СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта инклюзивного урока технологии для мальчиков по теме «Контурная резьба по дереву. Гравюра» для учащихся 6 класса с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Радость труда - могучая воспитательная сила.

В годы детства ребёнок должен глубоко

Пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта инклюзивного урока технологии для мальчиков по теме «Контурная резьба по дереву. Гравюра» для учащихся 6 класса с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1).»

Шилина Татьяна Павловна,

учитель технологии МБОУ «СОШ № 8» г. Сафонова, Смоленской области


Технологическая карта инклюзивного урока технологии для мальчиков по теме «Контурная резьба по дереву. Гравюра»

для учащихся 6 класса с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1).



Радость труда - могучая воспитательная сила.

В годы детства ребёнок должен глубоко

Пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский.



Аннотация.

В России для детей с ОВЗ функционирует система специального образования. В коррекционных школах создаются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый  состав входят медицинские работники и учителя-дефектологи. Но изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования.

Альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы.

При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. По мнению Л.С. Выготского, ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом». Поэтому целью образования детей с ОВЗ является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В нашей школе обучаются дети умственной отсталостью вариант1. Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений всем обучающимся включаться в образовательный процесс и во внеурочные мероприятия. Дети с ОВЗ посещают школьные секции, кружки. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями наряду с другими школьниками участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятиях (станционные игры, благотворительные акции, сбор макулатуры, встреча с ветеранами, спортивные мероприятия, посещение музеев, театров и кинотеатров).

Индивидуальные занятия проводятся для более эффективного развития всех сторон личности обучающегося.

Совместное обучение позволяет детям с ОВЗ полноценно участвовать в социальной жизни, лучше формируются академические навыки. Сверстники учатся толерантному отношению к людям, имеющим ОВЗ, развивают доброту, отзывчивость и навыки взаимопомощи.


Процесс обучения детей с ОВЗ имеет существенную специфику:

-       более низкий уровень сложности учебного материала;

-       замедленный темп обучения;

-       использование наглядных методов обучения;

-       коррекция присущих учащимся недостатков.

К учебному занятию предъявляются следующие требования:

1.     Целенаправленность занятий.

Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).

2.     Оптимальность объема учебного материала.

Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.

3.     Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, подведение итогов).

4.     Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

5.     Рациональное использование учебного времени.

Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.

6.     Индивидуальный подход в обучении.

Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.

 

Практические работы– это основной тип занятий по труду в школе у учащихся с ОВЗ. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.

Организация труда учащихся на практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.

 

Практическое повторение– это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.

Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.

 

Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти.

Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.








Технологическая карта урока технологии по теме «Контурная резьба по дереву. Гравюра »


Класс: 6 (10 человек, из них 1 ребенок с умственной отсталостью вариант1).

Предмет: технология .

Тема учебного занятия: Контурная резьба по дереву. Гравюра

Продолжительность учебного занятия:2 урока по 45 минут.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.


Цель: знакомство с инструментами для контурной резьбы по дереву и практическое выполнение задания.

Задачи урока:

1. Образовательные: знакомство с инструментами для контурной резьбы по дереву и выполнение гравюры

2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления.

3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах.

Технологии: ИКТ, игровые технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, словесные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ресурсы для проведения урока: столярные ручные инструменты, ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку, заготовки фанеры, копировальная бумага, резцы

Основные понятия: контурная резьба по дереву, инструменты и техника выполнения гравюры.

Таблица

Технологическая карта урока


Этапы урока / Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащегося с ОВЗ

Организационный момент


Цель: включение в учебный процесс

Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке.

Посмотрите, сколько здесь разных поделок (обзор поделок).

Сегодня мы познакомимся с различными техниками при помощи, которых, они были изготовлены.

Приветствие учителя стоя, самоконтроль готовности к уроку.

Приветствие учителя стоя, самоконтроль готовности к уроку.

Этап мотивирования к учебной деятельности


Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Ребята, сегодня, в нашу мастерскую прибыла посылка с письмом. Давайте вместе его прочитаем.


«Здравствуй, дорогой друг!

Я Самоделкин - большой любитель трудиться и у меня большая команда. Мы строим дома, делаем различную мебель и украшаем мир вокруг нас. Я знаю, среди вас тоже есть ребята с золотыми руками. Предлагаю вступить в мою команду. Готовы?»

(в столярном ящике находятся различные инструменты, карточки-загадки, монетки - «Трудогалочки» и «Трудоголики»).

Учащиеся внимательно слушают учителя

Учащийся слушает учителя, задает вопросы и вступает в диалог с учителем.

Построение игры


Цель: организовать восприятие новой информации в игровой форме

Ребята! Самоделкин приготовил для вас различные задания. Давайте попробуем их решить.

Первое задание: «Мир Загадок».

Попробуем разгадать все загадки, а за правильный ответ вы получаете «Трудогалочки»


Демонстрация предметов – отгадок


1.Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

2. Где упрется хвостом,
Станет дырка потом...(Шило)

3. «Я с шурупом закружилась в танце в понедельник,

Ну а он в доске застрял, спрятался бездельник». (отвертка)

4. «Зажимать, хватать, кусать – это их работа,

Вечно что-нибудь в зубах им держать охота». (пассатижи)

5. «Хоть зубастая ужасно, но зато полезная,

Что угодно отгрызет полоса железная». (ножовка)

6. «Не боксер я, но могу стукнуть, если нужно,

Шляпы лишь одни торчат -спрятались все дружно». (молоток и гвозди)

7.Жесткая, грызучая,
Дырявая, колючая:
Что на спину ей положат,
Все она тотчас изгложет.
(наждачная бумага)

8. «Мы за хвост его схватили и склонились на бочок,

Он скрипя наружу лезет, как из норки червячок». (клещи и гвоздь)

9. «Вот бежит стальная змейка извивается, шипит,

А когда в ракушку влезет, только хвост один торчит». (рулетка)

10. «Не дают ему скучать,

Вечно требуют стучать». (молоток)

11. «У конька, у горбунка,

Деревянные бока

У него из-под копыт,

Стружка бела бежит». (рубанок)

12. «Доску грызла и кусала

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска,

Знать не вкусная доска». (пила)

13 Я - молодец, 
Я так хорош, 
Лучше меня ты не найдешь! 
Так сдружу я Деревяшки: 
Планки, рейки, колобашки, 
Что водой не разольешь! 

(столярный клей)

14 Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)


Учитель демонстрирует названные инструменты, записывает названия на доске, кратко озвучивает назначение инструментов, в процессе игры вспоминаем ранее пройденный материал.


Физминутка

Вы наверное устали

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели

Пошипели, помолчали

И за кустиком пропали

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись


Гимнастика для глаз

(Гимнастика делается сидя.)

Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх) – повторить 5–7 раз.

Горизонтальные движения глазами вправо, влево – 5–7 раз.

Круговые движения – по часовой стрелки, затем – против часовой – 5–7 раз.

Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, движется к носу и обратно, затем – вправо, влево – 3–4 раза.



Ребята, в нашем ящике остался один странный набор инструментов, давайте рассмотрим его, как вы думаете для чего нужны эти инструменты и как они называются? (Ответы учащихся )

А для чего же Самоделкин оставил нам набор резцов?

Я думаю, что это для выполнения второго нашего задания: «Мастерская Самоделкина».

А что вы знаете об инструментах? Для чего они служат, и кто ими работает?

Учитель создает ситуацию по закреплению новых знаний у учащихся. Рассказывает об разновидностях резьбы по дереву, демонстрирует образцы, инструменты и презентацию по теме.



Третье наше задание: «Город мастеров»

Ребята! В этом городе жители большие ценители прекрасного. И мы просто обязаны пополнить коллекции жителей новыми работами, а выполнять мы их будем в технике контурной резьбы — Гравюры.

Учитель рассказывает о технике выполнения гравюры, демонстрируется презентация. Ребятам раздаются заготовки и наборы резцов. Выполнение учащимися практической работы.





Отгадывание загадок, за правильный ответ получают «трудогалочку».








Учащиеся формулируют правильные ответы на вопросы и выявляют типичные ошибки

Ответы на вопросы.





















































Выполняют физминутку


















Учащиеся формулируют свои ответы









Учащиеся отвечают, анализируя и трансформируя полученную информацию



Рефлексия учебной деятельности

Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности

Учитель организует рефлексивную деятельность на уроке. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий по открытию новых знаний.

Ребята какие вы сегодня молодцы! За ваши старания, умения, ответы на вопросы и активную работу Самоделкин передал Вам всем вот такие медали — «Золотой Трудоголик».


- Что вы узнали сегодня на урок?

-Чему научилитсь на уроке?

- Как вам пригодятся знания, полученные на этом уроке в жизни? -Какие задания у вас вызвали затруднения?

- Какое у вас сейчас настроение?

Выставление оценок за урок

Спасибо вам за урок!

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Я узнал …

Мне пригодится это …

И мне было трудно….и т.д.


Отработка на индувид


Методы обучения на уроках профильного труда


  • Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.

  • Наглядный метод: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ, картинки, дидактический материал.

  • Практический метод: практическое выполнение трудовых заданий.

Практика и наглядность

  • Особое внимание уделяю практическому и наглядному методу, сочетая со словесным методом, что позволяет решать задачи формирования знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении недостатков психики учащихся.

Изделия, применение в жизни

  • Успешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением какого-либо изделия всегда ставлю цель : для чего изготавливаем изделие, и где оно будет применяться

Личностный подход

  • во всех классах веду с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

  • Даю задания отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции.

Взаимопомощь в работе

  • Вместе с тем широко практикую взаимопомощь, когда более сильные учащиеся оказывают помощь более слабому учащемуся, при затруднении выполнения ими каких-либо операций.

Пример активных учащихся

  • Использую прием примера в трудовом воспитании, постоянно стараюсь организовать поведение тех учащихся, которые оказывают влияние на своих товарищей по группе.

Контроль и самоконтроль

  • Оптимально дозируя умственную и физическую нагрузку учащихся, имею в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций через различные способы контроля и самоконтроля, в том числе тесты по пройденной общей теме учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы.

Степень усвоения знаний и умений

  • В конце изучения темы учащиеся выполняют тематические контрольные работы, которые показывают степень усвоения пройденного материала.

Трудолюбие и востребованность в жизни

  • На уроках технологии приучаю учащихся к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид изделия (на примере ключницы, полочки, кормушки и т.д.).

  • Прививая навыки трудолюбия и усердия, мы формируем востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни.


 

В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:

·        У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к резьбе по фанере.

·        В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.

·        Значительно расширился словарный запас.

·        Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.

 

Ссылки на источники

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования обучающихся с ОВЗ. М.,2015.-206 с.

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  3. 1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений.

  4. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

  5. 2.Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 448 с.

  6. 3.Справочник школьного психолога / С. Н. Костромина – М.: Астрель, 2012. 512 с. - (Полный энциклопедический справочник).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!