I.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. (прием «Улыбнемся друг другу») - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и мы активно поработаем на уроке. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку. | Личностные: формируют эмоциональный настрой. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | «Мозговой штурм» -Посмотрите, пожалуйста, на фото (даны 6 картинок: 1. Ю.Гагарин и ракета, 2. Л.Брежнев с пионерами, 3. Мишка из Олимпиады-80, 4. Видеокассеты, аудиокассеты, 5. Мобильный телефон, компьютер, 6. Присоединение Крыма.) и установите, к какому десятилетию относится каждое (десятилетия: 60-е 20 века, 70-е 20 века, 80-е 20 века 90-е 20 века, 2000-е, 2010-е). -Как вы думаете, зачем мы устанавливали соответствие по десятилетиям на уроке музыки? -Именно в музыкальном направлении мы и будем сегодня работать по этим десятилетиям. | Осмысливают задание. Отвечают, аргументируя свои ответы. Выдвигают различные версии. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Предметные: понимать задание, искать ассоциации, аргументировать ответы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III. Постановка учебной цели. | -Назовите свой любимый музыкальный жанр. -Почему из всего музыкального многообразия мы больше слушаем песни? -Можем ли мы назвать песню самым демократичным жанром? Почему? -На какие два основных жанра делится песня? (народная и авторская) -Какой песенный жанр более популярен? Подводит обучающихся к формулировке целей и темы урока - Теперь объедините десятилетия, которые были в начале урока, и песню? (песня 60-х, песня 70-х, песня 80-х, песня 90-х, песня 2000-х, песня 2010-х) - Мы все любим слушать и петь песни, независимо от возраста, поэтому сегодня мы проследим с вами, как развивалась песня именно по тем десятилетиям, которые вы угадали. - Откройте тетради, запишите число, тему урока. | Отвечают на вопросы учителя Под руководством учителя формулируют цели и тему урока «Песня: через годы, через расстояния» | Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Предметные: понимать заданные вопросы, в соответствии с ними строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV.Получение новых знаний через видеоряд. Анализ полученных знаний. | Направляет учащихся на исследовательские действия - Ребята, а что мы можем узнать о песне при ее прослушивании? (какой жанр, настроение, текстовое содержание; форма исполнения, исполнитель) -Давайте начертим таблицу с тремя колонками: 1 – десятилетие, 2 – жанр, 3 – текстовое содержание, 4 – отличительные особенности (какие музыкальные инструменты вы слышите, манера исполнения певцов). -Смотрим и слушаем первое десятилетие, песни 60-х годов прошлого столетия. Одновременно с прослушиванием заполняем таблицу, можете советоваться, рассуждать в парах. -Итак, давайте посмотрим, что вы написали (обсуждение: инструменты больше симфонические, тексты патриотические, музыка позитивная, скромная манера исполнения, в приоритете сольное исполнение). -Смотрим и слушаем следующее десятилетие, песни 70-х годов прошлого столетия (обсуждение: появляются певцы из республик СССР, сценический образ усовершенствуется, симфонические инструменты заменяются на эстрадные). -Смотрим и слушаем следующее десятилетие, песни 80-х годов прошлого столетия (обсуждение: развитие ВИА, сценические костюмы, электронные инструменты, тексты лирического содержания, развитие жанра поп-музыки, появление жанра «диско»). -Смотрим и слушаем следующее десятилетие, песни 90-х годов прошлого столетия (обсуждение: яркий сценический образ, подтанцовка, развитие жанров: «поп-музыка», «диско», «рок», появление жанра «рэп», инструменты: рок-гитара, электросинтезатор, сюжетные видеоклипы). -Смотрим и слушаем первое десятилетие 21 века, песни 2000-х годов (обсуждение: появление песен-однодневок, нового ничего не появляется, раскрепощенность в стилях, появляется ремиксовая музыка). Смотрим и слушаем второе десятилетие 21 века, песни 2010-х годов (обсуждение: замена инструментов электронной компьтерной музыкой, появление клубной музыки, бессмысленность текстов, бурное развитие «рэп-культуры», во многих песнях отсутствие мелодичности) | Принимают участие в работе, выполняют поставленные учителем задачи, обсуждают в парах, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Предметные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, умение осознанно строить высказывание, рефлексия способов действия. Коммуникативные: принимать участие в обсуждении парами. |
V. Систематизация полученных знаний | Создание ситуации выбора -Мы с вами изучили развитие песни по десятилетиям, нашли отличительные особенности. Теперь выберете то десятилетие, которое вам понравилось больше всего (выбирают). -Теперь объясните, почему вы сделали такой выбор? | Выбирают нужное десятилетие, представляют свой выбор, аргументируя его. | Регулятивные: делать осознанный выбор, аргументируя его. Предметные: систематизирование полученных знаний. Коммуникативные: управление поведением, контроль и коррекция. |
VI. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Сравнительный анализ -Мы с вами изучи песни по десятилетиям, но у нас с вами нет 2020-го десятилетия. Почему? -Как вы думаете, это десятилетие ведет к положительной динамике развития песенных жанров или наоборот? - Сравните песни идущего десятилетия с песнями 60-х. Различия существенные? -Влияет ли время, эпоха на становление песни как жанра? Отсюда вывод: какое время – такие и песни. | Отвечают на вопросы учителя, пытаясь проанализировать современные песни. Формулируют вывод вместе с учителем. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом. Предметные: применять полученные знания, делать сравнения. Личностные: сохранять интерес к учебному материал. |
VII.Рефлексия учебной деятельности | 1.Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками 2. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Урок завершается, значит, нужно подвести итог. Прием «Незаконченные предложения» - Сегодня на уроке я узнал(а) … - На уроке вызывало затруднение … - На уроке было интересным … - Мне больше понравилось выполнять задания … - В дальнейшем мне знания этой темы… | Определяют свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при выполнении работы. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля, устно формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: рефлексия. Личностные: строить представление о причинах успеха в учебе. Регулятивные: оценивать результаты деятельности |