СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение текста 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Сжатое изложение текста "Зелёные хирурги""

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение текста 3 класс»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Сжатое изложение текста «Зелёные хирурги»

Цели урока : показать учащимся основные приёмы сжатой передачи содержания рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; воспитывать любовь к природе.

1 Орг.момент

_ Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.

- Мы сегодня будем писать сжатое изложение. Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит? (Передать главное, сохранив точность.) Вспомните и обсудите в парах (группах) основные приёмы сжатого изложения: МОЖНО / НЕЛЬЗЯ

Убрать избыточные слова;

Объединить мелкие, единичные факты на основе общего;

Заменить прямую речь косвенной, сложные предложения -простыми.

Сократить смысловые части, заменив их простым предложением.

Сохранить основные детали, помогающие понять авторскую идею;

Сохранить аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

3.Подготовка к первичному восприятию текста.

-Отгадайте загадку.

Этот доктор удалит

Мой больной аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот?

Ответ: Хирург

-Попытайтесь дать определение слову хирург. Кто это?

(На доску прикрепляется слово «хирург»)

«Магнит»

-Давайте подберем синонимы к слову хирург . (врач, доктор, лекарь),

Прилагательные (детский, взрослый), глаголы (лечит, оперирует, помогает, спасает),

-Сегодня мы с вами будем работать с текстом, который называется «Зелёные хирурги»

-Подумайте, о ком этот текст? (Ответы детей)

-Послушайте текст и увидите, оправдались ли наши предположения.

(Учитель читает текст)

-Кто же это такие – «зелёные хирурги»? ( Агрономы)

-А что вы знаете про агрономов?

- Агроно́м — специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии. Это словарное слово.

4.Работа с текстом

У детей листочки с текстом.

-Прочитайте текст. Как вы думаете, в заголовке отражена тема или основная мысль?(Тема)

-А что является основной мыслью данного рассказа? (То, что люди спасли дуб и другие деревья.)

-Назовите тип текста. Докажите, что это повествовательный текст. (Это рассказ. Здесь последовательно рассказывается о событиях, текст условно отвечает на вопрос: «что делает предмет?»

-Вспомним структуру повествовательного текста

1.Начало.

2.Основная часть.

3.Концовка.

-Разделите текст на части.(Работа в группах)

-Где заканчивается каждая часть? (Проверка)

-Давайте озаглавим каждую часть. Что для этого нужно сделать? (В каждой части выделить микротему и озаглавить эту часть.)

- Результат данной работы будем заносить в таблицу.

- Рассмотрите ее. Какие данные будем заносить в 1 столбик? Во 2 столбик?

Ученики рассматривают таблицу. Заполняют её по ходу работы над каждой частью.



План текста

 

Опорные слова

1 Старый дуб заболел

образовалось  дупло

 

 2.Как лечили дуб.

 

 

 Решил спасти, очистили, промыли, заложили , залили


 3. «Скорая помощь» для деревьев

 

Создана, определяют

4.Кто такие «зелёные хирурги».

агрономы



Анализ и составление плана.

- Что делает врач-хирург7

- Почему жители Риги прозвали агрономов «зелёными хирургами»?

- Как агрономы спасли дуб?

- О чём надо сказать до рассказа о лечении дуба?

- Каково заключение и зачем оно нужно? ( Без него непонятно заглавие.)

5. Физминутка

6.Работа по сжатию текста

- Прочитайте 1 микротему.

- Без каких предложений и слов в первой части не обойтись? Подчеркните их. Попробуем сжать эту часть.

- Какой прием сжатия мы использовали?

На окраине Риги стоял древний дуб. Его возраст 500 лет. В дупле старика образовалась большая дыра.

Аналогичная работа со следующими микротемами.

Агроном осмотрел дерево и решил его спасти. Началась умелая работа. Больное место бережно очистили. Чистая рана была промыта. Дупло заложили камнями и залили цементом. Старый дуб будет жить.

В Риге для деревьев создана «Скорая помощь». Заболела кудрявая берёза. Агрономы определяют нужное лечение. Сломал ветер молоденькое дерево. Его перевяжут и спасут.

Много деревьев спасли «зелёные хирурги».

Так зовут местные жители агрономов.

( По В. Сташенко и В. Соболеву)

7.Орфографическая подготовка

- Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.

- Зачем я предлагаю вам над этим поработать?

- Как мы будем с ними работать?

Организуется фронтальная работа по предупреждению ошибок в словах, которые дети могут использовать при записи своего текста.

8.Запись собственного текста.

- Сколько абзацев будет в вашем тексте?

- Как будете на письме оформлять начало каждого абзаца?

- Приступайте к работе! Желаю вам успехов!

Ученики самостоятельно пишут сжатое изложение, опираясь на план и опорные слова. При необходимости учителем оказывается индивидуальная помощь.



9.Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую УЗ вы ставили перед собой на уроке?

- Кто считает, что он достиг цели урока?

- На следующем уроке проведем работу над ошибками, поговорим о трудностях, с которыми вы столкнулись во время работы с текстом.

- Урок окончен! Мне очень приятно было сегодня с вами работать!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!