Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Сжатое изложение текста «Зелёные хирурги»
Цели урока : показать учащимся основные приёмы сжатой передачи содержания рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; воспитывать любовь к природе.
1 Орг.момент
_ Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Мы сегодня будем писать сжатое изложение. Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит? (Передать главное, сохранив точность.) Вспомните и обсудите в парах (группах) основные приёмы сжатого изложения: МОЖНО / НЕЛЬЗЯ
Убрать избыточные слова;
Объединить мелкие, единичные факты на основе общего;
Заменить прямую речь косвенной, сложные предложения -простыми.
Сократить смысловые части, заменив их простым предложением.
Сохранить основные детали, помогающие понять авторскую идею;
Сохранить аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
3.Подготовка к первичному восприятию текста.
-Отгадайте загадку.
Этот доктор удалит
Мой больной аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот?
Ответ: Хирург
-Попытайтесь дать определение слову хирург. Кто это?
(На доску прикрепляется слово «хирург»)
«Магнит»
-Давайте подберем синонимы к слову хирург . (врач, доктор, лекарь),
Прилагательные (детский, взрослый), глаголы (лечит, оперирует, помогает, спасает),
-Сегодня мы с вами будем работать с текстом, который называется «Зелёные хирурги»
-Подумайте, о ком этот текст? (Ответы детей)
-Послушайте текст и увидите, оправдались ли наши предположения.
(Учитель читает текст)
-Кто же это такие – «зелёные хирурги»? ( Агрономы)
-А что вы знаете про агрономов?
- Агроно́м — специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии. Это словарное слово.
4.Работа с текстом
У детей листочки с текстом.
-Прочитайте текст. Как вы думаете, в заголовке отражена тема или основная мысль?(Тема)
-А что является основной мыслью данного рассказа? (То, что люди спасли дуб и другие деревья.)
-Назовите тип текста. Докажите, что это повествовательный текст. (Это рассказ. Здесь последовательно рассказывается о событиях, текст условно отвечает на вопрос: «что делает предмет?»
-Вспомним структуру повествовательного текста
1.Начало.
2.Основная часть.
3.Концовка.
-Разделите текст на части.(Работа в группах)
-Где заканчивается каждая часть? (Проверка)
-Давайте озаглавим каждую часть. Что для этого нужно сделать? (В каждой части выделить микротему и озаглавить эту часть.)
- Результат данной работы будем заносить в таблицу.
- Рассмотрите ее. Какие данные будем заносить в 1 столбик? Во 2 столбик?
Ученики рассматривают таблицу. Заполняют её по ходу работы над каждой частью.
План текста | Опорные слова |
1 Старый дуб заболел | образовалось дупло |
2.Как лечили дуб. | Решил спасти, очистили, промыли, заложили , залили |
3. «Скорая помощь» для деревьев | Создана, определяют |
4.Кто такие «зелёные хирурги». | агрономы |
Анализ и составление плана.
- Что делает врач-хирург7
- Почему жители Риги прозвали агрономов «зелёными хирургами»?
- Как агрономы спасли дуб?
- О чём надо сказать до рассказа о лечении дуба?
- Каково заключение и зачем оно нужно? ( Без него непонятно заглавие.)
5. Физминутка
6.Работа по сжатию текста
- Прочитайте 1 микротему.
- Без каких предложений и слов в первой части не обойтись? Подчеркните их. Попробуем сжать эту часть.
- Какой прием сжатия мы использовали?
На окраине Риги стоял древний дуб. Его возраст 500 лет. В дупле старика образовалась большая дыра.
Аналогичная работа со следующими микротемами.
Агроном осмотрел дерево и решил его спасти. Началась умелая работа. Больное место бережно очистили. Чистая рана была промыта. Дупло заложили камнями и залили цементом. Старый дуб будет жить.
В Риге для деревьев создана «Скорая помощь». Заболела кудрявая берёза. Агрономы определяют нужное лечение. Сломал ветер молоденькое дерево. Его перевяжут и спасут.
Много деревьев спасли «зелёные хирурги».
Так зовут местные жители агрономов.
( По В. Сташенко и В. Соболеву)
7.Орфографическая подготовка
- Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.
- Зачем я предлагаю вам над этим поработать?
- Как мы будем с ними работать?
Организуется фронтальная работа по предупреждению ошибок в словах, которые дети могут использовать при записи своего текста.
8.Запись собственного текста.
- Сколько абзацев будет в вашем тексте?
- Как будете на письме оформлять начало каждого абзаца?
- Приступайте к работе! Желаю вам успехов!
Ученики самостоятельно пишут сжатое изложение, опираясь на план и опорные слова. При необходимости учителем оказывается индивидуальная помощь.
9.Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую УЗ вы ставили перед собой на уроке?
- Кто считает, что он достиг цели урока?
- На следующем уроке проведем работу над ошибками, поговорим о трудностях, с которыми вы столкнулись во время работы с текстом.
- Урок окончен! Мне очень приятно было сегодня с вами работать!