СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока на формирование функциональной грамотности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта поможет учителю провести интересный урок на формирование функциональной грамотности на уроке литературы и математики (финансовой грамотности).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока на формирование функциональной грамотности»


Технологическая карта по формированию функциональной грамотности по учебным предметам: «Литература» и «Математика» (ФГОС)

Класс: 9

Составлена учителями (Ф.И. О): Пучкова Марина Владимировна - учитель русского языка и литературы, Пушкарева Мария Васильевна – учитель математики.

УМК: учебник «Литература» в двух частях под ред. Т.Ф. Курдюмовой, учебник «Алгебра» под ред. А.Г.Мерзляк и др. М.:Вентана –Граф,2019-125с


Тема урока

Тема денег в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Тип урока

интегрированный урок

Цели урока


Образовательные:

1.Актуализировать и развивать знания математической грамотности с учетом эпохи, закрепить умения, применять экономические знания при анализе конкретных ситуаций, сформировать верное отношение к деньгам как к средству товарообмена. 2.Обозначить чёткие границы между нравственными ценностями и материальными, закрепить навыки творческого мышления, показать пагубность подмены одних ценностей другими, что в результате приводит человека к духовной деградации. 3.Формировать позитивное отношение к предпринимательской деятельности и в понимании того, что в любом бизнесе мерилом, символом успеха являются не деньги.

Развивающие:

- развитие образного и аналитического мышления, критического воображения, творческих способностей

обучающихся и коммуникативных умений;

- развитие читательской культуры и понятия авторской позиции;

- привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

- закрепить умение групповой самооценки;

- развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций.

Воспитательные:

- воспитание духовного развития личности, любви и уважение к живому слову, литературе;

- формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

- формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность к саморазвитию;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

- Регулятивные УУД:

- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

- использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- Познавательные УУД:

- построение коллективного процесса отбора, систематизации и использования;

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть творческие способности уч-ся;

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Цель урока

показать противоречия в бизнесе «предприимчивых людей» в условиях традиционного общества и новых социальных условиях командно-плановой системы на примере литературного героя Павла Ивановича Чичикова;

Планируемые результаты

Предметные:

    • умение работать с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);

    • использовать навыки письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, опорный конспект);

    • подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

  • Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Метапредметные:

  • Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Основные понятия

«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора, бизнес план, сделка, предприниматель,

Межпредметные связи

История, литература, экономика, социология, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, мультимедиа, интернет-ресурсы

Организация пространства

I этап – Индуктор. Вызов (просмотр кадров из мультфильма, пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений.

III –этап – Создание проблемной ситуации.

VI- этап –Самоконструкция.

V-этап – Рефлексия (осмысление).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение.



Объект: интересные и предприимчивые герои Н.В. Гоголя из поэмы «Мертвые души».

Предмет: Ошибки литературных героев в бизнесе из-за недостатка математической грамотности.

Гипотеза: если деньги не будут пущены в дело, то это пустой бизнес. Если же с умением и пользой распоряжаться деньгами и умело в деле их использовать, то это успех, победа тонких, умных и предприимчивых людей в бизнесе.

Методы исследования: опрос предпринимателей, собеседование, дискуссиясравнение, личный экспериментапробация проекта в классе.

Проблема: противоречие и крах «лишнего человека», крах философии денег, в новых социальных условиях в командно-плановой системе.

Объект исследования: интересные и предприимчивые герои Н.В. Гоголя из поэмы «Мертвые души».

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД, компоненты ФГ

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин). Индуктор.

Цели: - заинтересовать обучающихся темой урока.


Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленной

слайд презентацией.

-работают над представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси.

(Просмотр кадра из мультфильма) Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Рецензирование.

-Размышления над высказыванием критиков.


-Работать с различными историческими источниками.

-Выразительно читать и пересказывать фрагменты;

Воспринимать текст;


(Личностные УУД) -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности.

(15 мин)

Цели:

- формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-показать противоречия в бизнесе «предприимчивых людей» в условиях традиционного общества и новых социальных условиях командно-плановой системы на примере литературного героя Павла Ивановича Чичикова; - раскрыть проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей.

Слушают публичные выступления:

Делятся впечатлениями.

Слушают

выразительное чтение отрывков (характеристики помещиков)


-Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;






Сообщения обучающихся.

Словарная работа.


-Характеризовать текст;

-Формулировать вопросы по тексту;

-Давать устный и письменный ответы;

-Составление плана выступления;

-Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.



(Познавательные УУД).

-формулирование познавательной цели;

-формулирование проблемы;

(Коммуникативные УУД).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

(Регулятивные УУД).

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

III. Изучение нового.

(10 мин).

Создание проблемной ситуации ««Нужны ли человеку деньги и для чего?»

Цели:

Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу

Бизнес-план: «Как обогатиться на мёртвых душах?


Высказывают свои предположения в паре.

Вступают в диалог,

создают опорные конспекты.


Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Работа в группах.

Индивидуальные задания.

Защита заданий.

Устные ответы на вопросы.

-Делать выводы о тематике произведений;

-Выступать перед аудиторией.

(Коммуникативные УУД).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

(Познавательные УУД)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Закрепление полученных знаний.

(7 мин)

Самоконструкция.

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение, о презентации,

создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы.







Высказывают свои точки

зрения об уроке.


Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовать вопросами.

Помочь в создании портретных зарисовок помещиков.

Учить давать оценку себе и одноклассникам.





Мозговой штурм.

Выразительное чтение отрывков.

Защита работ.




-Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии.





(Познавательные УУД).

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

(Коммуникативные УУД).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

V. Рефлексия.

(7 мин)

Цель:

- проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы и оценивать себя и своих одноклассников.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.








Понравился/не понравился урок (в виде смайликов).

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.



Работа в группе. Создание синквейна.

Дебаты.

Поиск решения проблемы.











Оценивание

- Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.


(Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

(Познавательные УУД)

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

(Личностные УУД)

-выражение своих чувств, эмоций

VI. Оценочная деятельность.

(3 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся;

оценить эффективность бизнес – проекта гл. героя Чичикова

Записывают

разноуровневое задание.

1.оценить эффективность его бизнес – проекта;

2. Выявить ошибки, допущенные гл. героем – Чичиковым;

3.Прогнозируемая прибыль. 4.Оценка эффективности проекта.

5. Результаты первого этапа по реализации плана Чичикова.

6. Потенциальный доход Чичикова, исходя из понесенных затрат и сделанных инвестиций.

7.Риски и гарантии.

8.Предпринимательская деятельность.

Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас?

3.Ответ на вопрос: Какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное

домашнее задание.






Подводят итог бизнес-плана Чичикова.












Дают ответы.


















Устные ответы


Коммуникативные УУД).

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

(Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

(Личностные УУД).

-формирование основ гражданской позиции;

VIII. Подведение

итогов.


































Делают вывод: Чичиков, - человек будущего, он был бы вполне успешным в наше время



Даёт советы по управлению деньгами:

-Старайтесь планировать свой бюджет и чётко следовать ему.

-Учитесь отличать «потребности» от «желаний».

-Заведите копилку и вносите в неё сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

-Учитесь вести запись и учёт всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

-Старайтесь тратить деньги с умом. Уважайте труд родителей



(Личностные УУД).

-формирование основ гражданской позиции;


(Коммуникативные УУД)

- сделать собственные выводы

Домашнее задание.


-Раскрыть образы чиновников в поэме






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!