СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока

«Внешнее строение листа»



Учебный предмет

Биология

Класс

6

Автор УМК

В. В. Пасечник

Тема урока

Внешнее строение листа

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности.

Приемы технологии

Критического мышления





Планируемые результаты

Личностные

Предметные

-адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

- высказывают свое мнение;

- осуществляют самопроверку и рефлексию своей деятельности;

- соблюдают правила поведения в кабинете биологии;

- уважительно относятся к учителю и одноклассникам;

- положительное отношение к урокам биологии.

Метапредметные

  • Познавательные УУД

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществляют поиск информации в учебнике.

  • коммуникативные УУД

- воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя.

  • регулятивные

- оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

- развивают навыки самооценки и самоанализа.


- познакомятся с внешним строением листа;

- дают определения основным понятиям «лист», «листовая пластинка», «черешок», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование»;

- дают описание внешнего строения листа растения

- определяют типы листорасположения;

- приводят примеры черешковых, сидячих, влагалищных, простых и сложных листьев;

- сравнивают внешнее строение листьев различных растений;

- получат представление о функциях листа.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

В парах


1. Книгопечатная продукция: В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М. Дрофа. 2016.

2. Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений».

3. Таблицы по биологии: «Почки и их расположение на стебле», «Листья простые и сложные»

4. Гербарий (растения с простыми и сложными листьями; очередным, супротивным, мутовчатым листорасположением; сетчатым, параллельным, дуговым жилкованием).

5. Карточки: - кроссворд;

- тест.

6. Лист самооценки.














Этап урока

Метод и приемы

УУД, формируемые на данном этапе

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности.


Коммуникативные:

воспринимают информацию на слух.



Регулятивные:

управление своей деятельностью.


Личностные:

проявляют интерес к уроку, предмету биология.


Прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Все друг к другу повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 


-Присаживайтесь, пожалуйста.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Желаю вам успехов в работе на уроке!


Здороваются кивком головы, улыбаются.

2 этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.












Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Мы продолжаем знакомиться со строением вегетативных органов цветковых растений.

- Какие органы цветкового растения относятся к вегетативным?


- Что такое побег?


- Какие вегетативные органы растения мы уже изучили?



Фронтальная беседа.






3 этап. Постановка учебной задачи.


Личностные:

Осознают свои возможности в учении, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.


Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений.


Регулятивные: сличение результата действия с заданным эталоном;

оценивают собственную деятельность на уроке;

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование своих учебных действий в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать свое мнение и позицию.



























Прикрепляем магнитами на доску тему урока:

«Внешнее строение листа». (Приложение 3)

- Чтобы узнать тему нашего урока нам нужно решить кроссворд и найти ключевое слово темы нашего урока.

(Приложение 2)


- Оцените себя.

- Поставьте баллы за тест в «Лист самооценки».


Итак, ключевое слово темылист.


- С чего более правильно начать изучение органа растений?


- Какое строение мы рассматриваем при изучении органов растений?






- Назовите тему нашего урока



- А теперь определите

цель урока.


- Давайте сформулируем задачи урока:










Индивидуальная работа.

Решают кроссворд, находят ключевое слово - ЛИСТ



Самопроверка. Сверяют с эталоном.

Выставляют баллы в «Лист самооценки».





Отвечают на вопросы учителя.










Называют тему урока.



Формулируют цель урока.



Формулируют задачи урока:

1. Изучить внешнее строение листа и его особенности.

2. Познакомиться с многообразием листьев.

3. Научиться определять типы листьев и делать их описание.

4. Получить представление о функциях листа.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).






Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение.





Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.


























Личностные: мотивация учения; проявляют познавательный интерес к уроку, изучению предмета.













Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.


Познавательные: поиск и выделение информации; классификация объектов; синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов.


Коммуникативные: участвуют в работе в паре, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществляют взаимопомощь.


1) Древнегреческий ученый Теофраст задался вопросом: «Зачем растениям листья?»

- А действительно зачем? - Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику - стр.32

2) Рассмотрите внешнее строение листа. Рис.23, стр. 33 - Какие общие признаки внешнего строения имеет лист?

Самая широкая часть листа – это листовая пластинка. Именно эту часть листа мы чаще всего и видим. Лист на стебле держится с помощью черешка. Место, где лист соединяется со стеблем, называется основание листа. У основания могут находиться прилистники (н-р: лист шиповника). Это маленькие листочки. Их может и не быть.

3) У всех ли растений листья одинаковы?

Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных растений нашего кабинета мы не можем найти две точные копии.

- Это действительно так, например: Викторию амазонскую - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные, до двух метров в диаметре, листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории амазонской бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать вес трехлетнего ребенка. Самые маленькие листья имеет тоже водное растение – ряска, ее листья достигают всего несколько миллиметров, 0,5-1,2 мм в поперечнике.




Теперь вы разделитесь на группы, каждая группа получила рабочий лист с вопросами и заданиями, на которые вам предстоит ответить. (приложение 5).






Ответы учащихся, выдвигают гипотезы






















































Работают в парах с материалом учебника , таблицами, гербариями.

5 этап.

Первичное закрепление во внешней речи.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; сличение результата действия с заданным эталоном;

внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном; оценивают собственную деятельность на уроке.


Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в учебной деятельности;

появление готовности слушать;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.


Личностные: уважительное отношение к одноклассникам.



Личностные:

установка на здоровый образ жизни.



Давайте проверим результаты вашей работы.





Оцените свою работу.

- Расскажите, что вы узнали о внешнем строении листа друг другу.



-И так, какие бывают листья?




- Что такое жилки?

- Поставьте дополнительный балл за озвучивание кластера в «Лист самооценки»








Физминутка. Раз – подняться, подтянуться. Два согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. На четыре - руки шире. Пять – руками помахать. Шесть - за парту сесть опять.

Оценивают себя, выставляют баллы в «Лист самооценки».



Работают в паре. Проговаривают друг, другу новую информацию.


Озвучивают кластер у доски, проговаривают вслух классу новый материал, приводят примеры растений, отвечают на вопросы учителя.















Совместное выполнение физических упражнений учащихся и учителя для восстановления работоспособности.




6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.


Личностные: Нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор


- Проверим, как вы усвоили материал урока.

Решите тест.

(Приложение 4)


Проверим тест

Правильные ответы: 1б; 2а; 3б; 4в.

Оцените себя.



Решают тест.



Проверяют, сверяют с эталоном.



Выставляют баллы в «Лист самооценки» за работу с тестом.


7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Познавательные: владеют способами выполнения заданий поискового характера,

проводят анализ, синтез, сравнение,

обобщение.

Личностные:

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.








Таблицы по биологии:

1. «Почки и их расположение на стебле».

2. «Листья простые и сложные».


- Используя гербарий и раздаточный материал, выполните Лабораторную работу.

Лабораторная работа « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Учебник стр. 35

Рабочая тетрадь на печатной основе задание стр. 15, №26.







Работают с гербарным материалом.

Заполняют таблицу в рабочей тетради.


8 этап.

Рефлексия деятельности. (Итог урока).



Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.



Личностные:

Проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.




Подводим итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Справились ли мы на уроке с поставленными задачами?










Оцените свою работу на уроке.

Заполните «Лист самооценки»

(Приложение 1)


Домашнее задание.

(Задание 1-3 - для всего класса; 4,5 – по выбору) 1. Ответить на вопросы (§ 6) стр.36.

3. 2. Описать внешнее строение листа комнатного растения.


Выражают свое отношение к уроку, используя алгоритм:

- Мы сегодня на уроке изучили …. - Я узнал что….. - На уроке я научился…. - На уроке у меня вызвало затруднение … - Я доволен (недоволен) своей работой на уроке, потому что…



Заполняют «Лист самооценки».

Сдают учителю для ознакомления и выставления оценок.

Литература
  1. Пасечник В.В. Биология «Многообразие покрытосеменных растений»: Учебник / В.В. Пасечник. – 4-е издание. – М.: Дрофа, 2016

  2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь к учебнику Биология «Многообразие покрытосеменных растений» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Педсовет. Публикации. - http://pedsovet.org/publikatsii

  2. Шишарина Н.В. Реализация системно-деятельностного подхода как условие эффективной коммуникации образовательных учреждений в контексте задач стандартов нового поколения: методология и современная практика - http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/4_104680.doc.htm

  3. Технологическая карта урока / Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/08/30/tekhnologicheskaya-karta-uroka



Приложение 1

Лист самооценки к уроку: Внешнее строение листа.

Фамилия, имя ученика________________________________________


Задание

Баллы

Критерии оценки

1. Решил кроссворд


2 балла – все правильно

1 балла – решил 3 или 2 вопроса


2.Составил опорную схему (кластер)


4 балла – 14 правильно + озвучил

3 балла – 14 правильно

2 балла – 12-10 правильно

1 балл – 8-7 правильно

3. Ответы на тест


2 балла – 4 правильно

1 балл – 3-2 правильно

4. Дополнительный балл учителя (активно работал на уроке, давал верные, точные ответы на вопросы учителя)


1 балл

Итого баллов


Максимальный балл - 8

Итоговая отметка


7-8 баллов – оценка «5»

6-баллов – оценка «4»

4-5 баллов – оценка «3»


Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку)





Приложение 2


Реши кроссворд:


  1. Участок стебля между узлами?

  2. Побег, состоящий из листьев, почек, стеблей?

  3. Тип листорасположения, при котором листья располагаются напротив друг друга?

  4. Осевая часть побега?









Приложение 3



Приложение 4



Тест: «Внешнее строение листа»

1. Лист, не имеющий черешок, называется:

а) черешковый; б) сидячий

2. Проводящие пучки листа называются:

а) жилки; б) прожилки

3. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок:

а) простой; б) сложный

4. Жилкование, при котором жилки похожи на дуги:

а) сетчатое; б) параллельное; в) дуговое











Приложение 5



Рабочий лист 1 группа

Изучите п.6, рис.26,27, материалы к уроку.

  1. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

  2. Какие виды листорасположения вам известны?



Рабочий лист 2 группы

Изучите п.6, рис.28, материалы к уроку.

  1. Продолжите предложение: «Жилки – это….»

  2. Назовите основные виды жилкования листьев, дайте им характеристику.

  3. Какой тип жилкования характерен для листьев однодольных, а какой – для листьев двудольных растений?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!