Блок 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Учебная установка: «Здравствуйте, ребята! «Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок. Нас ждет процесс познания – начнем скорей урок!». Известно ли вам, ребята, что означает слово «ботаника»? |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Приветствие учащихся, мотивация их на учебную деятельность, проверка их готовности к уроку. | Восприятие на слух; визуально проверяют свою готовность к уроку. Формулируют свои ответы на вводный вопрос. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Фронтальная форма организации учебной деятельности; технология развития критического мышления: задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Задает вопросы для актуализации опорных знаний: «Ребята, давайте применим знания биологии 5 класса ответим на несколько простых вопросов: Что такое природа? Чем живая природа отличается от неживой? На какие царства можно разделить живую природу? Как называются разделы биологии, изучающие эти царства?». Демонстрирует обучающий видеоролик «Биология. Загадки» https://cloud.mail.ru/public/goKm/3igH3RJeD Подводит учащихся к формулированию темы урока. | Отвечают на заданные вопросы. Просмотр обучающего видеоролика; отгадывают загадки; Формулируют и записывают тему урок |
Этап 1.3. Целеполагание |
«Ребята, теперь вы знаете, что означает слово «ботаника». Изучать природу не только важно, но это еще и очень интересно: вы научитесь характеризовать предмет изучения ботаники и ботанических наук; вы узнаете значение растений в природе и жизни человека» |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Совместное формулирование целеполагания и постановка задач «Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению темы урока, мы должны повторить Инструктаж по безопасности жизнедеятельности». Знакомит с правилами БЖ. | Формулируют цель и задачи урока. Слушают учителя. Задают вопросы. |
Блок 2. Открытие нового знания |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная работа; самостоятельная работа с учебником: чтение текста с пометками – применение приема INSERT. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Обсуждение маркировки текстов: предлагает обсудить маркировку текста INSERT. Осуществляет промежуточную диагностик знаний - предлагает ответить на вопросы: «Какие знания, которые вы имели, были правильными? О чем, из прочитанного, думали иначе? На какие вопросы вы ответили, читая текст? Какую новую информацию вы получили из текста? Какую информацию не поняли и есть вопросы?» | Коллективное обсуждение маркировки. Чтение текстов, осуществляют маркировку. Во время чтения текста. выделяют информацию четырех видов: “v” – уже знал, “+” – новое, “-” – думал иначе, “?” – не понял, есть вопросы. Заполняют таблицу, составляя опорный конспект по теме. Отвечают на вопросы, читая тезисы со своих записей в тетрадях. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Форма учебной деятельности: фронтальная работа. Методический прием «Найди ошибку»: дидактическая игра «В гостях у Барона Мюнхгаузена»; девиз игры: «Правда или ложь? Если знаешь – разберешь!» |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Формулирует задание: «Барон Мюнхгаузен утверждает: К биологическим наукам относятся: физиология, экология, ботаника, филология, зоология. Ботаника от греческого слова «ботанэ» - трава. Растения отличаются от животных тем, что питаются готовыми органическими веществами. Лишь живые организмы способны расти. Растения малоподвижны. | Слушают задания, делают пометки в тетради, находят ошибочное утверждения. |
Блок 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Форма учебной деятельности: групповая работа. Выполнение задания: предложите виды деятельности человека, связанные с растениями (аргументируйте свое предложение). |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Составьте список профессий, связанных с растительным миром. | Составляют список профессий (например: ботаник, садовод, цветовод, овощевод, лесник, фито дизайнер, агроном, комбайнер и др.) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Предложенные задания имеют межпредметные связи (литература, химия, зоология) и связь с реальной жизнью. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1) Всем с детства известна сказка «Чиполлино». Почему расплакался Синьор Помидор, когда таскал за чуб Чиполлино? С какими растениями нужно быть осторожными, чтобы не пришлось «расплакаться» подобно Синьору Помидору? 2) Найдите ошибочное утверждение в стихотворении А.Н. Плещеева: «Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, Что из стран далёких принесла с собой». Релаксация: Дыхательное упражнение • Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох. • Задержите дыхание на четыре секунды. • Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох. • Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните. • Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее. | Выполняют задания. Примерные: ответы 1) Лук выделяет вещества, заставляющие «плакать»; нужно быть осторожными с такими растениями: хрен, перец, горчица. Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зёрнами не питается. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
В данном ниже списке, перечислены предметы, которые обязаны своим существованием растениям. Выпишите название предмета. «выпадающего» из общего ряда: а) парта, тетрадь, банан, вилка, льняная скатерть; б) портфель, карандаш, стакан, шкаф, альбом. Практически все растения способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех травоядных животных. В схеме пищевой цепи назовите недостающее звено: ?--- полевая мышь --- сова (примерный ответ: злаковые растения, ячмень, пшеница). |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Предлагает обучающимся проверить свои знания, выполнив задания; сообщает условия заданий. | Решают предложенные задания; аргументируют свои ответы. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Прием включения краеведческого материала в урок: краеведческое дополнение основных вопросов. Краеведческий материал: лекарственные растения нашей местности. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Ребята, известны ли вам лекарственные растения, произрастающие в нашей местности? Составьте, пожалуйста, список лекарственных растений нашей местности для Аптекарского огорода. Проверяет выполнение заданий. | Составляют список лекарственных растений, произрастающие в их местности. Поочерёдно озвучивают свои списки, дополняя их (по просьбе учителя) недостающими названиями лекарственных растений. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Учебное задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом (другими предметами - экологией): «Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и осознанно беречь окружающую природу, умело использовать и приумножать ее богатства. 1) Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты? 2) Какую помощь вы можете оказать царству растений?» |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Формулирует обучающимся задание, способствующее систематизации знаний и умений; помогает найти правильные ответы на вопросы задания. | Выполняют задание. Примерные ответы: 1) так как экологические проблемы имеют глобальный характер, то и решить их сегодня люди всей планеты могут только сообща; 2) принимать активное участие в акциях по озеленению; высаживать деревья и кустарники; заниматься комнатным цветоводством. |
Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося: индивидуально; в парах - организация самодиагностики. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Комментирует и объясняет критерии оценивания работы обучающихся на уроке. Осуществляет поддержку обучающихся, у которых возникли трудности с реализацией задач урока, акцентирует внимание на том, что необходимо внимательно изучить материал во время выполнения домашнего задания: цитирует пословицу: «Все на свете сбудется у того, кто трудится». | Осуществляют самодиагностику и оценивают работу одноклассников: делают выводы о значимости выполненного задания; проговаривают допущенные ошибки и их причины. |
Блок 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Рекомендация по организации в классе рефлексии по достигнутым образовательным результатам: можно использовать создание сенкана во время подведения итога данного урока. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Объясняет: условия создания сенкана и значение этого задания: обучающиеся имеют возможность из большого объема информации отобрать главное и подать его в сжатой форме. | Пример созданного сенкана: Растение зеленое, полезное лечит, кормит, украшает приносит пользу природе и людям растительный организм |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Рекомендации по домашнему заданию: предложить обучающимся изучить новые понятия по составленному конспекту (в таблице: знак “+” – новое); если позволяет время - напомнить алгоритм составления краткого сообщения. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Изучить новые понятия и определения. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования знаний о растительном мире в повседневной жизни человека. | Записывают домашнее задание; задают вопросы по содержанию домашнего задания. |