повторения

  • В пользу каких начертаний гуманисты отказались от готических?
  • Для каких народов Византия выступала в роли христианского миссионера?
  • Когда Армения приняла христианство?
  • Кто создал армянскую азбуку?
  • Какое позднее письмо, развившееся к 14 в. из канцелярской скорописи легло в основу современного грузинского письма и типографского шрифта?

В пользу гуманистической антикве

Для Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси

в нач. 4 в.

Месроп Маштоц

«мхедрули»

вопросы для повторения Кто создал азбуку для славян? На какой период приходится расцвет болгарского искусства миниатюры? Чье влияние приходит в древнерусскую книгу на рубеже 14–15 вв.? а в конце 15 в.? Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл 13 – 14 вв. византийское влияние

вопросы для повторения

  • Кто создал азбуку для славян?
  • На какой период приходится расцвет болгарского искусства миниатюры?
  • Чье влияние приходит в древнерусскую книгу на рубеже 14–15 вв.? а в конце 15 в.?

Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл

13 – 14 вв.

византийское влияние

источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 153–171; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 146–165; Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962; Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.

источники

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 153–171;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 146–165;
  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962;
  • Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!