СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святитель Лука Крымский. Конкурс "Лествица"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал был подготовлен и отправлен на конкурс "Лествица"

Просмотр содержимого документа
«Святитель Лука Крымский. Конкурс "Лествица"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Удобенская средняя общеобразовательная школа»



Конкурс проектных и исследовательских работ

обучающихся

«Лествица»


Исследовательская работа на тему:


«Служение архиепископа Луки(Войно-Ясенецкого) на Курской земле»




Выполнила:

Спивакова Татьяна,

ученица 2 класса

Руководитель:

Степашова Елена Александровна

учитель начальных классов





Удобное, 2021 г

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….. с.3

Глава 1. Становление врача В.Ф.Войно-Ясенецкого………………………с. 5

1.1. Детские и юношеские годы…………………………………………… с.5

1.2. Университет. Начало деятельности……………………………………..с.6

Глава 2. Служение на Курской земле. ………………………………………с.7

Глава 3. Принятие сана священнослужителя…………………………… с. 15

Глава 4. Вклад в науку. Оценка его работ современниками………………с.16

Заключение…………………………………………………………………….с.17

Приложение…………………………………………………………………….с.19

Информационные ресурсы……………………………………………………с.22


























Введение.

В истории России встречается множество ярчайших событий и эпизодов, со всей полностью раскрывающие исключительное долготерпение и выдержку Русского народа. На каждом шаге своей истории, русский этнос сталкивался с невообразимыми на первый взгляд трудностями, трудностями, которые по всей логике вещей должны были завершить само существование русского этноса и России.

Однако практически всегда русский народ выходил из этих суровых испытаний победителем, более сильным и выносливым чем прежде.
Но всё же самым справедливым будет мнение, что залог живучести и непоколебимости Русского народа следует считать именно духовную составляющую, ибо именно духовный стержень и есть та основа, что питает волю к жизни у Русских людей и дает им силы для дальнейшего развития. При любых потрясениях, у русской нации находился такой человек, который своим примером мог воодушевить отчаявшихся к решительным действиям, а в малодушных пробудить совесть. В своё время такую миссию несли Сергий Радонежский и патриарх Гермоген, Серафим Саровский и о. Иоанн Кронштадтский. Во времена советской власти таким человеком был В.Ф. Войно-Ясенецкий.

Сегодня, когда размыты все идеалы, изучение деятельности архиепископа Луки особенно важно, поскольку таит бесценный опыт по возрождению Русской нации. 

Достичь этого нам позволит изучение деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Следует упомянуть, что до недавнего времени работ, исследующих жизнь архиепископа Луки почти не было вовсе (за исключением единственной книги Марка Поповского, изданной в 1979 году, по понятным  причинам во Франции). Лишь с начала XXI века стали выходить работы по данной проблематике, однако их количество крайне недостаточное, все они страдают односторонностью исследований. Курский период освещён слабо, основной предмет – биография святителя, а не его религиозная деятельность.    

Данная исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения деятельности архиепископа Луки Крымского на нашей Курской земле.  В Молитвенном доме с. Удобное в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» есть икона святителя Луки. Приходя туда, мы приклоняемся и просим помощи у этого Великого Святого.

Цель исследования: заключает в себе исследование профессиональной и духовно-просветительской деятельности архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в Курской губернии.

Задачи исследования:

1. Сравнить истоки веры, подвижнической деятельности, причины и особенности работы В.Ф. Войно-Ясенецкого.

2. Исследовать вклад архиепископа Луки в духовное возрождение курской земли.

3. Исследовать духовно-мировоззренческие взгляды и общественно-религиозную деятельность архиепископа Луки на территории области.

4. Выявить роль и заслуги архиепископа Луки в общественную жизнь курян.

Объект исследования данной работы – служение архиепископа Луки на Курской земле.

Предмет исследования – уникальный вклад в медицинскую науку и в духовное возрождение курского общества.

Гипотеза: святитель Лука внес неоценимый вклад в развитие духовной жизни Курской губернии.

Источники исследования: В своей работе я использовала беседы с жительницей села Удобное Сороченковой З.М., выдержки из книги «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу» и других источниках.

Продуктом данного исследования будет сборник материалов о жизни и служении архиепископа Луки. Моя исследовательская работа и приложения к ней могут быть использованы в работе библиотеки, музея, на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, теоретический анализ, изучение и обобщение архивных документов, периодической печати и литературных источников, личная беседа.

Новизна исследования заключается в том, что в работе главной проблемой является не только изучение биографии, но и исследование влияния святителя на здравоохранение и религиозное состояние курской земли путём тщательного изучения его деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в приобретении того опыта, который имел Войно-Ясенецкий, трудясь на благо воцерковления населения. Данный опыт очень полезен для современных миссионеров которые трудятся на ниве воцерковления всего Русского населения, после страшных гонений на Церковь. 

Глава 1. Становление врача В.Ф. Войно-Ясенецкого.

1.1. Детские и юношеские годы.

Святитель Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в Керчи. Семья его была довольно далека от Церкви, но сердцу, жаждущему найти Истину, Господь открыл Святое Православие. И более всего в юношеские годы на него оказало влияние чтение Нового Завета.

Религиозная атмосфера в семье была своеобразной. Отец Феликс Станиславович, ревностный католик, был человеком тихим и своих взглядов детям не навязывал. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина). Она воспитывалась в православных традициях, и вера ее выражалась в добрых делах, которые она творила во славу Божию. "Религиозного воспитания я не получил, и если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца", - писал в мемуарах, уже на склоне лет, архиепископ Лука. На формирование его веры повлияла, несомненно, близость такого уникального центра Православия, как Киево-Печерская Лавра. Церковная жизнь, бившая здесь ключом, обилие богомольцев, вереницей шедших на поклонение киевским святыням, - все это давало богатую пищу для размышлений юноши.

Истинное понятие о христианской вере Валентин Войно-Ясенецкий получил, усердно прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу.

С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию.

Любовь к живописи привела его в частную школу в Мюнхене. Проучившись там короткое время, он вернулся в Киев. Бродили мысли о том, чтобы стать фельдшером или сельским учителем, и в этом настроении он отправился к директору народных училищ Киевского учебного округа с просьбой устроить его в одну из школ. Директор оказался умным и проницательным человеком; он высоко оценил его народнические стремления, но очень энергично отговаривал от того, что он затевал, и убедил поступить на медицинский факультет.

1.2. Университет. Начало деятельности.

В 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Оканчивая университет осенью 1903 года, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским

врачом. Но грянула русско-японская война. В составе медицинского отряда

Красного Креста Войно-Ясенецкий выехал 30 марта 1904 года на Дальний Восток. Здесь-то и началась практика хирурга-врача. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением и не ошибся: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно, неудач не было.



Глава 2. Служение на Курской земле.

В ноябре 1905 года Валентин Феликсович переехал в деревню Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где заведовал маленькой участковой больницей на 10 коек. Помимо этого молодой врач принимал участие в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с его земством, в которое входило еще несколько сел и деревень: возвращение с воинской службы земских врачей, созыв съезда врачей, постройка заразных бараков в сельских больницах, посещение школ врачами. Ему также поручили устройство ясель в населенных пунктах и деревнях на его участке. После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу оперировать. «…В маленькой участковой больнице на десять коек, я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской», — вспоминает свои будни святитель. В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу следующий курьезный случай: «…молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

Сам святитель так подвел итог своей работы в любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил».

В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома», а также «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли». В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец — сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов.

На основании документальных материалов Государственного архива Курской области сделана попытка осветить относительно короткий период в жизни святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого, 1877-1961), всемирно известного подвижника Русской православной церкви XX в. 1905-1908 гг. — время его жизни и медицинской деятельности в Курской губернии в качестве земского врача. Этот достаточно короткий жизненный отрезок в его судьбе был очень насыщенным. В это время будущий архиепископ состоялся как врач и хирург, провел уникальные операции по новаторской методике, сделал ряд важных публикаций в престижных научных журналах. Здесь, в Курской губернии, земский доктор впервые стал отцом, снискал любовь и уважение многочисленных пациентов и одновременно вызвал недовольство своей профессиональной деятельностью у местных чиновников. Тем не менее «курский период» жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого до сих пор специально не изучался, подобное исследование предпринимается впервые. Дан детальный историографический обзор изучаемой темы. Приведены сведения в целом о состоянии здравоохранения в Курской губернии в начале ХХ в. и характеристика «народного здравия» в Фатежском уезде по месту службы В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Сегодня имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877-1961) широко известно не только на его малой родине в Крыму, но и далеко за ее пределами. Российский и советский хирург-практик, ученый, публицист, лауреат Сталинской премии, богослов — В.Ф. Войно-Ясенецкий больше прославился как Лука, архиепископ Русской православной церкви, проповедник, доктор богословия и автор множества духовных произведений, канонизированный в 2000 г. как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников российских. Его земной путь начался и закончился в Крыму, где он и нашел упокоение в Свято-Троицком соборе одноименного женского монастыря в Симферополе. Но для многих жителей крымской столицы и приезжих этот собор больше известен как храм Святого Луки, в Симферополе это место очень почитаемо прихожанами. Авторитет святителя настолько высок, что и сейчас, через более чем пятидесятилетие со дня его кончины, к его мощам стекаются сотни паломников из разных российских регионов и зарубежных стран; иконы с изображением св. Луки есть во многих православных храмах страны.

До наших дней сохранилось обширное документальное наследие этого незаурядного человека: многочисленные научные статьи и книги, проповеди, духовные сочинения, автобиографические записки, которые по достоинству оценены современниками. Тем не менее отдельные периоды жизни владыки остаются практически неизученными. В настоящей статье сделана попытка осветить так называемый курский период жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого с 1905 по 1908 г., оценить его вклад в развитие курской земской медицины, на основании сохранившихся архивных источников дать характеристику состояния отечественного провинциального «народного здравия».

Всю имеющуюся научную литературу по теме исследования условно можно разделить на несколько групп.

Во-первых, сочинения святителя. Только в конце 1980-1990-х гг. во многом благодаря его внукам и правнукам была начата публикация трудов В.Ф. Войно-Ясенецкого. А впервые его знаменитое сочинение богословского содержания «О духе, душе и теле» [1] было опубликовано в 1978 г. за рубежом, в Бельгии. Вызвано это отчасти тем, что после смерти в 1961 г. его имя было предано забвению вплоть до перестройки в СССР в середине 1980-х гг. Только в 2003 г. в Симферополе были изданы «Проповеди архиепископа Луки» [2]; в 2006-2008 гг. вышли в свет и другие его произведения [3-5].

Во-вторых, литература биографического содержания. В этой группе можно выделить сочинения представителей Русской православной церкви, освещающие в основном молитвенную деятельность святителя [6-8]. Наиболее популярными можно считать труды протодиакона Василия Марущака, рисующие достоверную атмосферу той жизни, в которой святителю довелось нести свой крест [9-11]. Примечательно, что достаточно подробно освещаются отдельные периоды жизни владыки: в провинциальном Тамбове [12], в качестве главы Крымской епархии [13] и пр.

В-третьих, воспоминания его многочисленных прихожан, учеников и других лиц, раскрывающие человеческие качества архиепископа Луки [14-16]. К этой группе можно отнести и произведения В.А. Лисичкина, ценность которых в документальных материалах (в том числе из семейного архива Войно-Ясенецких). Будучи близким родственником (В.А. Лисичкин является внучатым племянником В.Ф. Войно-Ясенецкого), автор безупречно владеет биографическими фактами о владыке, опубликовал ряд книг о его жизни [17, 18] и сыграл важную роль в его реабилитации: «Лишь мой политический статус Председателя Комитета Государственной Думы РФ позволил обратиться с этим вопросом к В.В. Путину. 12 апреля 2000 года Святитель Лука был официально реабилитирован» [19, с. 17].

В-четвертых, в связи с рассекречиванием архивных источников стали доступны многочисленные документы, ставшие основой сборников, повествующих о судьбе В.Ф. Войно-Ясенецкого в качестве заключенного, ссыльного, его взаимоотношениях с органами власти [20; 21]. Появились многочисленные работы с попытками научно осмыслить вклад В.Ф. Войно-Ясенецкого в отечественную науку, общественную и духовную жизнь.

В то же время необходимо констатировать, что специальных исследований, посвященных деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого как земского врача в Курской губернии не имеется. В большинстве биографических произведений лишь в несколько строк упоминается о факте его пребывания на Курской земле. В качестве исключения можно отметить малоизвестную работу В.А. Лисичкина «Земский путь Святителя Луки», изданную в 2005 г. [18]. Автор приводит некоторые сведения, в основном из воспоминаний самого В.Ф. Войно-Ясенецкого, уже до этого опубликованные [22]. Одна из глав этой небольшой по объему работы называется «Там, где народу жить труднее. Симбирская и Курская губернии». Данные о жизни святителя перемежаются описанием примечательных мест Курской губернии (например, Коренной Рождество-Богородичной мужской пустыни, Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни и пр.), отдельных населенных пунктов с указанием динамики численности их населения начиная с 1719 г., местных легенд об обретении икон, отрывками из произведений знатока земской медицины А.П. Чехова и др. Значительное место занимает описание заболеваний населения и произведенных операциях.

Пусть будущий архиепископ Русской православной церкви жил в этих местах недолго (1905-1908 гг.), но это был очень важный для него период. Он в своей врачебной практике впервые применил новую для тех лет технику наркоза, стал автором первых научных статей, напечатанных в престижных журналах того времени. Отсутствие специальных исследований привело даже к путанице дат проживания В.Ф. Войно-Ясенецкого на Курщине. По версии М. Поповского, «...в архивном фонде Курской области, находящемся на хранении в Государственном архиве Курской области, имеются документы, отражающие период жизни и деятельности Войно-Ясенецкого В.Ф. в Фатежском уезде в должности земского врача с октября 1905 г. по октябрь 1907 года» [23]. С чем категорично не согласен В.А. Лисичкин, утверждавший, что семья Войно-Ясенецких переехала к родственникам жены в начале 1908 г. Сам святитель в своих воспоминаниях приводил дату 1909 г., что тоже маловероятно — он в это время уже жил в Москве [22].

Упомянутые М. Поповским документы, «находящиеся на хранении в Государственном архиве Курской области», малоинформативны. К сожалению, досоветские архивные фонды сильно пострадали, множество дел утрачено. В государственном архиве Курской области (далее ГАКО) сохранился объединенный фонд «Уездные земские управы Курской губернии», включающий документы девяти земских управ: Курской, Льговской, Дмитриевской, Обоянской, Рыльской, Суджанской, Фатежской, Тимской и Щигровской [24]. Лучше всего сохранились документы Щигровской уездной земской управы — 244 дела за период 1885-1917 гг. По остальным количество единиц хранения колеблется от 9 до 21. В фонде имеются только четыре дела Фатежской уездной земской управы по интересующему нас периоду за 1905-1906 гг., но они касаются выдачи промысловых и сословных купеческих билетов, учета расходов разного рода бланков и пр.

В целом, состояние здравоохранения в Курской губернии этого времени оставляло желать много лучшего. Известно, что «сравнительно с 1904 годом число врачей в Курской губернии уменьшилось вследствие призыва некоторых из них на войну». Так, к концу 1904 г. было 178, а к концу 1905 г. — 174, из которых мужчин числилось 164, а женщин врачей 10. Из этого числа имели постоянное место жительства в городах 83 чел., а в уездах — 95 чел. Всех земских врачей — 96 чел. В 15 уездах имеется лишь 14 уездных врачей, так как в Грайворонском уезде эта должность вакантна.

Что же представлял собой Фатежский уезд Курской губернии, где предстояло работать молодому земскому врачу? «Фатежский уезд, занимающий 2268 кв. верст и имеющий 117663 жителей, ... делился в медицинском отношении на 5 участков»; «Из беглого осмотра расположения врачебных пунктов видно, что большинство участков страдают эксцентричностью расположения врачебных пунктов и большими радиусами участков. Ненормальность такого положения вещей давно осознается как санитарным советом, так и земством, и в настоящее время делаются усилия выйти из такого положения. Но сделать это возможно при конфигурации Фатежского уезда только путем значительных материальных жертв, т.е. открытием новых медицинских участков» [30, с. 303-304]. При анализе табличных данных, приведенных в сборнике «Трудов VIII съезда земских врачей и представителей земств Курской губернии 28 мая — 4 июня 1902 г.», видно, что на один медицинский участок приходилось в среднем 20-25 тыс. жителей и до 30 населенных пунктов с радиусом их расположения до 25 верст от амбулатории. По движению больных есть следующие данные: в 1901 г. амбулатории посетили 12979 человек, получили стационарное лечение 8510 человек. Отмечалось, что «занятия в амбулатории и больнице требуют от двух врачей около 7-8 часов поровну на амбулаторию и больницу. Работают врачи совместно на равных правах. Дней, свободных от приема больных и посещений больницы, нет». Услуги врача и низшего медицинского персонала, содержание амбулаторий и больниц оплачивалось из земских бюджетов [31].

В «Журнале заседаний Фатежского санитарного совета» от 11 декабря 1905 г. в числе присутствующих врачей указан Ясенецкий-Войно. В протоколе отмечено, что на заседании заслушаны «ведомости о текущей деятельности за октябрь и ноябрь текущего года», но по Верхне-Любажскому участку (где начал свою трудовую деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкий) ведомостей не представлено «из-за неправильного функционирования амбулатории вследствие неустройства участка как в отношении обстановки, так инструментов и лекарств». Оговаривалось, что на данном участке «из заразных болезней отмечаются тиф брюшной, корь и оспа», причем «заметную эпидемию брюшной тиф дал в Желени».

Страница «Журнала Фатежского санитарного совета» от 11 октября 1905 г. содержит лаконичную запись: «Председатель сообщил о ходе переписки по приглашению врача Ясенецкого-Войно» [25, с. 54]против тифа и натуральной оспы командировать губернским земством г. Иосифова». В условиях эпидемии один участковый врач не в силах справиться с потоком больных, и при этом не только вести прием в амбулатории, но и выезжать в уезд по вызовам. Как ни странно, это предложение вызвало длительные дебаты, связанные с острой нехваткой специалистов. Присутствие Иосифова было «крайне желательно» на городском участке, самом многочисленным по числу пациентов. В.Ф. Войно-Ясенецкий заявил, что готов всех инфекционных больных взять на себя при условии прекращения приема в амбулатории. В итоге постановили: Иосифова оставить в городе, а ходатайствовать перед земской управой о командировании врача-эпидемиолога [26, с. 180-182].

В «Журнале Фатежского санитарного совета» от 11 марта 1906 г. есть запись: «Врач Ясенецкий-Войно возбудил вопрос о том, можно ли, ввиду обилия работы, не вести амбулаторного журнала, а писать одни карточки. Председатель Ф.А. Полторацкий на это возразил, что желательно бы ведение и журнала, и карточек, но если это невозможно, то необходимо вести журнал, из которого потом можно выписать и карточки. Карточный материал отсылается, журнал же остается в амбулатории и всегда может понадобиться для справок» [27, с. 52].

В «Журнале Фатежского санитарного совета» от 17 апреля 1906 г. читаем: «Врач Ясенецкий-Войно просил указаний со стороны Санитарного совета, как ему вести прием больных при большом их наплыве, когда прием занимает у него целый день и нет возможности выезжать к больным на дому. По мнению врача, ограничение приема 60 челов. и приглашение [третьего] фельдшера есть единственная возможность управиться с делами. Санитарный совет согласился на такое ограничение, но постановил, что оно должно распространяться прежде всего на иногороднее население, а тяжелые больные не должны подвергаться ограничению. Кроме того, постановлено пригласить в 8-й участок 3-го школьного фельдшера и нанять 2-го служителя (мальчика)» [28, с. 83].

Интересен вопрос о взаимоотношении приезжего талантливого хирурга и местных властей. Естественно, что слава о работоспособном земском враче распространилась очень быстро, к нему на прием шли сотни страждущих. Богатая практика, множество успешных операций позволили В.Ф. Войно-Ясенецкому обобщить свой опыт и опубликовать свои первые научные статьи в столичных медицинских журналах. Вскоре ему было предложено возглавить хирургическое отделение уездной больницы города Фатежа. Дальнейшие события достаточно широко освещены в историографии: молодой доктор вызвал неудовольствие местного уездного исправника и был уволен со службы. Благодарные пациенты вступились за доктора, дело дошло до беспорядков. Супруги Войно-Ясенецкие вынуждены были покинуть Курскую губернию [18, 22].

Несмотря на достаточно короткий период проживания святителя на Курщине, его многое связывало с Курским краем. Например, предположительно еще в 1907-1908 гг. он познакомился с курянкой Матреной Гавриловной Зориной (Гранкиной), будущей старицей Мисаилой, с которой переписывался до самой ее смерти в 1953 г. На территории современной Курской области есть несколько храмов в честь святителя. А в городе Фатеже районная больница носит имя святого Луки.

Таким образом, можно констатировать, что даже в такой короткий отрезок времени, с 1905 по 1908 г., молодой земский врач В.Ф. Войно-Ясенецкий в Курской губернии сумел зарекомендовать себя как талантливый хирург, к которому за помощью шли сотни пациентов со всей страны, и оставить заметный след в развитии земской медицины. Преданность своему делу вопреки желаниям курских чиновников, недовольство местных властей вынудили сетью Войно-Ясенецких покинуть пределы Курщины, но куряне бережно хранят память об этом великом человеке.

3. Принятие сана священнослужителя.

В марте 1917 года семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. В больнице им было организовано хирургическое отделение Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжело больных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал в помощи. Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, организованных настоятелем вокзальной церкви протоиереем Михаилом Андреевым, сам выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды в конце 1920 года Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании. После собрания правящий архиерей - епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) - отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: "Доктор, вам надо быть священником!" Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: "У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» [2]

Но надеть рясу в то время, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”— мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…

Принять обед монашества означало навлечь на себя гнев властей. Однако Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – принятие епископской митры, который почти наверняка вел к аресту и ссылке. Друзья, сотрудники и близкие отговаривали его от священства ради детей. Но Войно-Ясенецкий остался непреклонным. И будучи священником, он оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди.

Глава 4. Вклад в науку. Оценка его работ современниками.

К сожалению, работы профессора Войно-Ясенецкого на сегодняшний день всё ещё не систематизированы. Современные авторы ограничиваются преимущественно краткими оценками его роли в гнойной хирургии. К 1917 году Войно-Ясенецкий предстает сложившимся, опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями жёлчных путей, желудка и других органов брюшной полости, с успехом работал в таких областях хирургии как нейрохирургия и ортопедия. Это был ученый, готовый к крупным и объективным исследованиям и анализу. Прочтение работ Войно-Ясенецкого призывает объективно констатировать те современные хирургические области и направления, в которых он представлен как известным, так и еще нами не раскрытым современным исследователям. А именно: теория клинического анализа, медицинская психология и деонтология, хирургия, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Войно-Ясенецким точно представлен знаковый анализ и дано логическое мышление, показана фактическая семиотика хирургического диагноза. Он является примером положительной личности, честности, открытости и доверительных отношений, чей взгляд на деонтологию в хирургии практически исследователями не изучен. Яркий след он оставил в анестезиологии, по проблеме регионарной или областной анестезии. Хорошо известен вклад Валентина Феликсовича в хирургию мягких тканей, челюстно-лицевую хирургию, онкологию и в хирургию острых воспалительных заболеваний органов брюшной и грудной полостей.

Есть сведения, что именно профессор Войно-Ясенецкий совершил первую в нашей стране пересадку почки.

Заключение.

Детально изучив деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) мы можем утвердительно заявить, что он оказал решающую роль в возрождении и сохранении религиозного, духовного стержня россиян. Если бы не его заступничество, край так и не изменил бы своего отношения к Православию. В результате продолжился бы духовный голод и одичание народа. С таким положением вещей Русский народ был бы обречён, ибо из опыта истории мы знаем, что ни один великий народ, потерявший свою духовную основу (ту основу, на которой этот народ и был сформирован) не уцелел, все они исчезли безвозвратно. С миропониманием, духовной системой ценностей атеистического общества нет будущего – это слишком очевидно. Во главе угла стоит материальное благополучие, достаток, заработок, положение в обществе.

Заслуга архиепископа в том, что он, живя как христианин, всё своё умение приносил на служение Господу. Благодаря своему хирургическому таланту, способствовал воцерковлению представителей научной и культурной интеллигенции. Но, благодаря деятельности архиепископа по возрождению Русского самосознания, через восстановление Церкви, народ не потерял своих корней, и сейчас мы имеем возможность снова быть многочисленным, духоносным народом.

Архиепископ Лука – один из тех людей, которых давал Господь нашему народу во время его крайней слабости, в самых опасных моментах существования. Внимательно изучив свой исторический путь, нельзя не обнаружить, что всегда был такой человек, который силой своего слова и своим личным примером вселял в людей уверенность, возрождал в них Веру, заставлял их подниматься с колен. Именно таким духовным столпом Русского народа в XX веке и был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.





















Приложение №1.

    1. Награды архиепископа Луки.

Церковные:

  • право ношения креста на клобуке (февраль 1945)



Светские:

  • медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

  • лауреат Сталинской премии I степени (февраль 1946, за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекдии при инфицированных огнестрельных ранениях суставов").



































Приложение №2.

    1. Основные медицинские труды
  1. "Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома". "Хирургия", 1908.

  2. "О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике". "Врачебная газета", 1908.

  3. "Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже". "Хирургия", 1908.

  4. "Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти". "Труды Московского хирургического общества 1909.

  5. "Регионарная анестезия". (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).

  6. "Кровяная саркома ребра". "Хирургия", 1910.

  7. "Об оперативном лечении переломов позвоночника". "Хирургия", 1910.

  8. "Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.".

  9. "О первом остром остеомиелите позвоночника". "Хирургия", 1911.

  10. "Двустороннее повреждение блуждающего нерва". "Хирургия", 1911.

  11. "Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle", Zentrablatt fur Chirurgie 1911.

  12. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1911.

  13. "Litungsanasthesie des nervus ischiaticus", Zentralblatt fur Chirurgie 1912.

  14. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1912-1913 гг.

  15. "Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов". (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).

  16. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1914.

  17. "К казуистике оперативного лечения опухолей мозга". (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).

  18. "Регионарная анестезия кисти руки". (Врачебная газета, 1915).

  19. "Регионарная анестезия". (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.

  20. "Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение". "Вестник хирургии" за 1923 г.

  21. "Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz", Zeitschift fur Chirurgie 1923.

  22. "Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов". "Вестник хирургии" 1924.

  23. "Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их." Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.

  24. "Опасности способа Мамбург,а". Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.

  25. "Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой". (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). "Хирургия", 1957, № 8, с. 127-135.

  26. "Очерки гнойной хирургии". I-е издание, 1934.

  27. "Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла". 1943.

  28. "Очерки гнойной хирургии". 2-е издание, 1943.

  29. "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". Москва, 1944.

  30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит". Госпитальное дело, 1944.

  31. "О раневом сепсисе". (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).

  32. "О гематогенном остеомиелите". 1946-1947.

  33. "О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений". 1947.

  34. "Патогенез и терапия мозолей". "Советская медицина" 1953, № I.

  35. "Очерки гнойной хирургии". 3-е издание, 1956.



Информационные ресурсы.

1) http://ru.wikipedia.org/



2) http://ispovednik.narod.ru/polnoe_lyko.htm



3) http://www.vsetsaritsa.ru/



4) http://www.erudition.ru/referat/ref/id.51741_1.html



5) http://www.librarium.orthodoxy.ru/
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!