Этап урока Метод и приемы | УУД, формируемые на данном этапе | Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. | Коммуникативные: воспринимают информацию на слух. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: проявляют интерес к уроку, предмету биология. | | Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь. -Присаживайтесь, пожалуйста. - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Желаю вам успехов в работе на уроке! | Здороваются кивком головы, улыбаются. |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | | Мы продолжаем знакомиться со строением вегетативных органов цветковых растений. - Какие органы цветкового растения относятся к вегетативным? - Что такое побег? - Какие вегетативные органы растения мы уже изучили? | Фронтальная беседа. |
3 этап. Постановка учебной задачи. | Личностные: Осознают свои возможности в учении, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: сличение результата действия с заданным эталоном; оценивают собственную деятельность на уроке; формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование своих учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать свое мнение и позицию. | Прикрепляем магнитами на доску тему урока: «Внешнее строение листа». (Приложение 3) | - Чтобы узнать тему нашего урока нам нужно решить кроссворд и найти ключевое слово темы нашего урока. (Приложение 2) - Оцените себя. - Поставьте баллы за тест в «Лист самооценки». Итак, ключевое слово темы – лист. - С чего более правильно начать изучение органа растений? - Какое строение мы рассматриваем при изучении органов растений? - Назовите тему нашего урока - А теперь определите цель урока. - Давайте сформулируем задачи урока: | Индивидуальная работа. Решают кроссворд, находят ключевое слово - ЛИСТ Самопроверка. Сверяют с эталоном. Выставляют баллы в «Лист самооценки». Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Формулируют цель урока. Формулируют задачи урока: 1. Изучить внешнее строение листа и его особенности. 2. Познакомиться с многообразием листьев. 3. Научиться определять типы листьев и делать их описание. 4. Получить представление о функциях листа. |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Личностные: мотивация учения; проявляют познавательный интерес к уроку, изучению предмета. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Познавательные: поиск и выделение информации; классификация объектов; синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: участвуют в работе в паре, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществляют взаимопомощь. | | 1) Древнегреческий ученый Теофраст задался вопросом: «Зачем растениям листья?» - А действительно зачем? - Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику - стр.32 2) Рассмотрите внешнее строение листа. Рис.23, стр. 33 - Какие общие признаки внешнего строения имеет лист? Самая широкая часть листа – это листовая пластинка. Именно эту часть листа мы чаще всего и видим. Лист на стебле держится с помощью черешка. Место, где лист соединяется со стеблем, называется основание листа. У основания могут находиться прилистники (н-р: лист шиповника). Это маленькие листочки. Их может и не быть. 3) У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных растений нашего кабинета мы не можем найти две точные копии. - Это действительно так, например: Викторию амазонскую - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные, до двух метров в диаметре, листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории амазонской бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать вес трехлетнего ребенка. Самые маленькие листья имеет тоже водное растение – ряска, ее листья достигают всего несколько миллиметров, 0,5-1,2 мм в поперечнике. Теперь вы разделитесь на группы, каждая группа получила рабочий лист с вопросами и заданиями, на которые вам предстоит ответить. (приложение 5). | Ответы учащихся, выдвигают гипотезы Работают в парах с материалом учебника , таблицами, гербариями. |
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; сличение результата действия с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном; оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в учебной деятельности; появление готовности слушать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью. Личностные: уважительное отношение к одноклассникам. Личностные: установка на здоровый образ жизни. | | Давайте проверим результаты вашей работы. Оцените свою работу. - Расскажите, что вы узнали о внешнем строении листа друг другу. -И так, какие бывают листья? - Что такое жилки? - Поставьте дополнительный балл за озвучивание кластера в «Лист самооценки» Физминутка. Раз – подняться, подтянуться. Два согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. На четыре - руки шире. Пять – руками помахать. Шесть - за парту сесть опять. | Оценивают себя, выставляют баллы в «Лист самооценки». Работают в паре. Проговаривают друг, другу новую информацию. Озвучивают кластер у доски, проговаривают вслух классу новый материал, приводят примеры растений, отвечают на вопросы учителя. Совместное выполнение физических упражнений учащихся и учителя для восстановления работоспособности. |
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Личностные: Нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор | | - Проверим, как вы усвоили материал урока. Решите тест. (Приложение 4) Проверим тест Правильные ответы: 1б; 2а; 3б; 4в. Оцените себя. | Решают тест. Проверяют, сверяют с эталоном. Выставляют баллы в «Лист самооценки» за работу с тестом. |
7 этап. Включение в систему знаний и повторение. | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Познавательные: владеют способами выполнения заданий поискового характера, проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Таблицы по биологии: 1. «Почки и их расположение на стебле». 2. «Листья простые и сложные». | - Используя гербарий и раздаточный материал, выполните Лабораторную работу. Лабораторная работа « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Учебник стр. 35 Рабочая тетрадь на печатной основе задание стр. 15, №26. | Работают с гербарным материалом. Заполняют таблицу в рабочей тетради. |
8 этап. Рефлексия деятельности. (Итог урока). | Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. | | Подводим итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Справились ли мы на уроке с поставленными задачами? Оцените свою работу на уроке. Заполните «Лист самооценки» (Приложение 1) Домашнее задание. (Задание 1-3 - для всего класса; 4,5 – по выбору) 1. Ответить на вопросы (§ 6) стр.36. 3. 2. Описать внешнее строение листа комнатного растения. | Выражают свое отношение к уроку, используя алгоритм: - Мы сегодня на уроке изучили …. - Я узнал что….. - На уроке я научился…. - На уроке у меня вызвало затруднение … - Я доволен (недоволен) своей работой на уроке, потому что… Заполняют «Лист самооценки». Сдают учителю для ознакомления и выставления оценок. |
Лист самооценки к уроку: Внешнее строение листа.
1. Лист, не имеющий черешок, называется:
2. Проводящие пучки листа называются:
3. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок:
4. Жилкование, при котором жилки похожи на дуги:
Изучите п.6, рис.26,27, материалы к уроку.
Изучите п.6, рис.28, материалы к уроку.