СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку биологии «Растительный организм»; 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к  уроку по учебному предмету «Биология» (базовый уровень) для учащихся 6 класса поможет учителю биологии формировать познавательный интерес у обучающихся к изучению биологии, представлений о растениях как организмах царства живой природы; осознание универсальной роли растений в создании условий для жизни на Земле; совершенствовать умение эстетически воспринимать и ценить объекты живой природы

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку биологии «Растительный организм»; 6 класс.»

Технологическая карта к уроку биологии по теме «Растительный организм»; 6 класс.

Лысенко Ольга Александровна

учитель биологии и химии

МБОУ «Александровская школа Марьинского района»

Петровский район г. Донецка

lisenkooo@gmail.com

Класс:

6 класс

Предмет:

Биология

Место урока

Тема «Растительный организм»; урок № 1

Тема урока

«Инструктаж по безопасности жизнедеятельности. Ботаника - наука о растениях»

Уровень изучения:

Базовый уровень

Тип урока

Урок открытия новых знаний и освоения умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные: познавательные: умение анализировать, выделять главное; умение осознанно строить речевые высказывания, классифицировать объекты по заданным критериям; регулятивные: способность регулировать свои действия, определять цель урока и ставить задачи; осуществлять рефлексию своей деятельности; коммуникативные: владение приемами и навыками общения; высказывать суждения и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представлений о растениях как организмах царства живой природы; осознание универсальной роли растений в создании условий для жизни на Земле; совершенствовать умение эстетически воспринимать и ценить объекты живой природы.

Предметные: научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы; раскрывать роль растений в природе и жизни человека.

Ключевые слова: разделы биологии, ботаника, живая природа. растения, биосфера, экология.

Краткое описание: материалы и оборудование - компьютер, проектор, экран, видеоролик; учебник, электронный образовательный ресурс - Библиотека ЦОК https://m/tdsoo.ru/863d0af2


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ


Блок 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Учебная установка: «Здравствуйте, ребята! «Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок. Нас ждет процесс познания – начнем скорей урок!». Известно ли вам, ребята, что означает слово «ботаника»?

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Приветствие учащихся, мотивация их на учебную деятельность, проверка их готовности к уроку.

Восприятие на слух; визуально проверяют свою готовность к уроку. Формулируют свои ответы на вводный вопрос.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная форма организации учебной деятельности; технология развития критического мышления: задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Задает вопросы для актуализации опорных знаний:

«Ребята, давайте применим знания биологии 5 класса ответим на несколько простых вопросов:

Что такое природа?

Чем живая природа отличается от неживой?

На какие царства можно разделить живую природу?

Как называются разделы биологии, изучающие эти царства?».

Демонстрирует обучающий видеоролик «Биология. Загадки» https://cloud.mail.ru/public/goKm/3igH3RJeD

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

Отвечают на заданные вопросы.







Просмотр обучающего видеоролика; отгадывают загадки;


Формулируют и записывают тему урок

Этап 1.3. Целеполагание

«Ребята, теперь вы знаете, что означает слово «ботаника». Изучать природу не только важно, но это еще и очень интересно: вы научитесь характеризовать предмет изучения ботаники и ботанических наук; вы узнаете значение растений в природе и жизни человека»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Совместное формулирование целеполагания и постановка задач

«Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению темы урока, мы должны повторить Инструктаж по безопасности жизнедеятельности».

Знакомит с правилами БЖ.

Формулируют цель и задачи урока.




Слушают учителя. Задают вопросы.

Блок 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная работа; самостоятельная работа с учебником: чтение текста с пометками – применение приема INSERT.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Обсуждение маркировки текстов:

предлагает обсудить маркировку текста INSERT.





Осуществляет промежуточную диагностик знаний - предлагает ответить на вопросы:

«Какие знания, которые вы имели, были правильными?

О чем, из прочитанного, думали иначе?

На какие вопросы вы ответили, читая текст?

Какую новую информацию вы получили из текста?

Какую информацию не поняли и есть вопросы?»

Коллективное обсуждение маркировки.

Чтение текстов, осуществляют маркировку.

Во время чтения текста. выделяют информацию четырех видов: “v” – уже знал, “+” – новое, “-” – думал иначе, “?” – не понял, есть вопросы. Заполняют таблицу, составляя опорный конспект по теме.

Отвечают на вопросы, читая тезисы со своих записей в тетрадях.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Форма учебной деятельности: фронтальная работа. Методический прием «Найди ошибку»: дидактическая игра «В гостях у Барона Мюнхгаузена»; девиз игры: «Правда или ложь? Если знаешь – разберешь!»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формулирует задание:

«Барон Мюнхгаузен утверждает:

  1. К биологическим наукам относятся: физиология, экология, ботаника, филология, зоология.

  2. Ботаника от греческого слова «ботанэ» - трава.

  3. Растения отличаются от животных тем, что питаются готовыми органическими веществами.

  4. Лишь живые организмы способны расти.

  5. Растения малоподвижны.

Слушают задания, делают пометки в тетради, находят ошибочное утверждения.


Блок 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Форма учебной деятельности: групповая работа.

Выполнение задания: предложите виды деятельности человека, связанные с растениями (аргументируйте свое предложение).

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Составьте список профессий, связанных с растительным миром.

Составляют список профессий (например: ботаник, садовод, цветовод, овощевод, лесник, фито дизайнер, агроном, комбайнер и др.)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Предложенные задания имеют межпредметные связи (литература, химия, зоология) и связь с реальной жизнью.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1) Всем с детства известна сказка «Чиполлино». Почему расплакался Синьор Помидор, когда таскал за чуб Чиполлино? С какими растениями нужно быть осторожными, чтобы не пришлось «расплакаться» подобно Синьору Помидору?

2) Найдите ошибочное утверждение в стихотворении А.Н. Плещеева:

«Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен, а ты песню спой,

Что из стран далёких принесла с собой».

Релаксация: Дыхательное упражнение

• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
• Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Выполняют задания. Примерные: ответы

1) Лук выделяет вещества, заставляющие «плакать»; нужно быть осторожными с такими растениями: хрен, перец, горчица.



  1. Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зёрнами не питается.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

  1. В данном ниже списке, перечислены предметы, которые обязаны своим существованием растениям. Выпишите название предмета. «выпадающего» из общего ряда: а) парта, тетрадь, банан, вилка, льняная скатерть; б) портфель, карандаш, стакан, шкаф, альбом.

  2. Практически все растения способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех травоядных животных. В схеме пищевой цепи назовите недостающее звено: ?--- полевая мышь --- сова (примерный ответ: злаковые растения, ячмень, пшеница).

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает обучающимся проверить свои знания, выполнив задания; сообщает условия заданий.

Решают предложенные задания; аргументируют свои ответы.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Прием включения краеведческого материала в урок: краеведческое дополнение основных вопросов.

Краеведческий материал: лекарственные растения нашей местности.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ребята, известны ли вам лекарственные растения, произрастающие в нашей местности? Составьте, пожалуйста, список лекарственных растений нашей местности для Аптекарского огорода.

Проверяет выполнение заданий.

Составляют список лекарственных растений, произрастающие в их местности.


Поочерёдно озвучивают свои списки, дополняя их (по просьбе учителя) недостающими названиями лекарственных растений.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Учебное задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом (другими предметами - экологией):

«Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и осознанно беречь окружающую природу, умело использовать и приумножать ее богатства.

1) Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?

2) Какую помощь вы можете оказать царству растений?»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формулирует обучающимся задание, способствующее систематизации знаний и умений; помогает найти правильные ответы на вопросы задания.

Выполняют задание.

Примерные ответы:

1) так как экологические проблемы имеют глобальный характер, то и решить их сегодня люди всей планеты могут только сообща;

2) принимать активное участие в акциях по озеленению; высаживать деревья и кустарники; заниматься комнатным цветоводством.

Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося: индивидуально; в парах - организация самодиагностики.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Комментирует и объясняет критерии оценивания работы обучающихся на уроке.

Осуществляет поддержку обучающихся, у которых возникли трудности с реализацией задач урока, акцентирует внимание на том, что необходимо внимательно изучить материал во время выполнения домашнего задания: цитирует пословицу:

«Все на свете сбудется у того, кто трудится».

Осуществляют самодиагностику и оценивают работу одноклассников: делают выводы о значимости выполненного задания; проговаривают допущенные ошибки и их причины.

Блок 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Рекомендация по организации в классе рефлексии по достигнутым образовательным результатам: можно использовать создание сенкана во время подведения итога данного урока.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объясняет: условия создания сенкана и значение этого задания: обучающиеся имеют возможность из большого объема информации отобрать главное и подать его в сжатой форме.

Пример созданного сенкана:

Растение

зеленое, полезное

лечит, кормит, украшает

приносит пользу природе и людям

растительный организм

Этап 5.2. Домашнее задание

Рекомендации по домашнему заданию: предложить обучающимся изучить новые понятия по составленному конспекту (в таблице: знак “+” – новое); если позволяет время - напомнить алгоритм составления краткого сообщения.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Изучить новые понятия и определения.

Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования знаний о растительном мире в повседневной жизни человека.

Записывают домашнее задание; задают вопросы по содержанию домашнего задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!