ЗАНЯТИЕ 5
История театра.
Театр как вид искусства.
Цель: расширение кругозора знаний обучающихся о театре.
Задачи:
Образовательные:
—познакомить с понятиями: актер, спектакль, режиссер, занавес, диалог, грим, афиша, декорации;
----познакомить с видами театра;
—научить правилам поведения в театре.
Развивающие:
— развить познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
----развить культуру речи;
----развить творческую активность детей.
Воспитательные:
— способствовать формированию наблюдательности;
— пробудить положительный эмоциональный настрой на занятия театральным творчеством.
Оборудование: стулья.
Методический материал: карточки с фотографиями театров; памятки с правилами поведения в театре.
Методы: словесный метод, наглядный метод.
Ход занятия
I.Организационный момент:
отметить отсутствующих;
II. Теоретическая часть.
Педагог: Там есть сцена и кулисы,
И актеры и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно?! (Театр).
Педагог: «Колокольчик поет. Всех ребят в театр зовёт ». Что же такое театр? (Ответы детей). Да, ребята, театр-это место для зрелищ. Как и любой другой вид искусства, театр обладает особыми признаками. Это искусство синтетическое, то есть театр включает в себя различные виды искусств-литературы, музыки, вокала, хореографии, изобразительного искусства.
Театр- искусство коллективное. Спектакль- это результат работы многих людей, не только тех, кто появляются на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Этих людей называют «работниками театрального цеха».
А сейчас мы с вами познакомимся с театральными понятиями: актер, режиссер, сцена, прожектор, афиша, реквизит, грим. Но для этого вы должны разгадать мои театральные загадки.
Загадки.
Он по сцене ходит, скачет, Чтобы сцену освещать
То смеется он, то плачет! Правильно, отменно-
Хоть кого изобразит, — Осветительный прибор
Мастерством всех поразит! Нужен непременно:
И сложился с давних пор Чтоб прошло все на «Ура»!,
Вид профессии — ...(актёр) Свет дают…(прожектора)
Всеми он руководит, Все, что видите на сцене:
Мыслит, бегает, кричит! Что лежит, висит, стоит,
Он актёров вдохновляет, Все предметы представления-
Всем спектаклем управляет, Это, знайте, …(реквизит)
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
В кинотеатре – широкий экран, И актрисе, и актеру,
В цирке – манеж иль арена. (Будь обычный он, иль мим)
Ну, а в театре, обычном театре, Очень внешность изменят
Площадка особая - …(сцена) Макияж искусный…(грим)
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации)
Педагог: Сейчас , ребята, я хочу, чтобы мы поработали все вместе. И сделали совместную творческую работу. Я буду задавать вам различные предлагаемые обстоятельства, а вы будете действовать в этих предлагаемых обстоятельствах, подключая свою фантазию и воображение.
Этюд « Однажды в музее восковых фигур»
Действующие лица: фигуры Кот в сапогах, Снежная Королева, Ковбой, Дед Мороз, группа ребят, полицейские.
Смеркалось. Группа друзей уже собирались расходиться по домам, как кто-то из ребят нашел тоннель. Им стало очень любопытно куда он ведет и они решили проверить. По очереди они проползли по тоннелю и оказались в музее восковых фигур. Зал был необыкновенно красив. На потолке висели большие хрустальные люстры, пол покрыт мраморной плиткой, а в центре зала стояли потрясающие фигуры: Кот в сапогах, Снежная Королева, Ковбой, Дед Мороз. Ребята стали их рассматривать.
Но вдруг сработала сигнализация и ребята очень испугались. Что делать? Началась паника. Ничего не оставалось делать, как превратиться в восковую фигуру. В музей ворвались 2 полицейских с фонариками в руках. Они тщательно стали осматривать помещение. Ничего не найдя подозрительного полицейские ушли на свой пост. Ребята выдохнули. Пора уходить. Они направились к тоннелю. В это время фигуры поменяли свои позы. Друзья услышали шорохи и обернулись. Фигуры стояли в других позах. Им стало жутко и они ринулись ползти по тоннелю обратно. А фигуры посмотрели друг на друга и улыбаясь, заняли свои прежние позы.
Педагог: Ребята, а какие театры вы знаете? (Ответы детей).
Кукольный – театр, где актеры кукловоды, прячась за ширмой, озвучивают каждый своего персонажа-куклу.
Музыкальный – театр, где зрителям предлагают спектакли, основой которых являются пение и танцы. Разновидности музыкально-сценического жанра: опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл.
Мимический – театр, где актеры все чувства и эмоции передают мимикой, жестами, позами.
Театр одного актера – театр, где в постановке участвует один человек. Иногда спектакль проходит, как монолог одного актера, а иногда актеру приходится перевоплощаться в разных персонажей.
Театр теней – театр, где используется большой полупрозрачный экран и марионетки. Зародился этот театр в Китае, но быстро распространился по миру.
Театр юного зрителя – театр где зрителями являются дети, подростки и молодые люди. Репертуар складывается, исходя из возраста аудитории.
Драматический театр – театр в основе спектакля лежит литературное произведение.
Правила поведения в театре.
1.Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла.
2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно раздеться и сходить в уборную.
3.В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.
4.Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами.
5.Не вставай со своего места пока не закончился спектакль,- не мешай другим зрителям.
6.Нельзя в театре занимать чужие места.
7.Во время спектакля не разговаривай – впечатлением можно поделиться во время антракта.
Педагог: Теперь вы знаете все правила поведения в театре. Вот и пришло к концу наше небольшое путешествие в мир театра. Вам было интересно? Давайте вспомним, что мы узнали о театре?
III.Рефлексия:
1.Что такое театр?
2.Вспомнить понятия: актер, режиссер, сцена, прожектор, реквизит, грим, декорации.
3.С какими видами театра вы познакомились?
4.Вспомнить правила поведения в театре.