Что делает | Библиотекарь | Педагог-библиотекарь |
| | |
Организует и проводит мероприятия по воспитанию у обучающихся мультимедийной грамотности, информационной культуры | При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии. | Проведение учебных занятий по формированию основ информационной культуры и информационной безопасности воспитанников. |
Организует использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата | Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д. | Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. |
Ведет обслуживание пользователей на абонементе и в читальном зале | Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале, в классах, в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения: • изучает читательские интересы; • проводит анализ читательских формуляров; составляет коллективные и индивидуальные планы чтения. | Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. |
Принимает участие в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения | Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой. Составляет планы и отчеты, ведет учет работы библиотеки. | Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. |
Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда | Организует библиотечный фонд : • осуществляет учет: поступление, выдача, выбытие документов; • организует техническую обработку полученных документов; • обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок; • предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда, проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры по своевременному возврату читателями документов; • организует фонд особо ценных документов; • согласно инструкции организует размещение и хранение школьного фонда учебников; • в часы внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации; • проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения; • обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности. | Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. |
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса | Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим. | Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. |
Участвует в реализации основной образовательной программы | Школьный библиотекарь непосредственно участвует в организации образовательного процесса. В отличии от учебной деятельности досуговая деятельность учащихся может быть реализована на базе школьной библиотеки. | Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. |
Организует работу по учебно-методическому и информационному сопровождению образовательной деятельности обучающихся | На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы: • комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе ; • заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами; • при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD). | Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. |
Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана | На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы: • комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе ; • заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами; • при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD). | Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. |
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения | Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др. | Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. |
Создает развивающее и комфортное книжное пространство в библиотеке образовательной организации | Обеспечивает библиотеку оборудованием, библиотечной техникой, организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки, создает благоприятные условия для обслуживания читателей. | Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. |
Проводит уроки вместо заболевшего учителя | нет | При наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и другие работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые предусмотрены учебным планом, образовательной программой, или вести занятия в кружке. За преподавательскую работу библиотечным работникам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время. |
Проводит мероприятия по пропаганде дальневосточной книги для детей и их родителей | Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др. | Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. |
Создает новые схемы обучения, используя игры и социальные медиа | Нет | Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии Web 2.0, которые развиваются на принципах доступности, открытости, интерактивности, взаимодействия и позволяют пользователю реализовать свой творческий и социальный потенциал. |
Предоставляет разные медиа платформы, инструменты, учит навыкам и стратегиям работы в этой среде | При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии. | Традиционно школьные библиотеки содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы. Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Некоторые из них: - компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.; - презентационные программы для создания портфолио, презентаций; - сервисы (например, документы Google), которые позволяют работать нескольким людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать сравнения; - вики-сервисы для создания сборников, сайтов; - веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности. |
Постоянно уделяет внимание сотрудничеству, реализует совместные проекты по привлечению обучающихся к чтению | Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д. | Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. |
Организует работу литературных кружков, гостиных | Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др. | Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. |
Осуществляет педагогическую поддержку творческой информационной деятельности обучающихся | | Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. |