1. Организационно- мотивационный | -Здравствуйте, ребята, как вы понимаете следующее высказывание? Прав ли М.В. Ломоносов? (Слайд 1) "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит" М.В. Ломоносов. - Да, ребята, я тоже считаю, что М.В. Ломоносов прав, потому что математика имеет большое значение в жизни каждого человека. Учёным она нужна, чтобы с помощью формул и точных расчётов сделать открытие. Человеку, не связанному с наукой, математические знания пригодятся в повседневной жизни, научат ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих в современном мире. - Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? - Тогда пожелайте друг другу удачи. - Итак начнем! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Слушают учителя. Анализируют и отвечают на вопросы учителя. Анализируют отвечают на вопросы. | | К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; | Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; |
II Актуализация и выявление причины и места затруднения. | - Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете номер задания и рядом только ответ. Арифметический диктант (в тетради) Из десяти вычесть два. [Ответ 8] К четырём прибавить пять. [Ответ 9] Шесть увеличить на один. [Ответ 7] Восемь уменьшить на три. [Ответ 5] К девяти прибавить один. [Ответ 10] - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга и оцените работы. (Слайд 2) - Критерии оценивания на слайде (Слайд 3) - если не допустили ни одной ошибки - 5 - если допустили 1 ошибку – 4 - если допустили 2 ошибки - 3 - А сейчас, ребята, зарядка для ума. Слушаем: В лес за грибами папа ходил. Из леса в корзине домой приносил: 2 лисички, 5 маслят. Сколько папа грибов приносил? Отвечай поскорей. - Как узнали? Как по-другому? Ёжик по лесу идёт. На обед грибы несёт. 3 нашёл он под берёзой, один у осины. И ещё один в корзине. - Сколько грибов несёт ёжик? Как узнали? Десять осенних листиков у Саши. Ещё один у Паши. Вы листики эти сосчитайте-ка дети. - Почему мы не смогли ответить на вопрос? - Посмотрите на слайд, что вы видите? (Слайд 4) - А знаете ли вы как образовались эти числа, как они называются? - Ребята, какое у нас возникло затруднение? - Давайте его выделим. | Выполняют Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль 2+5 (5+2) 3+1+1 Ещё не работали с такими числами. Мы не знаем, как образовались эти числа, как они читаются. | находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно) | Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возник- шей ошибки и трудности; Р: находить, прогнозировать трудности в решении учебной задачи. К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; | Оценивать свои успехи в изучении математики; Стремиться углублять свои математические знания и умения; |
III Построение проекта выхода из затруднения. | -Сможете определить тему урока? -Как проверить? -Давайте посмотрим на слайд (Слайд 5). Сможете прочитать тему урока? -Итак, тема урока: «Названия и последовательность чисел от 11 до 20» - Какую цель мы поставим на урок? - Ребята, что поможет нам открыть новые знания на уроке? - Для плодотворной работы на уроке, я предлагаю составить план: Что вы должны узнать на сегодняшнем уроке? | - Названия и последовательность чисел от 11 до 20 - Узнать, как образуются числа от 11 до 20, как они называются - Учебник Составляют план выхода из затруднения: Как образуются числа от 11 до 20 Название чисел от 11 до 20 | составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; | Р: принимать учебную зада-чу, удерживать её в процессе деятельности; Р: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; |
IV Реализация построенного проекта | - Какой первый пункт нашего плана? - Работа с раздаточным материалом. Работа в парах. - Сейчас мы с вами поработаем в парах. Но перед этим вспомним, как нужно вести себя при работе в парах. (Слайд 6) - Посмотрите, у вас на столах лежат десять палочек, завязанных в пучок. Как десять можно назвать по другому? - Десять палочек составляют десяток. -Знаете ли вы, как по-другому назвать количество этих палочек? - В старину число 10 называли словом «дцать», запомните это! - А если на десяток (на «дцать») положить одну палочку, сколько их станет? Предположите, как называется это число. - Станет одиннадцать палочек. Слово одиннадцать состоит из трёх частей: «один», «на», «дцать». И записывается оно вот так: учитель пишет на доске. - Сколько десятков и единиц в числе одиннадцать? - Да, ребята, один десяток и одна единица. - Если на десяток положить две палочки, то, какое число получится? Как вы думаете, как оно будет называться? - Сколько десятков и единиц в числе двенадцать? - Получится один десяток и две единицы – это число двенадцать. И записывается оно вот так: учитель пишет на доске. -Как проверить, правильно ли мы образовывали эти числа и называли их? - Рассмотрите в учебнике на стр. 46 образование других чисел, прочитайте их название. Обсуждение по алгоритму (- Если на десяток положить … палочки, то, какое число получится? Как оно будет называться? Сколько десятков и единиц в числе? Как записывается?) -Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? -Что значит «на дцать»? - Ребята, какие пункты нашего плана мы уже рассмотрели? - Хорошо, давайте повторим название чисел второго десятка (повторяют хором). - А теперь запишем эти числа в тетрадь.11 12 13 14 15 16 17 18 19 20. При записи этих чисел старайтесь называть шёпотом каждое из них правильно. Соблюдайте правила посадки, тетрадь держим под наклоном. - Молодцы! Давайте немного отдохнем. Физкультминутка Колёсики, колёсики и красивый руль Дворники работают, водичка льет буль-буль Включаем зажигание и левый поворот На карте расстояние, поехали вперед | Ответы детей Работа в парах - Десяток - Не знают - Одиннадцать - Один десяток и одна единица - Двенадцать - Один десяток и две единицы - По учебнику - Число единиц - Мы складываем отдельные палочки на десять. Анализируют и отвечают на вопросы учителя. | читать, записывать, упорядочивать числа от 0 до 20; | К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; П: вести порядковый счет (соблюдать последовательность). П:ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях; К:характеризовать (описывать) число, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; | применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; |
V Первичное закрепление с проговариваем во внешней печи. | - Сейчас, мы выполним задание на интерактивной доске. Назовите числа в порядке увеличения. Интерактивное задание (Слайд 7) 14, 11, 18, 17, 10, 20, 12, 19, 13, 15, 16, 20. - Выполним задание номер 1 на стр. 46. Прибавляй по одному, начиная с числа одиннадцать, до числа двадцать. Работаем по цепочке. - Выполним задание номер 2 на стр. 46. Сколько красных флажков на нитке? синих? Сколько всего флажков? Как по-разному можно ответить на этот вопрос? | Ответ:10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. 11 + 1 = 12 12 + 1 = 13 13 + 1 = 14 14 + 1 = 15 15 + 1 = 16 16 + 1 = 17 17 + 1 = 18 18 + 1 = 19 19 + 1 = 20 - На нитке 10 красных флажков и 10 синих. Всего 20 флажков. Флажков 10 и 10 = 20. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 10, сумма = 20. | группировать объекты по заданному признаку; находить числа, большие данного числа на заданное число; | П: вести порядковый счет (соблюдать последовательность). К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; |
VI Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашего урока. - Что нового мы с вами сегодня узнали на уроке? - Какую цель мы ставили на урок? Какое затруднение у нас было в начале урока? - Удалось ли нам достичь поставленной цели? - Все ли пункты нашего плана мы рассмотрели? - Ребята, вы хорошо поработали на уроке. И сейчас я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Для этого закончите предложения на слайде. (Слайд 8) - На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. (Слайд 9) | Ответы учеников Узнали, как образуются числа от 11 до 20, как они называются Ответы учеников Оценивают свою деятельность | | Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учеб-ной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; |