СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такая жизнь...гремит и стонет на разные лады...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся предлагается принять участие в открытом и честном разговоре, который ведет на страницах своих произведений "умный и внимательный смотритель русской жизни" - В.Г.Распутин, а также проанлизировать манеры писателя. Работа в группах требует самостоятельности, тпредполагает более детальное проникновение в художественный мир произведения, включает  учеников в диалог "писатель - читатель".

Просмотр содержимого документа
«Такая жизнь...гремит и стонет на разные лады...»

Тема «Жизнь такая… гремит и стонет на разные лады»

Чмирь О.Б., учитель МБОУ-Алданский лицей

МР «Алданский район»

Преподавание современной литературы в старшей школе – одна из проблем школьного учителя: как успеть рассказать обо всех направлениях в литературе последних лет (когда у тебя всего 102 часа в году, 3 – в неделю)? Как уложиться в 2 -3 часа и поведать о великих русских писателях (Солженицыне, Астафьеве, Распутине и так далее) и их творчестве? Хочется дать материал и по их программным произведениям, и по их последним вещам. Конечно, выручает самостоятельное чтение, самостоятельная подготовка. Благо, к 11 классу ребята приобретают определенные навыки анализа художественного произведения. Благо, есть ребята, которые заглядывают за страницы школьной программы, готовясь к олимпиадам, к научно-практическим конференциям. Об одном из таких занятий, посвященных рассказу В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно», мне хотелось бы рассказать. Почему этот рассказ? Из предложенных мною рассказов писателя (информацию о последних произведениях я стараюсь давать при изучении творчества любого писателя) большинство прочитали этот. Да и сама считаю, что рассказ жизненно важен: то, что происходит на страницах этого рассказа, мы видим вокруг и каждый день: даже до нашего маленького провинциального городка дошли «попрошайки», а такие «крутые парни», которые явились за девочкой, не сходят с экранов телевизоров. Каким получился этот разговор? Представляю вашему вниманию наши (я имею в виду одиннадцатиклассников) наработки с учетом жанра произведения (рассказа), мысли, комментарии.

Цели урока:

- обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; проникновения в тайны авторского замысла, наблюдая над языком; учить пониманию роли художественных приемов, средств в произведении;

- развивающая: учить овладению учащимися художественными образами, обогащению речи; умению выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать;

воспитательная: помочь учащимся понять злободневность проблем, поднятых автором; задуматься о происходящем вокруг, сделать правильный жизненный выбор. стимулировать у каждого учащегося желание проявлять милосердие, сострадание, соучастие, сопереживание.

Оборудование: портрет писателя, карточки с заданиями для групп, памяткой по анализу текста.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (работа в группах).

Опережающее домашнее задание: повторить по словарю художественные приемы, средства изобразительности; индивидуальные: подготовить сообщения об особенностях распутинской поэтики.

Эпиграфы к уроку:

«Жанр этот может заинтересовать читателя только в том случае, если несет в себе мысль, рожденную жизнью, если тесно связан с нравственными устоями народа».

С.Воронин

«Все художественное пространство Распутина – и малые детали, и главные конфликты, даже пейзажи – насыщено этими вопросами, страхами перед «облегченностью», то есть беспочвенностью, бездомностью, и волей к самопознанию, то есть к возрождению надежных ориентиров жизни. Он умный и внимательный смотритель русской жизни».

В.А.Чалмаев

«Страдание, боль – это сторожевой крик жизни».

А.И.Герцен

«На свете единственный настоящий клад – хорошее сердце»

К.Г.Паустовский

Ход урока.

Так как с биографией писателя ребята знакомились и в 7 классе при изучении рассказа «Уроки французского», в 10 классе (на внеклассном чтении после романа «Преступление и наказание» рассматривали «Живи и помни»), то учитель во вступительном слове знакомит учащихся с основными вехами творчества писателя (важно обратить внимание ребят на следующее: Распутин начинал свою литературную деятельность с рассказов, прославился повестями, в конце 90-х годов возвращается к рассказам, очеркам), рассказывает о темах, нравственных проблемах, поднимаемых писателем.

Об основных чертах поэтики писателя поведали подготовленные учащиеся (ребята, занимающиеся на элективном курсе «Тайны текста», где для анализа брались отрывки из произведений Распутина; ребята, готовящиеся к олимпиадам, читавшие и другие его произведения, и критику о нем).

Важным при анализе художественного произведения является вхождение в его художественный мир. Как выявить первоначальное «искреннее» восприятие рассказа? Как пробудить ребят к открытому, честному и чистому разговору? На данном этапе пользуюсь элементом педмастерской: подбором ассоциаций, в частности, к названию рассказа.

«Нежданно-негаданно» - Что произошло?

«Нежданно-негаданно» - Почему?

«Нежданно-негаданно» - Какие ассоциации цветовые, звуковые возникают?

- О чем говорит состав, звучание слов «не-жданно-не-гаданно»? (О том, что произошло что-то непривычное, не-ожидаемое, непредполагаемое, из ряда вон выходящее. )

После обмена подводим итоги: да, изменилась система «нравственных и социальных ориентаций людей, потерявших опору в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов, оставшихся в одиночестве перед натиском проповедей жестокости, аморализма», поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков встречей с «жестокими дюжими женщинами-челночницами, с багровыми лицами, тряпичными полосатыми чемоданами с грузом турецкого тряпья», поражен «адовой простотой и изобретательностью» «этой огромной крутящейся машины изнутри» (речь идет о месте перевалки), «охвачен удивлением, жалостью и болью» при виде того, «как опускают и опускают деньги» этому «ангельскому созданию», выпрашивающему подаяние по воле пасущего ее Ахмета. А от прозвучавшего из уст женщины предложения купить девочку «Сеня точно на землю опустился: о чем они говорят? Где он? Ведь она предлагает ему купить девочку! Не куклу, не котенка купить, а живого человека! И он что же, выходит, торгуется с нею?! С этою женщиною, которую и знать не знает! Почему он с нею разговаривает, зачем?!» - задает себе вопросы герой и не находит ответа. Подсказка в словах женщины: «Жизнь такая. Одних цепь заставляет кидаться на людей, других в обморок кидает». Но, с другой стороны, многое неожиданно и в поведении самого Сени. Многое подметили ребята.

Работа в группах, при которой возрастает доля самостоятельности, предполагает более детальное проникновение в художественный мир произведения, логику его построения, включает учеников в диалог «писатель-читатель»

I группа работает над содержанием и формой, выявляя тематику и проблематику данного рассказа, анализируя время и место действия, широту изображенного материала, характеризуя самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, в частности, Сени и Кати, сопоставляя разные характеры и типы поведения (деревенские жители и «горлохваты»).

Современных детей не шокирует то, что происходит на страницах рассказа, потому что, действительно, реальная жизнь, хотя, конечно, ужасно, печально, обидно, что это происходит в нашей стране. И в то же время одобрили поступок Сени: взять ребенка, ничего не зная о нем, ничего не имея (не ни документов, ни вещей, можно сказать).

Следует сказать, что ребята сразу отметили: среди всех этих «невинных» людей (деревенских) женщина выбрала именно этого «петушистого» (Сеню), с голосом «горячащимся, нервным, наивным», «острым». Значит, есть в нем что-то такое, на что можно положиться, чему можно довериться.

В этой же группе нарисовали динамику настроения, состояния героев. И мы видим, как высокое, приподнятое настроение Сени Позднякова меняется в череде происходящих событий: недоумевает герой, как это можно продавать ребенка, сетует, когда его ругает Галя за то, что «украл ребенка» (документов – то никаких), теряется при виде мужиков до того, что впускает в ограду, отчаивается, что сдал на милость судьбе, погружается в «нравственную полутьму». На дворе тоже осень. Кстати, о ее начале мы читаем до появления «горлохватов» и настораживаемся: «началось ненастье с холодными дождями и длинными заунывными порывами северного ветра», ведь Распутин – мастер психологического параллелизма.

Кривая, отражающая состояние девочки, хоть и медленно, но растет вверх. Ребята отмечают, как девочка оттаивает («живей она стала»), засиживаясь с кобелем, старательно выполняя дела по хозяйству, играя с подружкой Ольгой Ведерниковой, убегая в гости к бабке Наталье, хотя при этом может беспричинно заплакать, замолчать, «замереть у окна». «Что она там видит? О чем думает? Куда отлетают ее желания? И с кем она – с ними или с кем-то другим», - задавал в это время вопросы Сеня, смотря на нее «со стылым сердцем». «Мы с ней по-простому, а она как стеклянная. Не разбить бы!» - беспокоилась Галя. Однако недолгим оказались детские радости Кати и радости приютивших ее Сени и Гали. Когда за Катей приехали два мужика, она вмиг повзрослела: «перед ним стояла другая, до неузнаваемости изменившаяся девочка. Лицо еще вздрагивало… но уже окаменевало, нижняя губка, дергающаяся лопаточкой вперед, прилипла к верхней, глаза затухли». Она лучше Сени и Гали знает тех, кто ее отыскал. «Она додумала, как до нее добрались: разыскали своим розыском тетю Люсю, пытали, пока не сказала…» Поэтому она торопится уйти, спасая приютивших ее людей от всего того, что могут сделать ее хозяева. Она в этом опытнее, чем деревенские жители – люди «невинные и настоящей жизни, которая теперь взяла силу, не знают».

II группа выделяет те художественные приемы, которые использует писатель именно в этом рассказе.

В первую очередь, ребята обращают внимание на портрет девочки: «не засмотреться на него было нельзя: дымно–белые волосы, какие называют льняными, сразу уходили назад в тугую косу с темно-красным бантом, и лицо, чуть вытянутое, чистое, нежного и ласкового овала, было открыто. Глаза, нос, губы, щеки – все было вылеплено на этом лице с удивительной точностью, чтобы ничто отдельно не выделялось, а вместе являло ангельский лик. Глаза небольшие, голубые; курносинка, та самая изюминка, которая делает лицо занимательней; щеки без подушечек, ровные; рот правильный, со слегка оттопыренной нижней губой. Нет, не лепилось это лицо взаимным наложением родительских черт, а выдувалось, как из трубки стеклодува, небесным дыханием.» Мы, в отличие от Сени, понимаем, что очень красивая девочка, привлекающая людское внимание, - профессиональная нищенка, из тех детей, какие побираются не для себя. Но чем пристальнее вглядываемся вместе с Сеней в лицо девочки, тем больше замечаем: «ангельское лицо, с таким вдохновением слепленное, пожалуй, не вздуто изнутри свечкой, которая бы его освещала и теплила. Или она загасла уже при жизни; лицо казалось тусклым.» Не зря автор подчеркивает: «сколько катало ее по недобрым людям – не узнать, но пришлась эта злая доля на самые чувствительные годы…»

Свою роль выполняет и пейзаж. Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара («бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела и, скатываясь мимо дебаркадера, уходила быстро и рябисто», и огурцы, и морковка, «шушукующие» на грядке («Делать нечего,- переговариваются грядка с грядкой,- надо бежать. Бежать от лютой погибели в этом огороде, от этих людей») В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение, готовит читателя к тому, будут ли описываемые события радостными или далеко не радостными.

Интересно предположение ребят о символичности названия дебаркадера - «Метеор». Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как «Метеор» причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки («леспромхоз то работал, то не работал», с разными новостями). Ведь «Метеор», на который «оторвали» Катю от Сени, был последний... Как ни торопил Сеня дни, как ни считал оставшиеся ходки дебаркадера, то, чего он не хотел, случилось. «Метеворкой» называла и Катю бабка Наталья.

А как психологично тонко, точно, с пониманием передает противоречивость чувств, переживаний своих героев автор: «Сегодня, сегодня!..» - как заклинание, повторяла женщина, закрывая глаза и подбирая под себя ноги, чтобы не выглядеть так, будто валяться на земле ей в привычку», «Он понимал: она торопит его, но не хотелось подниматься – и все. Переговаривались с Катей тоже вяло. Сеня без всякой причины вздыхал, прикидывая, к кому пойти…», «Он и догадался почти, его захлестнуло болью сразу же, как вышел, и все-таки продолжал хвататься за соломинку: не то, не то, это не может быть то…» Тончайший душевный анализ, донесенный до читателя, глубоко философичен, проникнут личной интонацией.

Особую роль (подмечают ученики) играет и такая художественная деталь, как лампа: «Катя так и обмирала перед лампой… по лицу ее ходили блики, глаза искрились», «Полюбилась лампа Кате – привык и Сеня наблюдать за девочкой, что-то нашептывающей, представляющей волшебное…». Почему керосиновая лампа, а не электрическая? От электрической все «сияло и сияло», а ей, возможно, хотелось темноты, уйти от суеты, блеска. Посиди-ка целый день на людях, жаре!

С долей иронии говорит писатель о странных «хобби» Сени: «любил он еще, бывая в городе, поискать «то, сам не зная что», «наш Сеня любой спор выспорит, на любого ученого человека храбро пойдет» (как не вспомнить при этих словах шукшинского спорщика Глеба Капустина!) и открытии его: оказывается, телевизор, передавая дикую музыку, плохие новости, губит комнатные растения: «крапиву посади перед телевизором – и крапива сей же момент под обморок».

III группа подчеркивает композиционные особенности произведения.

Сюжет рассказа прост, но события изложены непоследовательно, отсюда особый интерес, особая интрига. Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах, уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя. Интересны как диалоги, в которых участвует главный герой с другими персонажами, так и его монологи, и сказки, и внутренние думки («Пусть обживется, привыкнет к нам, перестанет чего-то бояться… и уж тогда… не сейчас…»). Все это помогает самораскрыться персонажу. Ребята заметили и контрастное поведение Сени: в начале рассказа – «человек бывалый» (устроил всех односельчан), уважаемый («замараевские бабы смотрели на него с уважением»), «истязательный» («ну прямо сердце надрывается на тебя глядеть»), в конце же – «Сеня не помнил, как он воротился», « лежал без сна и, пытаясь защититься, натягивая на себя одеяло, слушал…»

IV группа выявляет мастерство писателя, его стилевые особенности.

Конечно, здесь можно говорить до бесконечности, речь такого мастера пера богата, насыщена, стилистически окрашена, точна, разнообразна. Вот что выделили учащиеся.

Повествование ведется от 3-го лица, при внимательном чтении мы обращаем внимание на авторское отношение к героям, их поступкам и словам, на его собственные, казалось, отстраненные рассуждения о наступивших временах, когда дети из города в деревню к родителям не едут и писем не пишут, его подробные описания (например, хозяйства Сени) и в то же время видим, что он не вмешивается в историю с Катей (мы ведь, как и Сеня, не знаем, что случилось с Катей. Художественная речь как рассказчика, так и героев проявляется в самых разных формах и вариациях. Слова, употребляемые ими, эмоционально окрашены («в ужасе», «савраска»): с уменьшительно-ласкательными суффиксами («молоденькая девчушка»), диалектные («стельку», «талабан»), просторечные («метеворка», «деревушном чабадане», «дофунькалась», «откуль»). Частые диалоги (даже полилоги), представляющие собой в основном разговорную речь, непринужденны, свободны, прелестны, раскрывают характеры героев, подчеркивают внешний и внутренний облик персонажей, внося определенное отличие.

Текст писатель украшает точными метафорами («пасть теплохода»), эффектными олицетворениями природы («ветер наддавал сильней, подталкивая в спины»), яркими многочисленными сравнениями («точно волшебная злая пелена нашла на нее и сошла – перед ним стояла другая, до неузнаваемости изменившаяся девочка»), точными эпитетами («спокойный и властный тон», «недобрые люди»), лексическими повторами («умница-разумница», «битье-колотье»). Усиливают выразительность речи и стилистические фигуры: риторические вопросы («Да кто сказал ему, что у нее недвижное, холодное лицо, затуманенное изнутри?», «Видит ли Бог?»), обращения («Сеня! Сеня! Сеня!», «Господи, что же это на свете делается?!»), инверсия («Сеня вспомнил», «подскочил … «Метеор»), умолчания («Умные, дураки…», «Мы не дураки»). Градация позволяет передать глубокие переживания, потрясения героев («сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивала»; «залаял кобель – зло, напористо, на чужого»), Очень выразительна и распространена антитеза («нельзя было уйти от Гали и нельзя было оставаться», «она то прибавляла, то убавляла фитиль», многоэтажки «нахальные и одновременно сиротски печальные», «есть сильные и слабые, волки и овцы», «тушу твою везут, а душу везешь ты сам»).

Определенную роль играют цветопись («глаза затухли», «белела только капуста») и звукопись («гремит и стонет на разные лады»).

Характерную для распутинских произведедений ономастику наблюдаем и здесь. Главного героя называют пр-простому, по-детски что ли – Сеня, хотя он достаточно взрослый человек. И производное это имя не от Семена (как мы встречаем в критике), а от Сенниса (стар. редк.-читаем в словаре русских личных имен). Может, стоит вместе с Сеней «подивиться»: «Как вот в деревню залетают такие имена?» - при знакомстве с его сватьей Руфиной Сергеевной. А фамилия Поздняков тоже многоговорящая: поздно «догадался», зачем пришли чужие мужики, опоздал, припозднился…с правильным решением?

Катя, Екатерина (в переводе с греческого «чистая»)… Может, поэтому личико ее «являло ангельский лик». Галя (ласковая), Наталья (родная), Люся, Людмила (милая)… И тянется к ним наша героиня, как к родным и близким. Есть и прозвище в духе времени: «Правдея Федоровна» - Клавдея еще в старые времена за пристрастие к правде потеряла свое имя. И только «горлохваты», те, «кто любит идти напролом», не имеют имен. Да и нужны ли им имена?

На заключительном этапе после выступления групп в форме дискуссии восстанавливаем целостность восприятия произведения:

О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Можно ли сказать, что композиция рассказа завершена и почему? Какие чувства вызвали у вас герои произведения?

Почему последняя строчка у Распутина «гремит и стонет на разные лады»?

Как вы оцениваете поступки Сени? (Хотелось бы заметить, что в ответе на этот вопрос девочки подчеркнули, что Сеня струсил (имея в виду последний его поступок), а мальчики – растерялся от неожиданности такого поворота действий. Почему такое различие? Не от того ли, что все-таки девочки видят в юноше, мужчине защитника, а мальчики представили себя на месте Сени и …)

Нашли ли отражение в нашем разговоре подобранные мною эпиграфы? Какой бы предложили вы?

Оценки в группе ребята выставляют сами, но с учетом замечаний, предложений ребят из других групп, учителя. Техника само, взаимооценивания в этом классе отрабатывалась с 8 класса, поэтому в 11 классе ребята и оценивали себя, и анализировали собственные мысли и действия объективно, отвечая на вопросы рефлексии: какие открытия, выводы показались неожиданными? какой этап урока был для вас интересным? Понравилась ли работа в группе? Каков твой личный вклад? Над чем бы хотелось поработать в следующий раз?

Домашнее задание:

  1. Написать ответ на вопрос «О чем меня заставил задуматься рассказ Распутина?»

  2. Что звучит в последнем риторическом обращении «Сеня! Сеня! Сеня!»?

  3. Нарисовать концепт-картину по рассказу.

В завершение осмелюсь предположить: Распутин, может, вновь вернулся к рассказам потому, что жизнь в стране стала непонятной, в какой-то степени враждебной, и поэтому остается фиксировать какие-то фрагменты, кусочки жизни. «Не получается гармоничный мир!» «Теряется целостное ощущение жизни … остается любоваться деталями». Ведь и сам герой Сеня отличается от героев повестей Распутина, нравственно стойких, сильных, твердых, «милосердно глубоких». Мне кажется, отсутствует в этом рассказе и «отчетливая учительная интонация», которая, по мнению С.Семеновой, так отчетливо выражена в творчестве В. Распутина.



Используемая литература

  1. Чалмаев В.А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров. Статья первая. – «Литература в школе», 2002, №4

  2. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001.

  3. Холодяков И.В. «Другая проза»: поиски, обретения, потери.- «Литература в школе», 2003, №1

  4. Аристова М.А. Методика анализа литературного произведения в старшем звене 12-летней школы. – file://С:\unzipped/12schol_4\liter2/htm

  5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11кл.: Учеб.пособие для общеобразоват.учеб. заведений.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.

  6. Семенова С. Талант нравственного учительства. (В мире проблем и образов В. Распутина). – Знамя, 1987, №2

  7. Распутин В. В ту же землю. Повесть, рассказы. – Издательство «Вагриус», 2001












Концепт-картина нарисована А.Тарасовым




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!