СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танец модерн и его яркие представители.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аседора Дункан,Мэми Вигман,Марта Грэхем.

Просмотр содержимого документа
«Танец модерн и его яркие представители.»

Дельсарт Франсуа 1811 год - 1871 год Франция Французский учитель пения, создатель своей системы «постановки эстетики человеческого тела» на научной основе (как он её понимал). Этой системой он занялся, после того, как сорвал голос и посчитав, что тому виной – несовершенная методика тогдашнего консерваторского образования. «François Delsarte посвятил жизнь раскрытию тех законов, которые руководят человеческим телом, когда оно выражает то или иное чувство. Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. В течение сорока лет он преподавал в Париже. Лучшие артисты его времени ходили к нему, чтобы совершенствоваться в драматическом искусстве, пластике и выразительности…» Волконский С.М., Художественные отклики: статьи о театре, музыке, пантомиме, М., «Либроком», 2012 г., с. 163.   «Певец, хормейстер, музыкант, не чуждый сочинительству, Франсуа Александр Никола Шери Дельсарт предстает миру в новом качестве - преподавателя им самим изобретённой системы. Он обладает секретом - методом контроля над двигательным аппаратом. Он доказал, что у человеческой души есть свой, пластический, язык. Теперь он этому языку обучает людей. Его ученики - люди разных профессий. Они пришли к нему с разными целями. В их числе - композитор Ж. Бизе, актрисы Э. Рашель, М. Реди, Е. Линд. Особое распространение система приобретает в Америке. Она влияет на поколения учителей движения и танца. Дельсарт утверждал: «Искусство есть знание тех внешних приёмов, которыми раскрываются человеку жизнь, душа и разум, - умение владеть ими и свободно направлять их. Искусство есть нахождение знака, соответствующего сущности». К сожалению, Франсуа Дельсарт не дожил до того дня, когда юная девушка (она родилась через шесть лет после смерти маэстро) в Сан-Франциско не захочет больше вставать на пуанты, а смело бросится - босая, едва прикрытая лёгкой туникой - в шквалы музыки, полагая главным в танце свободу и естественную пластику человеческого движения. Она, Айседора Дункан, словно впитала в себя восходящую над театральным миром новую веру - в красоту раскованного, самовыражающегося челввеческого тела. Последователи Франсуа Дельсарта восприняли его систему понимания жестов как новую философию, как своеобразное учение о человеке. Сам Франсуа Дельсарт вряд ли был в состоянии рассуждать об этом. Во всяком случае, как утверждает исследователь, мышление Франсуа Дельсарта до конца сохраняло в себе черты естественного своеобразия, порожденного необычными способами формирования его эрудиции. Непосвящённому подчас казалось, что этот странный господин... учён менее, чем его ученики, обладающие стандартным школьным образованием. Иногда он не знал самых простых вещей. «... Дельсарт не был книжной крысой, он черпал из себя, он был самоучка, в известном смысле он «открывал Америки»; так, однажды он спросил одного из своих учеников: «Вот вы учились, скажите мне, что такое метафизика?» - «Метафизика? Да это то самое, что вы нам сегодня объясняли» - так с улыбкой рассказал о нём единственный в России исследователь Дельсарта Сергей Волконский. Дельсарт, по моему мнению, принадлежит к тому странному типу самоучек, которые, «открывая Америки», словно невзначай вместе с ними открыли и новые, неведомые для остального учёного человечества земли. Он - представитель той весьма, как показывает исследование, нередкой породы пытливых граждан, которых можно назвать «самоучками-первооткрывателями». Обучая самих себя, ликвидируя недостатки личной грамотности, они способны научить чему-то необычайному всё человечество. У нас поразительно мало публикаций о Дельсарте. Его имя даже не упоминается в Большой Советской Энциклопедии. А между тем он предвозвестил танец модерн, заложил основы актёрского тренинга, он был человеком, во многом предопределившим развитие искусства двадцатого века...». Князева М.Л., Ключ к самосозиданию, М., «Молодая гвардия», 1990 г., с.22-24.    

ЖАК-ДАЛЬКРО́З ЭМИ́ЛЬ (фр. Emile Jaques-Dalcroze) - швейцарский музыкальный педагог, композитор, общественный деятель.

В 1877–83 учил­ся в ун-те и в конс. в Же­не­ве, в 1884–90 – в Ве­не (1886, у А. Брук­не­ра) и Па­ри­же (1888, у Л. Де­ли­ба).

С сер. 1880-х гг. на­чал пи­сать и из­да­вать свои муз. со­чи­не­ния (то­гда же из­ме­нил фа­ми­лию). В 1892–1910 пре­по­да­вал в конс. в Же­не­ве. Ис­сле­до­вал влия­ние муз. рит­ма на фор­ми­ро­ва­ние пси­хи­ки. Раз­ра­бо­тал сис­те­му рит­мич. гим­на­сти­ки (рит­ми­ки), вклю­чав­шей ком­плекс раз­но­об­раз­ных дви­же­ний (ходь­ба, бег с со­блю­де­ни­ем из­ме­няю­ще­го­ся рит­ма и т. п.).

Пред­ло­жил но­вый ме­тод обу­че­ния му­зы­ке, со­глас­но ко­то­ро­му для пол­но­го и бы­ст­ро­го ов­ла­де­ния рит­ми­кой, по­сти­же­ния эмо­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра и об­раз­но­го со­дер­жа­ния муз. про­из­ве­де­ния оно долж­но быть «те­лес­но пе­ре­жи­то» и пре­тво­ре­но в дви­же­ние. Рит­ми­ка Ж.-Д. при­об­ре­ла по­пу­ляр­ность не столь­ко у му­зы­кан­тов, сколь­ко у лю­дей, ин­те­ре­сую­щих­ся ху­дож. дви­же­ни­ем, в т. ч. тан­цем.

В 1910 Ж.-Д. от­крыл Шко­лу му­зы­ки и рит­ма в Хел­ле­рау (близ Дрез­де­на), в 1915 – Ин-т Жак-Дальк­ро­за в Же­не­ве. Пред­ло­жен­ная им сис­те­ма со­дей­ст­во­ва­ла раз­ви­тию слу­ха, спо­соб­но­сти к муз. и пла­стич. им­про­ви­за­ции. Тео­рии Ж.-Д. по­лу­чи­ли сце­нич. во­пло­ще­ние в рит­мо­пла­стич. ин­тер­пре­та­ции разл. муз. про­из­ве­де­ний: от фуг И. С. Ба­ха до его собств. со­чи­не­ний (ми­мод­ра­ма «Эхо и Нар­цисс», Хел­ле­рау, 1912).

Шко­лы и ин­сти­ту­ты, по­доб­ные соз­дан­ным Ж.-Д., бы­ли от­кры­ты в Сток­голь­ме, Лон­до­не, Па­ри­же, Ве­не, Бар­се­ло­не, Нью-Йор­ке и др.

В 1912 по­се­тил Рос­сию, где его пе­да­го­гич. идеи на­чал про­па­ган­ди­ро­вать С. М. Вол­кон­ский, ос­но­вав­ший в С.-Пе­тер­бур­ге Кур­сы рит­мич. гим­на­сти­ки (1912). Сре­ди уче­ни­ков Ж.-Д.: Н. Г. Алек­санд­ро­ва, М. Рам­бер, М. Виг­ман, Р. Сент-Де­нис, Х. Хольм и др.; его сис­те­ма ока­за­ла влия­ние на твор­че­ст­во В. Ф. Ни­жин­ско­го, К. Йос­са и др.

Ав­тор ко­мич. опер и опе­ретт, кан­тат (в т. ч. «Празд­ник в кан­то­не Во», 1903), ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний, кон­цер­тов для разл. ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, пе­сен.

ПЕРСОНА

Айседора Дункан

Годы жизни: 

27 мая 1877 — 14 сентября 1927

Страна рождения: 

США

Сфера деятельности: 

Актер театра

Танцор

Художественный руководитель

Хореограф

Айседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским. Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы — не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным. «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он — английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался — раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

ТЕГИ:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!