СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение. 9 класс ОГЭ. Конспект урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение. 9 класс ОГЭ. Конспект урока.»

Тема урока: Развитие речи. Контрольное сжатое изложение.

Цель урока: расширить знания обучающихся о сжатом изложении, познакомить с приёмами компрессии текста, отработать навыки сжатия текста; подготовиться к написанию сжатого изложения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения; уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;

Метапредметные:

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные: извлекать фактуальную и подтекстовую информацию из текста; пользоваться изучающим чтением; излагать содержание прочитанного текста сжато.

Коммуникативные: редактировать письменное высказывание; адекватно использовать речевые средства.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

Объявление темы и целей урока.

3. Работ по теме.

- Владеть  умением сжато излагать текст важно, оно пригодится вам в дальнейшей жизни: при сдачи экзамена, при продолжении учёбы, в общении, в профессиональной деятельности. Вот почему умению сжато излагать текст уделяется особое внимание на уроках по развитию речи.

- Что такое сжатое изложение?

Сравним цель подробного и сжатого изложения.

Ознакомление с приёмами сжатия текста.

Запись в тетради.

Приёмы компрессии текста: исключение, обобщение (замена), слияние.

Познакомимся с первым приёмом – исключение.

- Что можно исключить? (подробности, детали, повторы; то, что не связано впрямую с  темой и основной мыслью текста)

- Работа с первым текстом.

- Что мы можем из него исключить?

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Второй приём компрессии текста -  обобщение (или замена) 

- Как можно применить этот приём? Прежде всего, можно подобрать (или найти в тексте) общее слово, объединяющее несколько перечисленных в тексте понятий, предметов и т.д. и одним словом  заменить несколько слов.

Прочитаем текст

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

И последний приём сжатия текста –слияние. Обобщить можно несколько схожих утверждений, мыслей (предложений), т. е. из нескольких предложений составить одно. Такой способ называется слияние. 

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник          (По К. Паустовскому



- Работа над сжатым изложением.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека  есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 
   В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные.  Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
   Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым,     привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.


3 Аналитическая беседа по тексту.

О чём идёт речь в тексте?

Какова тема?

Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст?

Какое название этому тексту дали бы вы и почему?

Запишите название.

Определите стиль текст? Докажите. (Публицистический, рассуждение.)

Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Объясните трудные для вас  орфограммы и случаи постановки знаков препинания в данном тексте


4. Написание сжатого изложения.



 У каждого человека есть воспоминание, связанное с его любимой игрушкой, ведь она - самое яркое воспоминание из детства любого человека.
  В век компьютерных технологий виртуальные игрушки получают больше внимания, чем реальные. Но несмотря на новинки техники игрушка остается незаменимой, потому что она учит и развивает ребенка.
  Игрушка - ключ к сознанию маленького человека, поэтому надо тщательно выбирать игрушку, которая принесет в его мир свой образ, поведение, систему ценностей и мировоззрение. Нельзя воспитать полноценного человека с помощью негативных игрушек.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!