Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. Момент. | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте свои парты, на них должны лежать учебники, рабочие тетради и пенал. | | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности. | Л: -формирование ценностного отношения к семье через беседу. | -Ребята, у меня на доске написана пословица, кто умеет читать и сможет нам прочесть эту пословицу? «Где семья дружна, не страшна беда». -Как вы понимаете эту пословицу? -А как вы помогаете своей семье? | Прил.1 | Один ученик читает пословицу. -Семья всегда поддержит и поможет решить любую проблему. |
Выявление места и причин затруднения. | Л: -формирование ценностного отношения к семье через беседу. | -Чтобы узнать тему нашего урока попробуйте отгадать загадки. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша… Самый смелый, самый сильный, Утром с бородою мыльной, Рулит на машине важно, В стену гвоздь забьет отважно, Любит нас и нашу маму, Это наш любимый … Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый … -Каким одним словом мы можем объединить всех этих людей? | Прил. 2-6 | -Бабушка. -Папа. -Мама. -Дед. -Семья. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | -Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке? -А что нам нужно узнать о семье? | | -О семье. -Из кого состоит семья, как зовут членов семьи. |
Реализация построенного проекта. | П: -формирование представления о понятии «семья», о членах семьи и о значении семьи в жизни человека. П: -находить закономерности в наблюдениях на основе предложенного плана через работу с изображением семей. К: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через работу в парах; -проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога через парную работу. | -Как вы понимаете слово «семья»? -Мудрая черепаха говорит нам, что семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяет любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. -Сейчас мы с вами познакомимся с семьями первоклассницы Даши и первоклассника Алеши на странице учебника 56-57 (5 и 6, 5 и 7). -Посмотрим на семью Даши. -Сколько человек в семье Даши? -Прочитаем как зовут маму, папу и брата Даши. -А какое отчество у Даши и Пети? -Чем занимается каждый член семьи? -Как вы думаете, как относятся члены семьи к друг другу? -А какое занятие объединяет эту семью? -Посмотрим на семью Леши. Вопросы повторяются. -Мы посмотрели, как живет семья Даши и Алеши, а теперь нам нужно узнать о вашей семье. Поработайте в парах. По плану составьте рассказ о своей семье и расскажите его своему соседу по | Учебник. | -Семья – это мама, папа, бабушка… -В семье Даши 4 человека. -Брата Даши зовут Петя, папу – Сергей Викторович, маму – Ирина Алексеевна. -Сергеевна и Сергеевич. -Даша – катается на велосипеде, Петя – учит Дашу кататься на велосипеде, мама – поливает цветы, а папа что – то строит. -Помогают друг другу, вместе проводят время… -Наверное эта семья поехала на дачу… В семье Алеши 4 человека. -Маму зовут Татьяна Ивановна, Бабушку – Вера Борисовна, дедушку – Иван Александрович. -Мама снимает на видеокамеру, бабушка держит пирог, Алеша показываем или дарит дедушке кораблик, а дедушка принимает этот кораблик. -Семью Алеши объединяет какой-то семейный праздник. -Они относятся к друг другу с любовью, уважением… |
| Р: -корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок через взаимооценивание. -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Л: -формирование ценностного отношения к семье через беседу. | парте. План: 1. Сколько человек в твоей семье? 2. Кто они для тебя? (брат, папа, мама…) 3. Назови каждого по ФИО. 4. Расскажи о любимом семейном празднике. 5. Расскажи о правилах в своей семье, если они есть. -Я проходила по классу и слушала ваши рассказы, но так как я слушала их не полностью, я не смогу их оценить, поэтому это сделаете вы. Вспомните рассказ вашего товарища и подумайте, обо всем ли он сказал, что было в нашем плане. Если ваш сосед рассказал все по плану, то поднимите вверх зеленый смайлик, если упустил 1-2 пункта плана – поднимите вверх желтый смайлик, и, если ваш товарищ упустил 3 и более пунктов из плана – поднимите вверх красный смайлик. Те у кого красный и желтый смайлик, попробуйте исправить свои ошибки и расскажите о том, что вы упустили. -Кто расскажет всему классу свой рассказ? -Мне было очень интересно слушать ваши рассказы. Вы рассказывали о ваших любимых семейных праздниках, а были ли какие – нибудь интересные события в вашей семье? (Привожу пример из своей жизни, о семейных поездках на отдых). | Прил. 3 Прил. 4 | Придумывают рассказ о своей семье и рассказывают его соседу по парте. Оценивают рассказы одноклассников. 2-3 ученика рассказывают о своей семье у доски. Рассказывают об интересных событиях, поездках своей семьи (3-4 человека) |
Самостоятельная работа. | Выполнение творческой работы на основе пройденной темы. | -Ребята, мы послушали рассказы о ваших семьях, но мне бы очень хотелось не только услышать о ваших семьях, но и посмотреть на них. Поработаем самостоятельно в рабочей тетради на странице 35 (3 и 5) задание №1. -Я предлагаю вам нарисовать вашу семью. Это может быть семья на любимом празднике, на отдыхе, на прогулке и т.д. Постарайтесь нарисовать каждого члена вашей семьи и не забывайте про себя. | Рабочая тетрадь. | Рисуют свою семью. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | П: -формирование представления о понятии «семья», о членах семьи и о значении семьи в жизни человека. | -Посмотрим на ваши рисунки. По рядам выходим к доске со своими рисунками и показываем им всему классу. Чей рисунок вам понравился больше всего? -Мне очень понравились ваши рисунки. -Как звучала тема нашего урока? -Что мы должны были сделать на уроке? -Справились мы с этой задачей? -Сделаем вывод. Какое значение имеет семья в нашей жизни? -Вернемся к пословице, которую мы читали в начале урока «Где семья дружна, не страшна беда». Я увидела, что у всех вас очень дружные семьи, значит вам не страшна никакая беда. -А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Поднимите вверх зеленый смайлик, если на уроке у вас всё получалось, вы справлялись со всеми заданиями. Поднимите вверх желтый смайлик, если вы справлялись не со всеми заданиями на уроке. Поднимите вверх красный смайлик, если у вас совсем не получалось выполнять задания на уроке. -Я дам вам очень важное домашнее задание. Когда родители придут домой с работы, позовите их на прогулку и проведите вместе время. Пообещайте мне, что вы выполните это домашнее задание. -Спасибо за урок! До свидания! | Прил. 4 | -Больше всего мне понравился рисунок… -«Как живет семья?» -На уроке мы должны были узнать из кого состоит наша семья, как зовут каждого члена семьи. -Да. -Семья – это самые близкие люди в нашей жизни. Они нас любят, помогают нам. У каждого человека должна быть семья. Оценивают свою работу с помощью смайликов. -Обещаем. -Спасибо! До свидания! |
Прил. 1
«Где семья дружна, не страшна беда».
Прил. 2-6
Прил. 3
1. Сколько человек в твоей семье?
2. Кто они для тебя? (брат, папа, мама…)
3. Назови каждого по ФИО.
4. Расскажи о любимом семейном празднике.
5. Расскажи о правилах в своей семье, если они есть.
Прил. 4