СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта классного часа во 2 классе «Наши эмоции и поступки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта классного часа во 2 классе «Наши эмоции и поступки»»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные образовательные программы

«Школа-интернат № 11»










Технологическая карта классного часа во 2 классе

«Наши эмоции и поступки»






Подготовила:

учитель начальных классов

Хмеловская Е.В.









р.п. Ванино

2022 г.

Тема классного часа: «Наши эмоции и поступки»

Класс: 2.

Цель: развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний о позитивных и негативных поступках и эмоциях.

Задачи:

- расширять знания детей о чувствах, поступках, эмоциях и способах их выражения;

- формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;

- развивать навыки эмоционального общения друг с другом;

- расширять словарный запас;

- создавать эмоционально - радостное настроение, как результат совместной деятельности.

Планируемые воспитательные результаты: приобретение обучающимися элементарных социальных знаний, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Тип классного часа: тематический классный час.

Формы занятия: беседа, практикум.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, просмотр видео, творческая работа.

Оборудование: презентация, иллюстрации, карточки со словами, музыкальное сопровождение, оформление доски, заготовки для изготовления поделок, мягкая игрушка, цветок, верёвочки, карандаши.

Межпредметная связь: «Мир природы и человека», «Чтение», «Изобразительная деятельность», «Речевая практика», «Музыка».

Подготовительная работа: просмотр мультфильмов «Ох и Ах», «Крошка Енот», «Федорино горе», «Паровозик из Ромашкова».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

1. Вступительная часть:

- Самоопределение к деятельности, организационный этап

- Постановка проблемы


- Постановка целей и задач

Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

И ещё к нам пришёл один гость - это помощник Деда Мороза, гном из Волшебного леса. И зовут его Весельчак.

Что не так? Не похож он как-то на Весельчака, правда? Почему?

Весельчак рассказал: «На нас напали маленькие злобные существа «капризы» и украли все эмоции. Они сделали нас одинаковыми. И теперь мы все похожи! Лица выражают одно и тоже, и мы не можем отличить настроение каждого из нас, эмоцию. Жить стало скучно, неинтересно и непонятно».

Весельчак просит помощи! Поможем?

Давайте разберемся, а что такое эмоции? Что пропало у гномов?

Эмоция – это наше отношение, это то, что мы чувствуем к происходящему внутри нас или вокруг нас, это наши переживания. За один день у нас бывает много различных эмоций.

Чтобы помочь гномам вернуть их эмоции, надо отправиться в «Страну эмоций», пройти по дороге испытаний, преодолеть трудности и выполнить все задания.

- приветствие

- ответы на вопросы учителя

Р.I.1

Р.I.2

К.I.1

К.I.2

2. Основная часть:

- Актуализация знаний




























Давайте подготовимся к нашему путешествию, разомнёмся. Разминка: «Подыши как…»

- спокойный человек;

- человек, который разозлился;

- испуганный человек;

- человек перед сном.

1. Поляна ОБИДЫ

У Миши новый самокат,

Он целый день катал ребят:

Валеру, Димку, Славу, Толю,

И даже маленькую Олю.

А друг пожадничал машину…

С обидой круг друзей покинув,

Спросил у мамы Миша дома:

«Играть иль нет со Славой снова?»

«Учись прощать обиды сын,

Иначе будешь ты один!»

Миша утром обиделся на всех: на маму - за то, что она его разбудила; на папу - за то, что он не позволил взять в детский сад игрушечный пистолет; на кошку - за то, что она его поцарапала. Скажите, как называется человек, который обижается на других людей. (Обидчивый). Хорошая или плохая это черта характера у человека? Почему вы так думаете?

Кто сядет на «волшебный стул» и изобразит обиженного мальчика Мишу?

Сказка: «Как зайчик обиделся на свою маму»

В уютной избушке на лесной полянке жил Зайчик. Однажды захотелось ему поиграть на солнечной лужайке.

«Мама, можно я пойду погулять с друзьями?» - спросил он. «Конечно, можно!» - ответила ему мама. - Только не опоздай на обед! Когда кукушка прокукует трижды, возвращайся домой, а то я волноваться буду!». «Хорошо мама, я обязательно вернусь вовремя!», - заверил Зайчик и побежал гулять. На лесной полянке ярко светило солнце, и звери весело играли в разные игры. Кукушка куковала и три, и четыре раза, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что не услышал ее. И только тогда, когда наступил вечер, и звери стали расходиться по домам, Зайчик также весело вернулся домой к маме. Но мама была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и не разрешила смотреть телевизор. А Зайчик очень сильно обиделся на нее. «Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она меня любила, то не ругала бы меня. Уйду я из дома!» - решил он. Зайчик тихо вышел из избушки и пошел в лес. Ночью в лесу было очень неуютно, страшно, холодно. И Зайчик захотел к маме. Но не смог простить ее, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и уснул. Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти и посмотреть в окошко, что там мама делает без него. Он тихо подошел к своему дому, заглянул в окно. А там мама. Как вы думаете ребята, что там мама делает?

- Правильно ребята! Мама горько плачет без Зайчика.

А что было дальше - придумайте сами.

- Можно ли обижаться на маму?

- Почему мамы всегда прощают своих детей?

Вывод о том, что мамы очень любят своих детей, а потому всегда готовы их простить.

Испытание называется «Поссорились-помирились». Предлагаю каждому взяться за конец веревки, середина – в руках у меня. Теперь я отпущу веревку: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.

Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают).

Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают).

Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают).

Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Игра: «Чтобы не обижаться, надо расслабляться!»

Иногда от обиды хочется плакать. Для того чтобы не плакать, необходимо научиться расслабляться. А помогут в этом детские любимые игрушки. Предлагаю вам коснуться мягкой игрушки, а затем самим постараться стать такими же мягкими, как она.

А ещё есть правило: «Не нужно обижаться - лучше рассмеяться!».

Как выглядит наше обиженное лицо? (губы надуты, глаза сердитые, брови сдвинуты)

Давайте к эмоции «обида» приклеим картинку.

2. Пещера СТРАХА

Я боюсь всего на свете:

За окном бушует ветер,

Тень ужасна у комода,

И за дверью ходит кто-то.

Страшно каркает ворона, провода ползут по дому,

Пылесос, как бегемот,

У него урчит живот.

Вещи словно оживают,

Вновь и вновь меня пугают,

Но включает мама свет-

Страха сразу нет, как нет!

Вы прослушали стихотворение, скажите, почему его напугали привычные вещи? (темно было, а когда человек боится, ему все кажется страшным, пугающим).

Страх - состояние крайней тревоги и беспокойства, сильный испуг от грозящей или ожидаемой опасности.

- Как называют человека, который все время всего боится? (трусливый).

- Подберите противоположное по смыслу слово: трусость-смелость

– Что значит быть смелым? (ничего не бояться, быть храбрым, отважным).

– Каких сказочных героев вы можете назвать трусливыми? (Крошка Енот в начале своей истории, Гадкий утенок). А смелым? (Колобок, Иван Царевич)

О чувстве страха говорят: «Сердце в пятки ушло», «Со страху дух захватывает».

– Как вы понимаете эти слова? (человек испугался чего-то)

– Какое настроение бывает у человека, который боится? (плохое, беспокойное)

Когда человеку страшно- настроение у него тревожное, он всего боится. Чтобы быть смелым, храбрым, отважным, нужно ничего не бояться.  Нужно улыбаться и быть уверенным, как Крошка Енот. 

- А теперь предлагаю вам закончить предложения: «Я боюсь, когда … ».

- Как мы можем понять, что человек испуган? (он дрожит, он замирает, во взгляде испуг, глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот открыт, он вот-вот закричит, руки прижаты к груди или закрывают лицо, лицо бледнеет, у него беззащитный вид). От 

страха человек может очень плохо говорить, дрожать, плакать. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь.

- Давайте к эмоции «страх» приклеим картинку.

Упражнение «У страха глаза велики».

- А теперь давайте поиграем со страхом (повторяем за мной). Представьте, что у вас большой, огромный страх(Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается(Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

3. Озеро ГРУСТИ (печали)

За окошком солнце светит,

Во дворе гуляют дети.

Оля кашляет с утра,

Дома ей сидеть пока.

И нерадостны игрушки,

Ей нужны сейчас подружки.

Грустно Оленьке одной,

Что же делать ей с тоской?

Этюд «Плохая погода» (аудиозапись с шумом дождя).

- Слышите? Пошел дождь, и стало сразу грустно.

Предлагаю вам представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

- Какое у вас настроение? Изобразите на лице грусть. Дождь, наконец, закончился, но все еще грустно.

Практическое упражнение: 

Закончи фразу:

- Мне грустно, когда я ……

- Моей бабушке (маме) грустно, когда …

- Моему другу было грустно, когда …

- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет наша эмоция грусти, ей тоже надоело грустить, и она приготовила вам стихотворение.

Я от грусти не заплачу,

Поведу себя иначе

Чтобы грусти не бояться,

Надо весело смеяться!

А если кто-то расстроен и плачет, что можно сделать? Правильно, в этом случае, ребята, можно спросить, что случилось и по возможности помочь или обратиться к взрослым за помощью.

- повторяют за учителем




- просмотр презентации

- отвечают на вопросы

- выполнение заданий






































- пантомима








- ответы на вопросы






- ответы на вопросы



















- работа с пословицами








- пантомима





- повторяют движения







- слушают, отвечают на опросы


























П.I.1

П.I.3

К.I.7

Л.I.6

Л.I.2

Физминутка

- Я предлагаю вам сыграть в игру-забаву «Весёлые мартышки»

Мы веселые мартышки!

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем!

Мы ногами топаем!

Надуваем щечки,

Скачем на носочках!

Рукой в небо укажем,

Друг другу языки покажем,

Дружно прыгнем к потолку,

Палец поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Возьмемся за макушку,

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «3»

Все с гримасами замри… 1,2,3!

- Как славно мы повеселились! Вот и грусть ушла!

- повторяют движения за учителем




Посмотрите на выражение этого смайлика. Какое чувство он испытывает? (грустит, плачет). Посмотрите, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? (грустная, печальная, губы опущены вниз, брови полумесяцем вниз, глаза печальные).

Давайте к эмоции «грусть» приклеим картинку.

4. Лес удивления
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон? (А. Барто «Погремушка»)

Когда мы удивляемся? Чему?

Когда узнаём что-то новое, интересное, когда видим что-то необычное.

Удивление — состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление.

Продолжи предложение: «Я удивился, когда…».

Задание «Удивительные картинки». Сейчас вы превратитесь в волшебников. Превратите фигуры в новые предметы при помощи удивительных карандашей.

Послушайте красивое стихотворение.

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Удивительное чудо…

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрестка

Пробивается берёзка. (Р. Сеф «Чудо»)

Как выглядит лицо удивлённого человека? (широко открыты глаза, рот, брови подняты, человек замирает).

Давайте к эмоции «удивление» приклеим картинку.

5. Гора ЗЛОСТИ

В песочнице играют дети, 

Куличики у Маши, Пети.

А Таня, как бы ни старалась,

Её работа рассыпалась. 

Со злостью бросилась тогда

На то, что сделали друзья.

Все растоптала, раскидала,

Но этого ей было мало.

Игрушки тоже виноваты, 

Плохие ведра и лопаты!

Все полетело кувырком, 

А Таня плакала тайком.

  Вы прослушали стихотворение и скажите, как называется человек, который часто злится и совершает злые поступки? (Злой человек).

– Хорошая ли это черта характера? Почему вы так думаете?

Злость - это состояние человека, при котором он испытывает чувство гневного раздражения, враждебности, а порой жестокости по отношению к окружающим.

- Как вы считаете, хорошо ли поступила Таня?

– Что стало причиной ее слез? (Таня поняла, что не права и напрасно так разозлилась).

– Посмотрите на изображение Тани и скажите, какое выражение лица? Что произошло с ее бровями, ртом, глазами? Какие у нее жесты и поза? Нос сморщивается. Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.

Что должна теперь сделать Таня, чтобы исправить ситуацию? Придумайте окончание истории так, чтобы она закончилась добром.

Игра «Мамы злятся, когда ...»

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю. Вы должны хлопать, если хотите ответить «да». Если «нет», ноги топают.

- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

- Мамы злятся, когда едят мороженое.

- Мамы злятся, когда на них кричат.

- Мамы злятся, когда им дарят подарки.

- Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.

- Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».

- Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.

- Мамы злятся, когда их любят.

Любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!

Ребята, как правильно себя вести, если кто-то из детей злится? (Если кто-то очень злится, то лучше к нему не подходить с вопросами, и ни в коем случае не обзывать. Нужно его оставить в покое на некоторое время, и он сам успокоится).

Все люди злятся. Каждый по-своему передает это ощущение: одни с помощью слов, а другие с помощью кулаков. Как можно успокоиться, когда вы сами злитесь, чтобы никого не обидеть? Для того чтобы не портить отношений с другими людьми, можно научиться волшебным приемам, помогающим преодолеть злость (нужно сосчитать до десяти (давайте вместе посчитаем до 10), глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают, и выдыхают), умыться, уединиться, послушать музыку, полить цветы, скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить в мусорку и т.д.)

Давайте к эмоции «злость» приклеим картинку.

Упражнение ««Зеркальный друг»»

Дети перед зеркалом изображают злость.

Изобрази лицо злого ребенка. По каким признакам можно понять, что человек злится? (у него сдвинуты брови, взгляд серый, рот крепко сжат или открыт, тело напряжено, кисти рук сжаты в кулак, движения резкие, отрывистые) - а потом - радость. Что легче и приятнее изображать? Какую эмоцию?

И теперь мы попадаем в …

6. Башня РАДОСТИ

- Дети, а что такое радость?

К примеру:

«Радость - это когда всем весело, все радуются»

«Радость - это когда у всех праздник»

«Радость - это когда никто не плачет»

«Радость - это когда все здоровы»

«Радость - это я, потому что мама мне говорит «Ты моя радость»

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - это когда у всех».

Упражнение «Башня радости» Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась!

Игра «Комплименты» (водящий передает цветок и делает комплимент)

- Как видно, что человеку радостно? Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.

Давайте к эмоции «радость» приклеим картинку.

Игра на внимание «Меткий глаз»: обвести в кружочек только эмоцию радости.

(Дети обмениваются карточками и проверяют выполненное задание соседа, сравнивают).


Мы собрали все основные эмоции, помогли гномам! И теперь у них есть возможность проявлять свои эмоции, быть разными! (появляется весёлый Весельчак).

- слушают, отвечают на вопросы учителя
























































- выполняют подходящие к ситуации движения














- повторяют упражнения за учителем




- работа с мимикой


- слушают и отвечают на вопросы учителя










- строят башню из ладошек



- говорят комплименты друг другу

- выполняют задание


- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

Игра «Хорошо – плохо»

Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете, но необычным способом – без слов, выражением лица. Если «хорошо» - вы улыбаетесь, если «плохо» - «хмуритесь»

Хорошо или плохо:

     - помогать родителям?    

      - жадничать?

     - обзываться?

     - играть с друзьями?

     - дарить подарки?

     - ссориться?

     - ухаживать за животными?

- Что вам больше понравилось: улыбаться или хмуриться? Какие люди вам больше нравятся: те, которые хмурятся или те, которые улыбаются?  

- Скажите, все ли эмоции полезны для нас, все ли хороши?

- Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

Давайте разделим эмоции на положительные и отрицательные

Отметьте красным цветом те состояния, при которых вы чувствуете себя хорошо, а синим цветом - плохо или не очень.

Игра «Угадай эмоцию» (набор карточек с изображением эмоций).

- Я показываю картинку и вам нужно поднять подходящую пиктограмму с эмоцией, которая соответствует данной ситуации.

Ситуация

Правильный ответ

Вытянули репку

Радость

Волк бежит за поросятами

Испуг, Страх

Мальчики повздорили и делят машинку

Гнев

Колобок

Удивление

Клоун грустит

Грусть

Мойдодыр

Гнев

Крошка Енот

Радость

Упражнение «Выбери правильно»

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие тебе улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует заяц, когда за ним гонится лиса?

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Упражнение «Эмоции в музыке» (пиктограммы)

 - Ребята, я очень люблю музыку — музыканты в ней тоже передают эмоции. А сможете вы угадать какие эти эмоции?

Прослушивание музыкальных отрывков из произведений П.И. Чайковского и угадывание эмоций.

Грусть - «Болезнь куклы»

Веселье - «Полька»

Злость - «Баба-Яга»

- А как вы думаете, у животных есть эмоции?  Правильно ребята! 

Давайте посмотрим презентацию с фотографиями животных.

- Задание «Соедини стрелкой» (эмоцию животного с нужной пиктограммой) 

- тренируются улыбаться и хмуриться


- ответы на вопросы













- работа у доски


- работа с пиктограммами
































- слушание музыки, ответы на вопросы


- просмотр презентации

П.I.8

П.I.9

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов

- Рефлексия

- Домашнее задание

Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями? Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Упражнение «Нарисуй эмоцию». Какой ты сегодня? Нарисуй свою эмоцию.

Настроение у нас бывает разное, но дарить людям желательно только Радость! Возьмите воздушные шарики и нарисуйте радость так, как хочется.

- А сейчас, ребята, давайте подарим наши шарики гостям, пусть у них тоже будет радостное, веселое настроение.

Жители страны Эмоций попросили меня подарить вам на память вот такие фигурки, они светятся в темноте и не так страшно.

- Сегодня, придя домой, постарайтесь только положительные (хорошие) эмоции подарить своим родным, ведь совсем скоро День матери. Порадуйте своих мам.

- отвечают на вопросы учителя

- рисуют эмоции на шаблонах и шариках

Р.I.4

Л.I.6

К.I.6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!