Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Танцевальная терапия, как средство связи и самовыражения танцевального процесса.
Харламова
Татьяна Владимировна
Педагог
дополнительного образования
г. Ноябрьск
2022
Введение
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.
Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.
Поэтому задача, стоящая сегодня перед педагогами и воспитателями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Музыкально - ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Выдающиеся отечественные исследователи Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Танцевальная терапия, как средство связи и самовыражения танцевального процесса.
Сегодня все большую популярность приобретают занятия хореографией, они дают возможность самоактуализации и придают уверенность в межличностных взаимодействиях. Наибольшую эффективность показывает групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния. Если говорить о дошкольниках, то такие занятия вырабатывают у них более позитивный образ собственного тела, что помогает повысить самооценку. Овладение новыми движениями и позами дает возможность овладеть новыми чувствами.
Танцевальная терапия также помогает развивать социальные навыки детей дошкольного возраста. Танцевальные движения служат средством связи с окружающими, дают детям возможность самовыражения. Танцевально-двигательная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции. Танец – это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела; это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.
Танцевать можно не только выступая перед публикой, но и для собственного удовольствия, выражая свое настроение и чувства под любую музыку, какая нравится. Танцевальная терапия дает возможность: снять напряжение, избавиться от страха и усталости; помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным детям; поддержать детей с психическими и физическими недостатками; выявить их творческие способности.
Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька и др.
Танец – это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.
Танцевальная терапия в группах дошкольного учреждения способствует решению, по меньшей мере, четырех задач. Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние, но к тому же может служить развлечением, а также оказывает помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений и зарядке энергией. Вторая задача состоит в усилении чувства собственного достоинства путем выработки более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом ‘’Я’’. Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении. Еще одной задачей является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Исследования показывают, что гибкое и раскованное тело оказывается более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний. В силу этого, хореография как танцевальная терапия использует движения для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни.
Список использованной литературы.
Стукаленко Н.М., Исмагулова А.Г. ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 65-65;