СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности на уроке физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является правилами техники безопасности на уроке, это инструкции и нормы соблюдения которых является для учащихся обязательным.

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности на уроке физкультуры»

ГОУ ЛНР КСШ№1 им. А. М. Горького









Реферат

На тему: "Техника безопасности на уроке физкультуры"















Выполнил:

Ученик 9-Б класса

Бойко Артём

Проверила:

Скрипникова М. В.





г. Краснодон,

2023

Содержание

Введение 3

1. Основы техники безопасности физкультуры 6

2. Техника безопасности на уроке физкультуры 11

Заключение 13

Список использованной литературы 15

































2

Введение

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15 % от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, на уроках физкультуры – до 20%.

Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно - транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако но тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Степень разработанности проблемы. В разработку данной темы

3

серьёзный вклад внесли такие ученые, как: В. К. Велитченко, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактики. Огромное значение предавал Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у спортсменов», который составил много комплексов и причин по профилактике

Проблема данной работы заключается в строгом контроле за учащимися на уроках физкультуры путем строгого соблюдения техники безопасности без отрыва от деятельности по повышению интереса к урокам физической культуры.

Объект исследования - уроки физической культуры.

Предмет исследования – техника безопасности на уроках физкультуры как основополагающий фактор формирования интереса к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать экспериментальное наблюдение на выработку техники безопасности учащихся на уроках физической культуры как фактора формирования интереса к занятиям.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проведение профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности способствуют не только уменьшению травматизма младших школьников, но и вызывают интерес к занятиям:

  1. Профилактические мероприятия проводится в системе и целенаправленно;

  2. учитель владеет методикой проведения профилактических мероприятий;

  3. учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  4. уроки без травм способствуют стабильному интересу к занятиям физической культурой, ситуации травматизма же снижают данный интерес.

Для того, чтобы раскрыть тему выпускной квалификационной работы, необходимо решить ряд поставленных нами задач:

- проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по заявленной теме;

- раскрыть возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;

- выявить влияние на интерес учащихся среднего школьного возраста;

Методы исследования. В нашей исследовательской работе дана сущностная характеристика такому педагогическому феномену, как проведения экспериментального наблюдения. Таким образом, лишь при раскрытии всех вышеперечисленных пунктов, при решении всех задач можно

4


раскрыть тему данной выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследования состоит в:

- применение на протяжении тренировочных циклов рациональных средств общей и специальной физической подготовки; индивидуальный подход с уточнением адекватной биомеханической структуры спортивных действий в избранном виде спорта;

- строгом врачебно-педагогическом отборе с учетом индивидуальных морфологических, функциональных и конституционных типологических особенностей организма на соответствующем этапе биологического развития юных школьников;

- строгое соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры должно способствовать стимулированию интереса к занятиям физкультурой.































5



Основы техники безопасности на физкультуре

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [3, С. 43].

Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:

1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда.

2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

3. Учитель физкультуры должен:

- проходить курсы (не реже 1 раза в 5 лет) по охране труда;

- принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

- вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

- организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д.

4. Учитель физкультуры должен знать:

- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;

- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;

- учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащимися, отсутствующих на уроке [10, С. 33].

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных

6

сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведение спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно–гигиеническими нормами и должны нести ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физкультурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Общая техники безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. д. оснащению уроков по физической культуре:

  1. Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры. Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Особые требования предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции спортивных залов, наличию шкафов, раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита с набором ручного противопожарного инвентаря и т.д.;

  2. Влажная уборка должна проводится 2 раза в день;

  3. Инвентарь должен находится в хорошем состоянии. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Так же существуют особые требования к другому спортивному инвентарю и оборудованию: дердям брусьев, грифам перекладин, гимнастическим бревнам, опорам гимнастического козла, гимнастическим матам, гимнастическим мостикам, канатам для лазания, шведской стенке, гимнастической скамейке, гимнастической палке, мячам набивным, весу спортивных снарядов для метания, лыжному инвентарю, баскетбольному щиту, баскетбольному мячу, волейбольным стойкам, волейбольным сеткам, волейбольным мячам и т.д. [21, С. 29];

  4. Если в спортивном зале есть какие - то неполадки то занятия не проводятся;

  5. После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться;

  6. Не выполнять упражнений на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки;

7

5. Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;

  1. Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;

  2. Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение;

6. Организовывать учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения;

7. Организованно выводить учащихся с места проведения занятия;

8. Производить тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывать на ключ все подсобные помещения и спортзал;

9. Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса;

  1. При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу;

  2. Оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае;

  3. При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания [21. C. 33].

Для младших школьников предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:

  1. Входить в зал после разрешения учителя;

  2. Хорошо ознакомить с правилами технике безопасности;

  3. Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);

  4. Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;

  5. Следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках;

  6. Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;

8



  1. Провести тщательный осмотр места проведения занятия;

  2. Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;

  1. Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования;

  1. Проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции;

  2. При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

  1. Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале. Таким образом мы собрали и подготовили правила техники безопасности для всех школьников и для младших школьников выделили самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:

  1. Инструкции по технике безопасности на занятиях:

  • легкой атлетикой

  • спортивными играми

  • гимнастикой

  • лыжной подготовки

  • плаванием

  • в тренажерном зале

  • видами единоборств

  • на соревнованиях

  • по организации и проведению туристических мероприятий.

  1. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.

  2. Акт разрешение на проведение занятий:

  • в спортивном зале

  • в тренажерном зале

  • на спортивном плоскостном сооружении

  • в бассейне



9

  1. Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

  2. Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.

  3. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).

  4. Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.

  5. Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования [26, С. 40].

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом занятий;

- требования безопасности во время работы;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

Таким образом, учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.





10



Техника безопасности на уроке физкультуры

Основные правила безопасности

Спортивный зал, площадка, где происходят занятия на улице, а также спортивный инвентарь и всё оборудование, которое используется на уроке, должны соответствовать нормативам и правилам безопасности. За это отвечает руководство учебного заведения. В помещении для физкультуры необходимо иметь аптечку для оказания первой помощи.

Техника безопасности до начала урока

1.Учащиеся допускаются к занятиям только после прохождения инструктажа по технике безопасности.

2.На каждого ученика должен быть документ об уровне допуска, который дается врачом.

3.Если допуск частичный или есть освобождение, ученик всё равно обязан присутствовать на уроке.

4.Перед уроком учащиеся переодеваются в спортивную форму в специально отведенных для этой цели раздельных для мальчиков и девочек раздевалках.

5.В раздевалке запрещается открывать окна, вставать на скамейки.

6.Спортивная форма должна соответствовать погодным условиям на улице или температуре помещения, где проходят занятия. Обувь — достаточно легкая, на резиновой подошве, чтобы не скользила.

7.Спортивный инвентарь ученики могут подготовить заранее, получив на это разрешение от учителя.

8.Снять вещи, которые могут мешать или представлять опасность: часы, браслеты, массивные серьги и т. д.

9.Убрать из карманов острые предметы и те, которые могут внезапно выпасть.

10.На место проведения урока приходят после разрешения преподавателя.

11.Перед началом нужно построиться.

Во время урока

1.Внимательно слушать и выполнять все требования учителя.

2.Делать все упражнения и брать спортинвентарь после разрешения и использовать строго по назначению.

3.Запрещена еда и жевательная резинка.

4.Не пользоваться гаджетами.

5.Нельзя отвлекать учителя и мешать другим.

6.Следить за тем, чтобы случайно не травмировать окружающих.

При беге:

1.Бежать надо по своей дорожке, не менять траекторию бега без веских причин;

2.Соблюдать дистанцию, чтобы избежать столкновений;

3.Нельзя резко останавливаться на финише.


11


При выполнении упражнений со снарядами:

1.Чтобы не упасть с брусьев или перекладины, следите, чтобы руки не были влажными;

2.Перед метанием убедитесь, что в секторе броска нет людей и предметов;

3.Нельзя стоять справа от метающего, ходить за снарядами без разрешения и находиться в зоне броска;

4.Запрещено делать упражнения на снарядах, под которыми нет матов и при бьющем в глаза ярком свете;

5.Сложные упражнения необходимо выполнять со страховкой;

6.Безопасный снаряд должен быть исправен, хорошо закреплен, на достаточном расстоянии от стен и от других объектов.

При прыжках:

1.Запрещено прыгать на рыхлом, неровном или скользком грунте;

2.Ни в коем случае не приземляйтесь на прямые руки.

Все должны быть в курсе, где находится аварийный выход и быть готовы по команде учителя в случае возникновения нештатной ситуации покинуть помещение или площадку, где идет урок.

Самовольно уходить с урока запрещается.

После урока:

1.Если необходимо убрать спортивный инвентарь, то это делают только с ведома преподавателя.

2.Место занятий покидают спокойно и организованно и после того, как разрешит педагог.

3.Нужно переодеться, вымыть руки с мылом и умыться.

Техника безопасности на уроках физкультуры на улице:

Если физкультура проводится на улице, то соблюдаются те же общие требования, что и при уроках в зале, а также существуют дополнительные:

1.Из помещения можно выходить и идти на спортивную площадку, а также возвращаться с нее только в сопровождении педагога;

2.Категорически запрещено самовольно покидать площадку и территорию учебного заведения;

3.Одежда и обувь подбираются исходя из погодных условий;

4.Не занимаются на мокром покрытии, на скользком, неровном грунте.

При необходимости ученик должен под контролем учителя помочь оказать первую помощь, вызвать скорую помощь.

Строгое соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры — основа здоровья детей.





12

Заключение

Учителя физкультуры, тренеры должны учитывать, что детский организм отличается незавершенностью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы, поэтому отдельные повреждения, такие, как переломы костей, травмы суставно-связочного аппарата, могут привести к длительной потере общей и спортивной трудоспособности и тяжелой психологической травме, а в ряде случаев и к спортивной или общей инвалидности.

Спортивные травмы — основная причина временной потери спортивной работоспособности и неустойчивых спортивных результатов, а так же причина незаинтересованности школьников к занятиям физкультурой. Спортсмен вынужден прерывать тренировку либо длительно тренироваться со сниженной нагрузкой. При этом меняется его реактивность и нервно-психическое состояние, нарушается свойственная тренированному организму устойчивость адаптационных механизмов к физическим нагрузкам, удлиняется период восстановления. На этом фоне легче возникает перенапряжение, развиваются различные предпатологические и патологические состояния.

Особенно опасны травмы для юных спортсменов, сочетающих напряженную учебу со спортивным совершенствованием. Травмы нарушают нормальный ход учебного процесса, затрудняют усвоение материала, отрицательно сказываются на успеваемости, препятствуют овладению двигательными навыками по программе физического воспитания, техническим и тактическим мастерством в избранном виде сирота.

Итак, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой и спортом можно снизить число травм до минимума. Например, в американском футболе, несмотря на выраженную скоростно-силовую направленность и агрессивность игры, тяжелые травмы встречаются значительно реже, чем в других видах спорта, за счет высокой культуры техники безопасности.

Введение в 1982 г. обязательного ношения защитных масок (сеток) для юных хоккеистов значительно снизило количество травм лица (резаные раны, переломы костей, носа, ушибы глазного яблока). Улучшение качества льда также сыграло положительную роль в снижении числа травм у хоккеистов.

Введение в юношеский бокс специальных перчаток и обязательное применение масок в учебно-тренировочном и соревновательном процессе, ужесточение требований судейству значительно снизило травматизм среди подростков, занимающихся боксом.




13

Профилактика травм у школьников, занимающихся физкультурой и спортом, требует большой организационной работы и является одной из важных социальных : щи дирекции школ, тренерско-преподавательского и медицинского состава. Подводя итоги работы, следует отметить, что не всегда причиной травматизма является не компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных для работы условий.

Во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих учебных заведениях педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия с несколькими группами одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Многозначительной причиной физкультурного травматизма является ~ физический юс спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды не обеспечивают должной степени надежности и безопасности.

Третий фактор травмоопасности - низкий уровень квалификации большого количества учителей.

И наконец, причина - медицинская. Врачебное обслуживание во многих учебных Заведениях находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в журнал

Таким образом, лишь при раскрытии всех выше перечислительных пунктов и подведения гипотезы, при решении всех задач можно раскрыть тему нашей выпускной квалифицированной работы.













14

Список использованной литературы

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/05/19/tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-fizicheskoy-kultury

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2022/04/08/tehnika-bezopasnosti-na-urokah-fizicheskoy-kultury

https://infourok.ru/tehnika-bezoposnosti-na-urokah-fizkultury-6327617.html?ysclid=lpty9sfoqt412748964





























15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!