Тема урока | Тема денег в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души». |
Тип урока | интегрированный урок |
Цели урока | Образовательные: 1.Актуализировать и развивать знания математической грамотности с учетом эпохи, закрепить умения, применять экономические знания при анализе конкретных ситуаций, сформировать верное отношение к деньгам как к средству товарообмена. 2.Обозначить чёткие границы между нравственными ценностями и материальными, закрепить навыки творческого мышления, показать пагубность подмены одних ценностей другими, что в результате приводит человека к духовной деградации. 3.Формировать позитивное отношение к предпринимательской деятельности и в понимании того, что в любом бизнесе мерилом, символом успеха являются не деньги. Развивающие: - развитие образного и аналитического мышления, критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений; - развитие читательской культуры и понятия авторской позиции; - привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; - закрепить умение групповой самооценки; - развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций. Воспитательные: - воспитание духовного развития личности, любви и уважение к живому слову, литературе; - формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. - формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: - умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность к саморазвитию; - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) - Регулятивные УУД: - умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. - Коммуникативные УУД: - использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе; -умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - Познавательные УУД: - построение коллективного процесса отбора, систематизации и использования; -привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности; -помочь обучающимся раскрыть творческие способности уч-ся; -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений. |
Цель урока | показать противоречия в бизнесе «предприимчивых людей» в условиях традиционного общества и новых социальных условиях командно-плановой системы на примере литературного героя Павла Ивановича Чичикова; |
Планируемые результаты | Предметные: умение работать с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения); использовать навыки письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, опорный конспект); подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению Личностные: Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Метапредметные: Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов. |
Основные понятия | «Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора, бизнес план, сделка, предприниматель, |
Межпредметные связи | История, литература, экономика, социология, математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Компьютер, мультимедиа, интернет-ресурсы |
Организация пространства | I этап – Индуктор. Вызов (просмотр кадров из мультфильма, пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта). II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений. III –этап – Создание проблемной ситуации. VI- этап –Самоконструкция. V-этап – Рефлексия (осмысление). Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Формируемые УУД, компоненты ФГ |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин). Индуктор. Цели: - заинтересовать обучающихся темой урока. | Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения. Знакомятся с представленной слайд презентацией. -работают над представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси. | (Просмотр кадра из мультфильма) Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Рецензирование. -Размышления над высказыванием критиков. | -Работать с различными историческими источниками. -Выразительно читать и пересказывать фрагменты; Воспринимать текст; | (Личностные УУД) -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности. (15 мин) Цели: - формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; -показать противоречия в бизнесе «предприимчивых людей» в условиях традиционного общества и новых социальных условиях командно-плановой системы на примере литературного героя Павла Ивановича Чичикова; - раскрыть проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей. | Слушают публичные выступления: Делятся впечатлениями. Слушают выразительное чтение отрывков (характеристики помещиков) | -Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; | Сообщения обучающихся. Словарная работа. | -Характеризовать текст; -Формулировать вопросы по тексту; -Давать устный и письменный ответы; -Составление плана выступления; -Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. | (Познавательные УУД). -формулирование познавательной цели; -формулирование проблемы; (Коммуникативные УУД). Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). (Регулятивные УУД). Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). |
III. Изучение нового. (10 мин). Создание проблемной ситуации ««Нужны ли человеку деньги и для чего?» Цели: Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу Бизнес-план: «Как обогатиться на мёртвых душах? | Высказывают свои предположения в паре. Вступают в диалог, создают опорные конспекты. | Направляет. Контролирует: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. | Работа в группах. Индивидуальные задания. Защита заданий. Устные ответы на вопросы. | -Делать выводы о тематике произведений; -Выступать перед аудиторией. | (Коммуникативные УУД). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) (Познавательные УУД) - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
IV. Закрепление полученных знаний. (7 мин) Самоконструкция. Цель: -формирование основ гражданской позиции; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) | Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение, о презентации, создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы. Высказывают свои точки зрения об уроке. | Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Заинтересовать вопросами. Помочь в создании портретных зарисовок помещиков. Учить давать оценку себе и одноклассникам. | Мозговой штурм. Выразительное чтение отрывков. Защита работ. | -Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии. | (Познавательные УУД). - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. (Коммуникативные УУД). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
V. Рефлексия. (7 мин) Цель: - проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы и оценивать себя и своих одноклассников. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор. Понравился/не понравился урок (в виде смайликов). | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Помочь поверить в себя, в свои силы. Создание ситуации успеха. Оценочные и творческие вопросы. | Работа в группе. Создание синквейна. Дебаты. Поиск решения проблемы. Оценивание | - Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. | (Регулятивные УУД). -способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. (Познавательные УУД) -привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности; (Личностные УУД) -выражение своих чувств, эмоций |
VI. Оценочная деятельность. (3 мин) Цели: Оценить деятельность обучающихся; оценить эффективность бизнес – проекта гл. героя Чичикова | Записывают разноуровневое задание. 1.оценить эффективность его бизнес – проекта; 2. Выявить ошибки, допущенные гл. героем – Чичиковым; 3.Прогнозируемая прибыль. 4.Оценка эффективности проекта. 5. Результаты первого этапа по реализации плана Чичикова. 6. Потенциальный доход Чичикова, исходя из понесенных затрат и сделанных инвестиций. 7.Риски и гарантии. 8.Предпринимательская деятельность. Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас? 3.Ответ на вопрос: Какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение? | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное домашнее задание. Подводят итог бизнес-плана Чичикова. Дают ответы. | Устные ответы | | Коммуникативные УУД). -умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; (Регулятивные УУД). -способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. (Личностные УУД). -формирование основ гражданской позиции; |
VIII. Подведение итогов. | Делают вывод: Чичиков, - человек будущего, он был бы вполне успешным в наше время | Даёт советы по управлению деньгами: -Старайтесь планировать свой бюджет и чётко следовать ему. -Учитесь отличать «потребности» от «желаний». -Заведите копилку и вносите в неё сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. -Учитесь вести запись и учёт всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов. -Старайтесь тратить деньги с умом. Уважайте труд родителей | | | (Личностные УУД). -формирование основ гражданской позиции; (Коммуникативные УУД) - сделать собственные выводы |
Домашнее задание. | | -Раскрыть образы чиновников в поэме | | | |