I. Мотивация к учебной деятельности включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Эпиграф урока: Только тогда станешь человеком, Когда научишься видеть человека в другом. (А. Н. Радищев) - Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. Откройте глаза Перед вами – я - человек А что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»? Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим перед собой? | Ученики выделяет основную мысль эпиграфа, обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
I I. Выявление места и причины затруднения Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи | Самостоятельная работа | Организует погружение в проблему Человек живет среди людей. Попробуйте сформулировать понятие «человек» - И так, ребята, давайте проверим вашу работу. - Ребята, при ответе на какой вопрос вы столкнулись с трудностями? | Ученики самостоятельно формулируют понятие, выделяют трудности – общее человека и животного | Индивидуальная работа | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как представителя человечества как вида |
IV.Изучение нового материала Цель:формирование новых знаний и умений. | 1.Работа в парах с карточками Заполнение таблицы «Отличие человека от животного» с сопутствующей беседой Фронтальная работа 3..Работа с учебником Стр. 10 учебника. 4.Заполнение таблицы Работа в парах 5.Работа с дополнительным материалом 6. работа с карточками 7. Работа с учебником стр. 11 | 1.Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы. человек | членораздельная речь | животное | сознательная творческая деятельность | | мышление | | прямохождение | | линька | | Забота о потомстве | | Потребность в пище | 2. Организует фронтальную работу -Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека? - Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью? -Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? -Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? 3. Знакомит со схемой учебника с таблицей, организует беседу по в о п р о -сам: - Чем человек отличается от животного? 4.Организует работу в парах Черты сходства | Черты различия | | | 1. способность к творчеству; потребность в отдыхе; наличие органов чувств; сознательное выдвижение целей. Организует совместную проверку выполненного задания Организует работу в парах по заполнению таблицы Свойства, присущие только животным | Свойства, присущие только человеку | Свойства, присущие и человеку, и животным | | | | 5.Почему дети-маугли не стали людьми? Закрепляет усвоение материала. Организует работу с карточками Знакомит со ловами Антуана де Экзюпери 8.. Знакомит учащихся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек - творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам: - Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? - Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? - Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? | 1. Учащиеся, работая в группах, чертят схемы, выявляют отличия человека от животного Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. Определяют черты, отличающие человека от животного, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства. 2.Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы. 3..Проверяют правильность выполненной работы Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на вопросы. 4.Выделяют социальное и биологической в человеке 5. Развивают критическое мышление, сравнивают произведение Киплинга и реальных маугли Выделяют социальное в человеке Формируют понятие человек 6. Вставляют пропущенные слова, объясняют, доказывают 7. Самостоятельно знакомятся с материалами учебника, обсуждают информацию рубрик, отвечают на" вопросы, высказывают собственное мнение 8.Обсуждают, выделяют значимость человеческой жизни Объясняют высказывание Л.Н. Толстого | 1. работа в парах 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная, фронтальная работа. 4. работа в парах 5. Индивидуальная и фронтальная работа. 6. Индивидуальная, фронтальная работа 7. Индивидуальная, фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания о человеке, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план, работают в парах |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного Цель этапа: организовать проговаривание содержания выполненного задания во внешней речи. | 1. Задания в рабочей тетради, №1,с.4;№2, с. 4. | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные:ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
VII. Итоги урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения? - Какие биологические признаки наследует живое существо? - Чем различается деятельность животного и человека? 1. Сегодня я узнал … . 2. У меня получилось … . 3. Было интересно | Отвечают на вопросы. Составляют синквейн со словом человек Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |