СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку изо, 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий»

Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий Изобразительное искусство 7 класс

Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий

Изобразительное искусство 7 класс

Вспомни Здесь на портрете за традиционными античными колоннами угадывается силуэт Воспитательного дома, который был возведен на средства знаменитого заводчика. Демидов опирается на садовую лейку и указывает на горшки с цветами. Эти детали подчеркивают главное – деятельность П.А. Демидова способствовала воспитанию нового государственного человека.  Одежда отображает общественное и семейное положение человека, характер его трудовой деятельности и быта. Она делится на будничную и праздничную и имеет возрастные различия в покрое и внешнем виде.  В XVIII в. в России яркое развитие получило искусство светского портрета. В характеристике героев в портретном жанре немаловажную роль играл костюм. Мастера светской живописи того времени И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С.Рокотов (1735?-1808), Д.В.Левицкий (1735-1822), В.Л.Боровиковский (1757-1825) – создали галерею своих соотечественников, изобразив людей разных сословий и передав разнообразие их характеров. Левицкий Л.Г. Портрет П.А. Демидова. 1773 И.Н.Никитин. Портрет Петра I 1720-е гг. В.Л. Боровиковский. Портрет А.Б. Курагина 1801

Вспомни

Здесь на портрете за традиционными античными колоннами угадывается силуэт Воспитательного дома, который был возведен на средства знаменитого заводчика. Демидов опирается на садовую лейку и указывает на горшки с цветами. Эти детали подчеркивают главное – деятельность П.А. Демидова способствовала воспитанию нового государственного человека.

Одежда отображает общественное и семейное положение человека, характер его трудовой деятельности и быта. Она делится на будничную и праздничную и имеет возрастные различия в покрое и внешнем виде.

В XVIII в. в России яркое развитие получило искусство светского портрета. В характеристике героев в портретном жанре немаловажную роль играл костюм. Мастера светской живописи того времени И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С.Рокотов (1735?-1808), Д.В.Левицкий (1735-1822), В.Л.Боровиковский (1757-1825) – создали галерею своих соотечественников, изобразив людей разных сословий и передав разнообразие их характеров.

Левицкий Л.Г. Портрет П.А. Демидова.

1773

И.Н.Никитин. Портрет Петра I

1720-е гг.

В.Л. Боровиковский.

Портрет А.Б. Курагина

1801

 В культуре нет незначащих явлений, она, как и природа, не терпит пустоты. Все в ней имеет смысловую нагрузку, серьезными идеями пронизаны не только великие произведения, но и предметы и вещи.  А.М. Панченко

В культуре нет незначащих явлений, она, как и природа, не терпит пустоты. Все в ней имеет смысловую нагрузку, серьезными идеями пронизаны не только великие произведения, но и предметы и вещи.

А.М. Панченко

Узнай  Парадный портрет, и в первую очередь коронационный, занимал значительное место в творчестве художников. Первым из русских художников, который удостоился чести получить такой заказ, был Ф.С.Рокотов. Он написал портрет Екатерины II в 1763г.

Узнай

Парадный портрет, и в первую очередь коронационный, занимал значительное место в творчестве художников. Первым из русских художников, который удостоился чести получить такой заказ, был Ф.С.Рокотов. Он написал портрет Екатерины II в 1763г.

В.Л. Боровиковский. Д.Г. Левицкий. И.Н. Никитин. Портрет канцлера Г.И.Головкина Портрет Екатерины II не прогулке в Царском Селе. 1794 Портрет Е.И. Нелидовой 1716 1773  Портретам работы Д.Г.Левицкого свойственна торжественная приподнятость образа, которая сочетается с чертами естественности и обыденности.  Среди портретов В.Л.Боровиковского, помимо парадных, можно видеть полотна, в которых изображён человек с его прирожденными склонностями, чувствами, наиболее полно раскрывшимися в естественной непринужденной обстановке на природе или в интерьере.

В.Л. Боровиковский.

Д.Г. Левицкий.

И.Н. Никитин. Портрет канцлера Г.И.Головкина

Портрет Екатерины II не прогулке в Царском Селе. 1794

Портрет Е.И. Нелидовой

1716

1773

Портретам работы Д.Г.Левицкого свойственна торжественная приподнятость образа, которая сочетается с чертами естественности и обыденности.

Среди портретов В.Л.Боровиковского, помимо парадных, можно видеть полотна, в которых изображён человек с его прирожденными склонностями, чувствами, наиболее полно раскрывшимися в естественной непринужденной обстановке на природе или в интерьере.

Подъём портретного жанра в России XVIII – XIX вв. был обусловлен в русском  обществе того времени новым отношением к человеческой личности как индивидуальности. Этот интерес вызвал к жизни особый стиль интимного  портрета и разновидность портрета- автопортрет. Именно автопортрет, выполненный художником при помощи одного или нескольких зеркал, выражал самосознание, оценку личности и творческих принципов в соответствии с судьбой целого поколения или сословия. В автопортрете художник часто подчеркивал значение частной жизни человека, ценность творческой личности и ее богатой духовной жизни. К.П. Брюллов. Автопртрет.1848 П. В.А. Тропинин. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль. 1846  О.А. Кипренский. Автопортрет в полосатом халате.

Подъём портретного жанра в России XVIII – XIX вв. был обусловлен в русском

обществе того времени новым отношением к человеческой личности

как индивидуальности. Этот интерес вызвал к жизни особый стиль интимного

портрета и разновидность портрета- автопортрет. Именно автопортрет,

выполненный художником при помощи одного или нескольких зеркал,

выражал самосознание, оценку личности и творческих принципов в соответствии

с судьбой целого поколения или сословия.

В автопортрете художник часто подчеркивал значение частной жизни человека, ценность творческой личности и ее богатой духовной жизни.

К.П. Брюллов. Автопртрет.1848

П. В.А. Тропинин. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль. 1846

О.А. Кипренский. Автопортрет в полосатом халате.

 Как разнятся портреты А.С.Пушкина, выполненные О.А. Кипренским и В.А.Тропининым. Это объясняется не только тем, что О.А. Кипренский был романтиком, а В.А. Тропинин – реалистом, но и особым отношением к личности поэта каждого из художников. О.А.Кипренский смотрел на А.С.Пушкина глазами петербуржца, соотнося облик поэта с его государственным, национальным, историческим масштабом. Одна из деталей в костюме - экозес (орнамент-клетка, отличительная особенность шотландской мужской юбки) – указывала на это. Широкое распространение ткань в клетку получила в 1830-1850 гг., что было связано с увлечением историческими романами В.Скотта и преклонением перед английской литературой. В.А. Тропинин показывал А.С.Пушкина «по-московски» - как вдохновенную личность.

Как разнятся портреты А.С.Пушкина, выполненные О.А. Кипренским и В.А.Тропининым. Это объясняется не только тем, что О.А. Кипренский был романтиком, а В.А. Тропинин – реалистом, но и особым отношением к личности поэта каждого из художников. О.А.Кипренский смотрел на А.С.Пушкина глазами петербуржца, соотнося облик поэта с его государственным, национальным, историческим масштабом. Одна из деталей в костюме - экозес (орнамент-клетка, отличительная особенность шотландской мужской юбки) – указывала на это. Широкое распространение ткань в клетку получила в 1830-1850 гг., что было связано с увлечением историческими романами В.Скотта и преклонением перед английской литературой. В.А. Тропинин показывал А.С.Пушкина «по-московски» - как вдохновенную личность.

Г.Островский. Портрет А.Е.Лермонтовой. Неизвестный художник. Портрет графа З.Г. Чернышёва 1776 2-я пол. 18 в. Аргунов И.П. Ф.С.Рокотов. Мужской портрет. 2-я пол.18в. Портрет Анны Николаевны девочки-калмычки, воспитанницы Шереметьевых. 1767 Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной.2-я пол.18в.  Часто портреты были созданы и предназначались для конкретных усадеб, дворцов и поместий. Все эти полотна из усадеб провинциальных городов России. Портреты имеют самостоятельное историко-культурное значение. Написанные портреты помогают составить представление о светском дворянском костюме.

Г.Островский. Портрет А.Е.Лермонтовой.

Неизвестный художник. Портрет графа З.Г. Чернышёва

1776

2-я пол. 18 в.

Аргунов И.П.

Ф.С.Рокотов. Мужской портрет. 2-я пол.18в.

Портрет Анны Николаевны девочки-калмычки, воспитанницы Шереметьевых. 1767

Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной.2-я пол.18в.

Часто портреты были созданы и предназначались для конкретных усадеб, дворцов и поместий. Все эти полотна из усадеб провинциальных городов России. Портреты имеют самостоятельное историко-культурное значение. Написанные портреты помогают составить представление о светском дворянском костюме.

Являясь одним из средств идеала человека той или иной эпохи, светская одежда отражает связи с её ведущим художественным стилем, подвергаясь кратковременным изменениям моды, в то время как народная одежда сохраняет устойчивую основу. Одежда не может быть представлена вне своей функции. При создании одежды используются принципы симметрии и асимметрии, нюанса и контраста, варьируются ритмы, учитывается соразмерность её частей человеку. Художественными средствами одежды выступают также фактура материала, цвет и рисунок самого материала, так и его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры – пряжек, пуговиц).
  • Являясь одним из средств идеала человека той или иной эпохи, светская одежда отражает связи с её ведущим художественным стилем, подвергаясь кратковременным изменениям моды, в то время как народная одежда сохраняет устойчивую основу. Одежда не может быть представлена вне своей функции. При создании одежды используются принципы симметрии и асимметрии, нюанса и контраста, варьируются ритмы, учитывается соразмерность её частей человеку. Художественными средствами одежды выступают также фактура материала, цвет и рисунок самого материала, так и его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры – пряжек, пуговиц).
Узнай Процесс проникновения с конца XVIIв. В Россию иностранной одежды был ускорен в начале XVIIIв. Реформой Петра I. Введенный указом 1700г. Европейский костюм усваивался дворянством вплоть до первой третьи XIX в. претерпевая различные модификации. Он отразил эстетические вкусы эпохи и своего рода борьбу разных стилей. В целом светская дворянская одежда упрощалась и демократизировалась. Камзол Петра I

Узнай

  • Процесс проникновения с конца XVIIв. В Россию иностранной одежды был ускорен в начале XVIIIв. Реформой Петра I. Введенный указом 1700г. Европейский костюм усваивался дворянством вплоть до первой третьи XIX в. претерпевая различные модификации. Он отразил эстетические вкусы эпохи и своего рода борьбу разных стилей. В целом светская дворянская одежда упрощалась и демократизировалась.

Камзол Петра I

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодёжи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Костюм способен передавать множество оттенков, смыслов, указывать не только на социальное положение героя, но и на его психологический облик, на приверженность этикету или сознательное нарушение его.
  • Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодёжи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма.
  • Костюм способен передавать множество оттенков, смыслов, указывать не только на социальное положение героя, но и на его психологический облик, на приверженность этикету или сознательное нарушение его.
В начале XVIII в. для мужчин был обязателен короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты (короткие , застёгивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы), длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. В начале 1770-х гг. появляется новый вид одежды – фрак. У фрака характерный отложной стоячий воротник, округлённые передние полы, отходящие назад, и спускающиеся на плечи пелеринки.
  • В начале XVIII в. для мужчин был обязателен короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты (короткие , застёгивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы), длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо.
  • В начале 1770-х гг. появляется новый вид одежды – фрак. У фрака характерный отложной стоячий воротник, округлённые передние полы, отходящие назад, и спускающиеся на плечи пелеринки.
При Павле I французские платья подверглись гонениям со стороны царя, любившего всё немецкое. В связи с Отечественной войной 1812года большинство мужчин надели мундир или форму ополченцев. В 1820-х гг. несколько больше распространение получил сюртук, который утвердился как дневной костюм. Но для официального или светского визита надевали фрак.
  • При Павле I французские платья подверглись гонениям со стороны царя, любившего всё немецкое. В связи с Отечественной войной 1812года большинство мужчин надели мундир или форму ополченцев.
  • В 1820-х гг. несколько больше распространение получил сюртук, который утвердился как дневной костюм.
  • Но для официального или светского визита надевали фрак.
Морис Кантен де Латур Король Франции Людовик XV в парике «крыло голубя» Причёски, которые носили мужчины, разнообразны. Были популярны причёски из локонов, уложенных параллельными рядами, из мелких колечек по всей поверхности головы, из подвитых волос, зачёсанных назад и завязанных на затылке в хвост. Очень часто эти причёски делались на париках, которые были обязательны в начале XXIII в. В XIX столетии мужчины стали предпочитать стрижки, которые актуальны по сей день. Жан Жирардо. Король Станислав Лещинский в парике «бинет»

Морис Кантен де Латур Король Франции Людовик XV в парике «крыло голубя»

  • Причёски, которые носили мужчины, разнообразны. Были популярны причёски из локонов, уложенных параллельными рядами, из мелких колечек по всей поверхности головы, из подвитых волос, зачёсанных назад и завязанных на затылке в хвост. Очень часто эти причёски делались на париках, которые были обязательны в начале XXIII в. В XIX столетии мужчины стали предпочитать стрижки, которые актуальны по сей день.

Жан Жирардо. Король Станислав Лещинский в парике «бинет»

Для женской дворянской одежды начала XVIII в. характерна широкая каркасная юбка, плотно облегающая лиф с глубоким декольте. Туфли на высоких каблуках, парик и яркая декоративная косметика. К концу века дворянки надевают платье с тесно облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой. К концу 1750-х гг. из-за очень широкой юбки дамы не могли пройти в одностворчатую дверь или сесть в экипаж. К концу 1760-х гг. вновь изменился контур фигур, юбки и платья перестали раздувать на боках. Возникает высокая причёска и высокие головные уборы – шляпы, чепцы.
  • Для женской дворянской одежды начала XVIII в. характерна широкая каркасная юбка, плотно облегающая лиф с глубоким декольте. Туфли на высоких каблуках, парик и яркая декоративная косметика. К концу века дворянки надевают платье с тесно облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой. К концу 1750-х гг. из-за очень широкой юбки дамы не могли пройти в одностворчатую дверь или сесть в экипаж. К концу 1760-х гг. вновь изменился контур фигур, юбки и платья перестали раздувать на боках. Возникает высокая причёска и высокие головные уборы – шляпы, чепцы.
Вскоре пришла мода на свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник с высокой талией и прическу с локонами или греческим узлом на затылке, а также туфли без каблуков. Война с Наполеоном вернула интерес к национальному. В период войны женщины одевались скромнее. В моду вошло русское национальное платье-сарафан, душегрея, кокошник. Предпочтение в причёсках отдавалось косе. В 1840-х гг. мода предписывала большую строгость., вновь в платьях появляется шлейф.
  • Вскоре пришла мода на свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник с высокой талией и прическу с локонами или греческим узлом на затылке, а также туфли без каблуков.
  • Война с Наполеоном вернула интерес к национальному. В период войны женщины одевались скромнее. В моду вошло русское национальное платье-сарафан, душегрея, кокошник. Предпочтение в причёсках отдавалось косе.
  • В 1840-х гг. мода предписывала большую строгость., вновь в платьях появляется шлейф.
Источником распространения моды оставались журналы. Появились первые фотографии моделей. Важным источником распространения стал театр. Показ моделей и демонстрация мод имела сезонных характер и проходила на скачках, светских приёмах, театральных премьерах.
  • Источником распространения моды оставались журналы. Появились первые фотографии моделей. Важным источником распространения стал театр. Показ моделей и демонстрация мод имела сезонных характер и проходила на скачках, светских приёмах, театральных премьерах.
Творческое задание Выполни зарисовку по представлению или по описанию элементов дворянского костюма и причёски XVIII – первой трети XIXв. «Для женской дворянской одежды начала XVIII в. Характерны широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила). К концу XVIII в. Дворянки надевают платье с тесно облегающим фигуру декольтированным корсажем и более или менее широкой юбкой» «В начале XVIII в. для мужчин был обязателен короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты (короткие, застегивающиеся под колено штаны, которые имели право носить только аристократы), длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо» «Мужской костюм XIX в. Представлял собой деловой ансамбль и отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, добротностью тканей. Прически…из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, из мелких колечек, зачесанных назад и завязанных на затылке в хвост ленте»

Творческое задание

  • Выполни зарисовку по представлению или по описанию элементов дворянского костюма и причёски XVIII – первой трети XIXв.

«Для женской дворянской одежды начала XVIII в. Характерны широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила). К концу XVIII в. Дворянки надевают платье с тесно облегающим фигуру декольтированным корсажем и более или менее широкой юбкой»

«В начале XVIII в. для мужчин был обязателен короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты (короткие, застегивающиеся под колено штаны, которые имели право носить только аристократы), длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо»

«Мужской костюм XIX в. Представлял собой деловой ансамбль и отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, добротностью тканей. Прически…из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, из мелких колечек, зачесанных назад и завязанных на затылке в хвост ленте»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!