Виды стихов | Определение | Примеры |
Белый стих | Стихи без рифмы, нерифмованные, безрифменные | Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью, Тревожною думой наполнено ты. (Жуковский) «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери» Пушкина «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова |
Вольный стих | Ямбический рифмованный стих, с неравным (не более шести) количеством стоп в строках, без строфы. | Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный… (Пушкин) Басни Крылова «Горе от ума» Грибоедова «Маскарад» Лермонтова |
Свободный стих (верлибр) | Вид стихосложения на грани между стихом и прозой; в нём не сохраняются многие особенности стихотворной речи: рифма, постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы – по количеству строк. | Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (Блок) Сказки Пушкина Стихотворения Фета, Блока, Бальмонта, Брюсова, Волошина, Бунина и др. поэтов 20 века |
Стихотворение в прозе | Необычное прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. Здесь ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, используются средства выразительности. | Стихотворения в прозе Тургенева Миниатюры Пришвина |
Ритмическая проза | Прозаический текст с повышенной ритмичностью. | «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру…» («Страшная месть» Гоголя) «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…» («Мастер и Маргарита» Булгакова) |