Разработка
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
для мальчиков 4-5 лет
Разработка составлена педагогом-дополнительного образования
отделения спортивной гимнастики Пухова Елена Александровна.
Г. Полысаево 2018.г
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой незрелостью, низкой сопротивляемостью, неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этот период важно своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организм неблагоприятным условиям. Дошкольная жизнь и развитие ребенка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психического и физического развития. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития организма детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности. Предполагаемая программа, соответствует современным требованиям педагогике, психологии, физиологии, теории физической культуры и спорта, раскрывает содержание деятельности секции спортивной гимнастики. Программа направлена на формирование и закрепление основных двигательных навыков и умений, развитие основных двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений), а так же планомерное освоение программного и квалификационного материала.
Организационно-методические указания.
Содержание программного материала должно соответствовать уровню физической подготовленности и образованности занимающихся. Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, на каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих образовательных, комплекс взаимосвязанных развивающих образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основной формой организации учебной работы по спортивной гимнастике является учебно-тренировочные занятие. Для него характерны постоянный состав занимающихся, строгая регламентация заданий, присутствие тренера. При проведении занятия, необходимо использовать индивидуальный подход к занимающимся с учетом с учетом их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Умелое сочетание на занятиях развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам-это отличная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Основная цель.
Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом- создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.
Основные задачи.
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма занимающихся. 2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля(школы) выполнения упражнений.
3. Образовательно-развивающего воздействия с целью гармоничного развития форм и функций организма (особенно растущего) и совершенствованию двигательных способностей.
4. Приобретение жизненно-важных двигательных умений и навыков прикладного характера, способствующих профессиональной подготовки.
5. Воспитание нравственных, волевых, эстетических качеств.
6. Освоение спортивных программ различной сложности.
7. Разносторонняя сбалансированная общая и специальная физическая подготовка (начальное развитие физических качеств).
8. Освоение базовых навыков и базовых элементов на снарядах и не на снарядах.
9. Развитие физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости силы, быстроты, координации движений.
10. Привитие интереса к занятиям спортивной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности.
11. Участие в показательных выступлениях, контрольных уроках, детских соревнованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 и 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Наименование разделов | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Теоретические сведения | 6 | 6 |
2 | Общая физическая подготовка | 38 | 34 |
3 | Специальная физическая подготовка | 36 | 38 |
4 | Техническая подготовка, в том числе акробатическая | 30 | 32 |
5 | Хореографическая подготовка | 15 | 14 |
6 | Программный материал (базовые элементы спортивной гимнастики, в том числе на снарядах: перекладина, кольца, «стоялки», «грибок», канат, батут и другие) | 18 | 20 |
7 | Психологическая подготовка | 8 | 6 |
8 | Контрольные испытания | 2 | 2 |
ИТОГО часов: | 156 | 156 |
Содержание разделов образовательной программы дополнительных услуг.
Теоретические и практические сведения.
1. Теоретические сведения:
- правила техники безопасности и поведения на занятиях;
- значение здорового образа жизни;
- гигиенические требования (гигиена жилья, места, места учебы, отдыха и занятий спортом, личная гигиена, гигиена одежды и обуви);
-влияние занятий физическими упражнениями на организм человека (значение утренней гимнастики, понятие о правильной осанке);
-оказание первой медицинской помощи при травмах;
-понятие физического и духовного развития человека;
-значение усидчивости, трудолюбия, силы воли;
-понятие эстетики движения/
2. Практический материал:
1) Освоение рабочих гимнастических положений:
-группировка
-пистолет
-согнувшись
-ноги врозь
-прямое положение
-поперечный шпагат
-продольный шпагат
-упор лежа
-упор лежа сзади
2) Освоение базовых навыков:
-приземление
-отталкивание ногами
-отталкивание руками
-стойка на руках
-владение безопорными вращениями вперед и назад, вокруг фронтальной оси тела (группировка, согнувшись, прогнувшись)
-динамическая осанка
-повороты вокруг продольной оси
-хлестообразное движение
3) Базовые навыки на снарядах:
На параллельных брусьях:
-упоры
-углы
-висы
-приземление
На кольцах:
-висы
-хлестообразное движение
-приземление
На перекладине:
-висы
-махи
-передвижение в висе на руках
На ковре:
-упор присев
-упор лежа
-перекаты на спине в группировке
-стойка на лопатках
-кувырки боком
- «гимнастический мост»
-продольный и поперечный шпагат
-стойка на руках
-складка ноги вместе, врозь
«Прыжок»:
-наскок на мостик
-отталкивание ногами от мостика
-прыжок в упор присев на горку матов
II. Общая и специальная физическая подготовка.
Теоретические сведения:
Техника выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, основные ошибки, подбор физических упражнений для самостоятельных занятий.
Практический материал:
1) Средства развития силы:
-статические упражнения (на кольцах, брусьях, стоялках, скамейках, гимнастической стенке, например углы, упоры)
-скоростно-статические упражнения
-скоростно-силовые упражнения (упражнения с отягощением, упражнения с амортизаторам, либо с преодолением сопротивления):
- Потягивание в висе лежа на низкой жерди или перекладине (3 серии по три раза)
- Подбрасывание и ловля набивного мяча (до 1 кг )
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади (руки на гимнастической скамейки)
- Лежа на спине, на мате: сгибание-разгибание туловища до прямого угла (8 раз, две серии с паузами отдых 20 сек.)
- В висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног в вис углом ( 5-8 раз, 4 серии, отдых 6-8 сек.)
- Лазание и передвижения в висе на гимнастической стенке
- Лазание по канату с помощью ног 3 м.
- Из упора присев перекат назад-перекат вперед-прыжок вверх прогнувшись-упор присев.
- Приседание на правой ноге и левой у опоры («пистолет»), на скамейке, поперек. (1-3 раза).
- «Прилипалочка» -упор на гимнастической стенке лицо к стенке, касаясь опоры всем телом. (3 сек., 5 серий, отдых 6 сек.)
2) Средства развития выносливости:
Под выносливостью понимается способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
- общая выносливость - характеризуется интенсивностью, величиной интервала отдыха, числом повторений (бег, бег в яме)
- силовая выносливость
а) собственно-силовая (подтягивание)
б) скоростно-силовая (отмахи на перекладине)
в) статическая
г) взрывная
- специальная выносливость- это сами упражнения (элементы, связки, комбинации, прыжки на батуте, прыжки на дорожке, комплексы упражнений на снарядах)
Упражнения ОФП и многократное выполнение заданий СФП ( до отказа).
3) Средства развития прыгучести:
Прыжки:
- в длину с места толчком двумя
- с места на горку матов (три серии по 8 прыжков с паузами 5 сек., высота горки 25 см).
- через гимнастическую скамейку с двух ног вперед, боком
- на горке из 4-х матов 3-4 серии по 6 прыжков с паузами 6 сек.
4) Средства развития быстроты:
1. Пробегание отрезков на скорость 15-20 м
2. Смена направления в беге, остановки в заданных положениях на обусловленный сигнал.
3.Выполнение упражнений на время ( упор присев- упор лежа, 4-6 раз)
5) Средства развития гибкости:
1. Рывковые движения руками во всех направлениях.
2. Круги руками во всех направлениях.
3. Наклоны вперед.
4. «Мост» (из положения лежа и основной стойки наклоном назад)
5. Шпагаты (передне-задний и фронтальный)
6. Махи ногами (у опоры вперед, назад, в сторону)
7. «Выкруты» в плечевых суставах (с гимнастической скакалкой, постепенно сближая точки хвата до ширины плеч)
6) Средства развития координации и ловкости:
-упражнения на быстроту реакции;
-упражнения на согласование движений разными частями тела;
-акробатические упражнения;
-упражнения на силу мышц ног и туловища;
-упражнения на повышенной опоре (скамейке);
-упражнения с отключением зрительного анализатора (с закрытыми глазами).
III. Техническая подготовка.
Техническая подготовка является наиболее существенным фактором достижения спортивного мастерства, высоких и стабильных результатов. В спортивной гимнастике главным требованием в технике является точность выполнения упражнений с заданной формулой и характером.
1. Общая техническая подготовка - пополнение набора разнообразных двигательных умений и навыков.
2. Специально-техническая подготовка - владение техникой данного вида спорта и доведение ее до возможно высокой степени.
Практическая подготовка:
-упражнения начальной гимнастической школы.
-освоение двигательных навыков
-выполнение упражнений с акцентом на прямые, сомкнутые, оттянутые носки, ноги.
-освоение основных рабочих положений на снарядах (хваты, положения)
IV. Психологическая подготовка.
Процесс обучения двигательным действиям связан с преодолением существенных психологических трудностей, прежде всего координационных. Решающую роль играют волевые качества гимнаста, воспитание этих качеств -одно из важнейших направлений работы тренера. -Для этого используются организационно-педагогические приемы: -выполнение упражнений на оценку -поощрение удачных исполнение не только формальной оценкой, но и похвалой. -применение игровых форм работы. -проведение тренировочных занятий в непривычных условиях, на новых снарядах, утяжеленных костюмах.
V. Хореографическая подготовка.
Теоретическая подготовка: значение эстетики движений, осанки, элементы хореографии (позиции рук и ног, основные элементы у станка, на середине и в партере - терминология).
Практическая подготовка:
-развитие гибкости, координации, устойчивости, выработка правильной осанки, укрепление двигательного аппарата, формирование культуры движений.
-упражнения-махи ногами вперед, в сторону, назад. Удержание ног вперед, назад, в сторону. Равновесие, прыжки.
-упражнения в партере.
VI. Соревнования, аттестация, тестирование.
- Открытые уроки
- Контрольные тренировки
- Тестирование, зачётные занятия
- Школьные соревнования по ОФП и СФП
VII. Культурно — досуговые мероприятия.
Праздники, показательные выступления, театрализованные представления (выступление на новогоднем празднике), прогулки, походы на городские спортивные соревнования.
Ожидаемые результаты:
Формирование понятий о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к занятиям спортом.
Формирование навыков выполнения элементов на снарядах, акробатических элементов.
Развитие силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации и ловкости, прыгучести.
Формирование коммуникативных качеств личности, волевых качеств, ответственности и самостоятельности.
Литература.
1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2000
2. Козлов В. В. Физическое воспитание детей в учреждениях доп. Образования: Акробатика. -М., изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
3. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2005. - 420с.
4. Спорт высших достижений: спортивная гимнастика. Учебное пособие по ред. Л.А. Савельевой и Р.Н. Терехиной, НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта. Издательство «Человек», Москва, 2014.
5. Журнал «Гимнастика» (федерация спортивной гимнастики России). Москва, 2012-2016.
6. Аллахвердиев Ф.А. Урок гимнастики в школе: учеб. -метод. пособие; НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011.
7. Артемьева Ж.С. Оздоровительные виды гимнастики: содержание и методика их преподавания в школе: учеб.-метод. пособие, НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011.
8. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник для образовательных учреждений. Физическая культура. Москва: Советский спорт, 2014.
9. Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / авт.-сост. Л. Г. Верхозина, Л. А. Заикина. - Волгоград: Учитель, 2013.