Давайте подготовимся к нашему путешествию, разомнёмся. Разминка: «Подыши как…» - спокойный человек; - человек, который разозлился; - испуганный человек; - человек перед сном. 1. Поляна ОБИДЫ У Миши новый самокат, Он целый день катал ребят: Валеру, Димку, Славу, Толю, И даже маленькую Олю. А друг пожадничал машину… С обидой круг друзей покинув, Спросил у мамы Миша дома: «Играть иль нет со Славой снова?» «Учись прощать обиды сын, Иначе будешь ты один!» Миша утром обиделся на всех: на маму - за то, что она его разбудила; на папу - за то, что он не позволил взять в детский сад игрушечный пистолет; на кошку - за то, что она его поцарапала. Скажите, как называется человек, который обижается на других людей. (Обидчивый). Хорошая или плохая это черта характера у человека? Почему вы так думаете? Кто сядет на «волшебный стул» и изобразит обиженного мальчика Мишу? Сказка: «Как зайчик обиделся на свою маму» В уютной избушке на лесной полянке жил Зайчик. Однажды захотелось ему поиграть на солнечной лужайке. «Мама, можно я пойду погулять с друзьями?» - спросил он. «Конечно, можно!» - ответила ему мама. - Только не опоздай на обед! Когда кукушка прокукует трижды, возвращайся домой, а то я волноваться буду!». «Хорошо мама, я обязательно вернусь вовремя!», - заверил Зайчик и побежал гулять. На лесной полянке ярко светило солнце, и звери весело играли в разные игры. Кукушка куковала и три, и четыре раза, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что не услышал ее. И только тогда, когда наступил вечер, и звери стали расходиться по домам, Зайчик также весело вернулся домой к маме. Но мама была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и не разрешила смотреть телевизор. А Зайчик очень сильно обиделся на нее. «Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она меня любила, то не ругала бы меня. Уйду я из дома!» - решил он. Зайчик тихо вышел из избушки и пошел в лес. Ночью в лесу было очень неуютно, страшно, холодно. И Зайчик захотел к маме. Но не смог простить ее, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и уснул. Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти и посмотреть в окошко, что там мама делает без него. Он тихо подошел к своему дому, заглянул в окно. А там мама. Как вы думаете ребята, что там мама делает? - Правильно ребята! Мама горько плачет без Зайчика. А что было дальше - придумайте сами. - Можно ли обижаться на маму? - Почему мамы всегда прощают своих детей? Вывод о том, что мамы очень любят своих детей, а потому всегда готовы их простить. Испытание называется «Поссорились-помирились». Предлагаю каждому взяться за конец веревки, середина – в руках у меня. Теперь я отпущу веревку: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару. Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться! Игра: «Чтобы не обижаться, надо расслабляться!» Иногда от обиды хочется плакать. Для того чтобы не плакать, необходимо научиться расслабляться. А помогут в этом детские любимые игрушки. Предлагаю вам коснуться мягкой игрушки, а затем самим постараться стать такими же мягкими, как она. А ещё есть правило: «Не нужно обижаться - лучше рассмеяться!». Как выглядит наше обиженное лицо? (губы надуты, глаза сердитые, брови сдвинуты) Давайте к эмоции «обида» приклеим картинку. 2. Пещера СТРАХА Я боюсь всего на свете: За окном бушует ветер, Тень ужасна у комода, И за дверью ходит кто-то. Страшно каркает ворона, провода ползут по дому, Пылесос, как бегемот, У него урчит живот. Вещи словно оживают, Вновь и вновь меня пугают, Но включает мама свет- Страха сразу нет, как нет! Вы прослушали стихотворение, скажите, почему его напугали привычные вещи? (темно было, а когда человек боится, ему все кажется страшным, пугающим). Страх - состояние крайней тревоги и беспокойства, сильный испуг от грозящей или ожидаемой опасности. - Как называют человека, который все время всего боится? (трусливый). - Подберите противоположное по смыслу слово: трусость-смелость – Что значит быть смелым? (ничего не бояться, быть храбрым, отважным). – Каких сказочных героев вы можете назвать трусливыми? (Крошка Енот в начале своей истории, Гадкий утенок). А смелым? (Колобок, Иван Царевич) О чувстве страха говорят: «Сердце в пятки ушло», «Со страху дух захватывает». – Как вы понимаете эти слова? (человек испугался чего-то) – Какое настроение бывает у человека, который боится? (плохое, беспокойное) Когда человеку страшно- настроение у него тревожное, он всего боится. Чтобы быть смелым, храбрым, отважным, нужно ничего не бояться. Нужно улыбаться и быть уверенным, как Крошка Енот. - А теперь предлагаю вам закончить предложения: «Я боюсь, когда … ». - Как мы можем понять, что человек испуган? (он дрожит, он замирает, во взгляде испуг, глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот открыт, он вот-вот закричит, руки прижаты к груди или закрывают лицо, лицо бледнеет, у него беззащитный вид). От страха человек может очень плохо говорить, дрожать, плакать. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. - Давайте к эмоции «страх» приклеим картинку. Упражнение «У страха глаза велики». - А теперь давайте поиграем со страхом (повторяем за мной). Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу! 3. Озеро ГРУСТИ (печали) За окошком солнце светит, Во дворе гуляют дети. Оля кашляет с утра, Дома ей сидеть пока. И нерадостны игрушки, Ей нужны сейчас подружки. Грустно Оленьке одной, Что же делать ей с тоской? Этюд «Плохая погода» (аудиозапись с шумом дождя). - Слышите? Пошел дождь, и стало сразу грустно. Предлагаю вам представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов. - Какое у вас настроение? Изобразите на лице грусть. Дождь, наконец, закончился, но все еще грустно. Практическое упражнение: Закончи фразу: - Мне грустно, когда я …… - Моей бабушке (маме) грустно, когда … - Моему другу было грустно, когда … - А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет наша эмоция грусти, ей тоже надоело грустить, и она приготовила вам стихотворение. Я от грусти не заплачу, Поведу себя иначе Чтобы грусти не бояться, Надо весело смеяться! А если кто-то расстроен и плачет, что можно сделать? Правильно, в этом случае, ребята, можно спросить, что случилось и по возможности помочь или обратиться к взрослым за помощью. |