СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства и применение серы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по ФГОС.Имеет связь с биологией, литературой.Также в нем есть место региональному компоненту.

Просмотр содержимого документа
«Свойства и применение серы»

Технологическая карта урока химии


Учитель химии МБОУ СОШ №18 г.Кызыла

Ховалыг Айдана Даш-ооловна

Предмет: химия

Класс: 9 класс

УМК:Химия,9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман._М.:Просвещение,2021.- 65-67 с.

Технологии,применяемые на уроке: технология критического мышления, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность


Тема урока

Свойства и применение серы

Тип урока

Комбинированный, урок изучения нового материала

Цель урока

используя проблемный подход, раскрыть взаимосвязь строения атома, свойств серы и ее применения в жизнедеятельности человека, химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций; расширить знания о значении химических элементов в формировании здорового организма.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию через формирование химической базы знаний, на примере данной темы.

Метапредметные:

-организовать учебное взаимодействие в группе. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Использовать мысленное моделирование, как знаковое моделирование.

Предметные

-владение учащимися ключевыми понятиями по теме урока. Флотация. Демеркуризация. Химические свойства серы.

Основные понятия

Флотация, демеркуризация.

Межпредметные связи

Биология (влияние соединений серы на организм), включение регионального компонента.

Методы и приемы

словесные (эвристическая беседа),наглядные (презентация), практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);частично-поисковый, информационный, проблемный, использование ИКТ.


Формы работы

Индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование

Химические стаканчики на 100 мл с водой, сера, шпатель, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, палочки для перемешивания, штатив, кусочки натрия, цинковая пыль, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Свойства и применение серы», учебник Г.Е.Рудзитис "Химия. 9 класс", видеоопыты, ПСХЭ, компьютер, штатив для пробирок, пробка с ложкой для сжигания, фарфоровые тигли, ступки с пестиками.

.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Настраиваются на рабочий лад.





Организация рабочего времени. Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Постараемся сегодня.

Учитель раздает листы с заданиями и таблицу. Проводит инструктаж по их использованию.

Уметь выражать свои мысли, определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания и повторение пройденной темы)








Учащиеся выполняют задание, после этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения.

Ответы учащихся:

1.+2. +3. –4. +5. –6.-7. +8. –9. +

10. –

Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64.

Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 минуты.

Лист-опросник «Да»или «Нет» (приложение 1)

Контролирует правильность ответов.

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Развивать мотивы учебной деятельности.


2.Мотивационный этап










































Включение учащихся в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Оценивают себя.

- О сере (Аржаана).

-Свойства и применение серы. Целью урока является изучение свойств и применение серы (Чаяна).

- На этом уроке мы изучим физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения. (Айрат)

-Мы продолжаем изучение отдельных элементов VI группы главной подгруппы. Урок посвящен одному из самых интересных элементов этой группы.

Показывает видеоролик. Содержание видеоролика: «Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Выходы этого желтого горючего вещества человек встречал в кратерах спящих вулканов. В Древнем Китае смесью этого вещества с натриевой селитрой и древесным углем- черным порохом наполняли бамбуковые трубки-прообраз современных ракет.

Шло время… Человек научился добывать его из открытых карьеров и очищать его от пустой породы. С его помощью натуральный каучук превращается в резину, получают препараты от кожных заболеваний, спички и даже гипс на поломанной конечности».

-Вы догадались, о каком химическом элементе и простом веществе идет речь?

-Как можно сформулировать тему и цель нашего урока?





- Правильно, молодцы! Сегодня мы посвятим наш урок изучению свойств и применение серы. Запишите в таблицу тему урока: Свойства и применение серы. Напишите свою фамилию и имя.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
















3. Первичное усвоение новых знаний.





Чаяна выходит на доску и делает опыт. Он добавляет воду в стакан с серой.

-Желтый, порошкообразный, практически не растворим в воде…



Ученики дают ответы.



- Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.(Долума)



-Окислитель и восстановитель. (Айрат)

Учащиеся наблюдают эксперимент. Работают в парах. Проговаривают свои предположения о решении проблемных ситуаций выслушивают варианты товарища. Работают с таблицей ПСХЭ.

Сера с натрием

2Na + S = Na₂ S (Хургулек)











Нg + S = Нg S (Мунзак)



Zn + S = Zn S (Айсуу)

Об этом соединении серы упоминал А.С.Пушкин в своем стихотворении:

«Тогда услышал я (о диво) запах скверный,

как будто тухлое разбилося яйцо,

иль карантинный страж курил жаровней серной,

я нос себе зажав, отворотил лицо…»

Далее учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет.

Серу применяют:

- пиротехнике,

- борьба с вредителями и заболеваниями растений

- производство спичек

- производство серной кислоты

- в медицине.(Айрана)

В течение всего урока вы будете работать на таблице, которая лежит перед вами (приложение 2) .

Начнем с физических свойств, как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера?

Лабораторный опыт 1 Демонстрация растворимости серы в воде.

- Давайте добавим воды в стакан с серой, что наблюдаете?

Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу:

- Сера- твердое вещество желтого цвета, плохо проводит тепло и электрический ток, в воде не растворяется.

Знакомит с понятием «флотация».

Явление несмачиваемости серы получило название флотация. Отсюда произошло название «флот». Корабли тоже плавают по воде, как частицы серы.

Лабораторный опыт «Аллотропия серы»

Из-за своей легкоплавкости сера из одной аллотропной модификации при нагревании может переходить в другую.

Давайте посмотрим опыт, как кристаллическая сера превращается в пластическую серу.

Теперь перейдем к химическим свойствам серы.

- Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?

Значит, сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2.

Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления?

-Хорошо, значит, сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства.

У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель.

Сейчас мы их с вами заполним.

1.Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода.

Давайте проведем лабораторные опыты взаимодействия серы с некоторыми металлами.

Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций



Na + S = …

2. Задача: В мед.кабинете был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Часть её собрали в сосуд, который закупорили, а несколько шариков закатилось в щель. Медик попросила учителя химии помочь обеззаразить помещение от пролитой ртути. Что будет делать учитель?

Учитель знакомит с процессом демеркуризации – система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т.п. от разлитой ртути.

Нg + S = …

3. Учитель демонстрирует опыт (взаимодействие серы с цинковой пылью)

Zn + S =…











Н₂ + S = Н₂S↑(газ с запахом тухлых яиц)

Растворенный сероводород содержится в аржаане Тарыс нашей республики. Он помогает при многих болезнях, в том числе при хронических заболеваниях, болезнях эндокринной системы и системы кровообращения.



Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства:

S + O₂ = SO₂

S + 3F₂ = SF₆ (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6)

Последний пункт нашей таблицы – это применение серы.

Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите самостоятельно в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим.

Показ слайдов «Применение серы»

Уметь применять знания, полученные ранее, строить логическую цепочку рассуждений, понимать и формулировать правила: флотация, демеркуризация.

4-5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Работа у доски по уравнениям реакций.

Проверяют написанные ранее уравнения реакций.

Дают названия соединениям серы.

Составляют окислительно – восстановительные реакции.

Оценивают себя.





Ученики дают ответы.

а) Давайте вернемся к химическим свойствам серы (проверка у доски написания уравнений учащимися).

б) Дайте название образовавшимся соединениям серы.

в) В каких реакциях сера проявляет окислительные свойства, а в каких восстановительные. Составьте электронный баланс.

Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним, что у нас сегодня было на уроке.

Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) (приложение 3)

Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь сдайте, пожалуйста, ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке.

Умение применять «новые знания» на практике.


6. Домашнее задание.

Внимательно слушают инструктаж учителя.


Параграф 18, стр. 67 вопросы 1-3, тестовые задания.

Индивидуальные задания: Подготовить сообщение с презентацией по темам: «Области применения серы» и «Биологическая роль серы».

Осуществляют актуализацию полученных знаний.

7. Рефлексия.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений.

Рефлексия «Ромашка Знаний»
Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу.
Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.
 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Спасибо всем за урок.

Использовать полученные знания. Правильно излагать свои мысли. Уметь делать самостоятельные выводы.



Список использованной литературы.

1.Химия,9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман._М.:Просвещение,2021.- 65-67 с.

2. Тесты по химии ,9 класс/ Т.А. Боровских.-И.: Экзамен,2011.- 53-54 с.

3. СD «Виртуальная лаборатория».





Приложение 1

1. Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева в VI группе главной подгруппе.

2. На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов

3. Сера белого цвета

4. Для кислорода характерна аллотропия

5. Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен

6. Формула озона О₅

7. Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6

8. Для кислорода характерна степень окисления +4

9. Общее название подгруппы кислорода «халькогены» обозначает «рождающие руды»

10. Степень окисления серы в формуле H₂SO₄ равна +4

Приложение 2

Физические свойства

Химические свойства

Применение

окислительные

восстановительные
















Приложение 3

1.Электронная формула 1S22S22P63S23P4 соответствует атому:

А) кислорода

Б) серы

В) азота

Г) фосфора

2. Аллотропными модификациями являются:

А) озон и вода

Б) кристаллическая и пластическая сера

В) оксиды SO₃ и SO₂

Г) гидриды H₂S, H₂Se, H₂Te

3. Сера реагирует со следующими веществами:

А) Al и O₂

Б) H₂и Au

В) Na и CO₂,

Г) Na и H₂O

4. Установите соответствие между степенью окисления серы и формулой

1) H₂SO₄ А) -2

2) H₂S Б) +4

3) Na₂SO₃ В) +6 1-В 2-А 3-Б







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!