Метапредметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений.
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации работы | Дидактические средства | Форма контроля |
Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Прием «Улыбка» | Приветствует детей, просит проверить готовность к уроку. Долгожданный дан звонок Начинается урок! Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради, стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром. Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему удачи сегодня на уроке. Садитесь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Не используются | Устный контроль |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный метод | Ребята, отгадайте загадку. Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой. Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой - Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой, назови его, ответь!(снег) -Молодцы! Правильно! Мы уже немножко говорили о снеге. Посмотрите на картинку и определите, какое свойство снега представлено на ней. (на доске вывешивается картинка с изображением опыта, где проверяется, что снег рыхлый, а лед хрупкий) Организует беседу: 1)Скажите, а из чего состоит снег? Да, действительно из снежинок. 2) А что мы знаем о снежинках, какую форму они имеют? 3) А сколько лучей имеет снежинка? В нашей загадке говорилось, что снег белый! Скажите, а бывает ли снег черным? (Бывает) Как вы думаете, отчего это бывает? (ответы детей) Попробуйте предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о загрязнении) | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы. (дети называют свойство: снег рыхлый) Отвечают на вопросы беседы: 1) (Снег состоит из снежинок) 2) (Снежинки имеют форму звездочки) 3) (Снежинка имеет 6 лучиков) | Ф | Наглядный материал | Устный контроль |
Выявление места и причины затруднения | Словесный метод | Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте тему урока. Подумайте, какую цель мы поставим перед собой. (дети называют) | Читают тему урока: «Отчего в снежках грязь?» Дети называют: узнать откуда в снежках появляется грязь. | Ф | Учебник | Устный контроль |
Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод | -Давайте, составим план урока: 1)Узнать, что загрязняет нашу планету и как защитить ее от загрязнений? 2)Научиться проводить опыты. 3)Познакомиться с новыми понятиями. 4)Выполнить задания. 5) Оценить свою работу. | Составляют план урока. | Ф | Презентация | Устный контроль |
Реализация построенного проекта | Практический метод | Давайте побудем с вами сегодня исследователями и проведем практическую работу. Сначала откройте рабочие тетради на стр. 46-47. А теперь посмотрите на парты, там у вас стояли стаканы со снегом. Какого цвета был снег? (белого) А что с ним произошло? (он растаял) Посмотрите какой стала вода? (на дне осадок, вода мутная) Давайте профильтруем полученную воду. Каким стал фильтр? (грязным) Откуда в нем взялась грязь? Вот мы уже много поработали, нужно набраться с силами и отдохнуть. | Начинают выполнять практическую работу. Отвечают на вопросы Учащиеся переливают снеговую воду в стакан с фильтром. | Г | Рабочая тетрадь | |
Физкультминутка | | Выпал беленький снежок, Ох и беленький снежок Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать, Будем ручки согревать. (Дети топают ногами) Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.) Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей. (Прыгают на месте) | Выполняют физкульминутку. | Ф | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный метод (беседа) | Звучит страшная музыка, из-под стола появляется картинка Злючки-Грязучки. Ой, ребята, кто это? (это Злючка-Грязучка) Послушаем, что она хочет нам сказать? (запись слов Злючки из учебника, дети слушают) Опять она! Это из-за нее наш снежок становится черным! Это она осталась в фильтре. Она в дыме от заводов, в выхлопных газах автомобилей, в сточных водах с фабрик и заводов. Ребята, весной снег начнет таять и Злючка-Грязучка отправиться в путешествие. Она попадет в реки и моря. Как же нам победить Злючку? (ответы детей) Злючка услышала все это, испугалась и сбежала. Если мы так будем поступать всегда, то злючка-грязучка и близко не приблизиться к нашей планете. | Участвуют в беседе | Ф | Презентация, аудиозапись | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный метод | - Мы узнали, как заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю. А теперь попробуем сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку». Примерные вопросы учителя - Что любила Злючка-Грязючка? Как она путешествовала? Куда она попадала? Почему ребята решили начать с ней борьбу? Как ребята решили бороться с ней на заводах и фабриках? Как ребята победили Злючку-Грязючку на улицах города? Как поймали ее у реки? Как теперь стало вокруг? | Отвечают на вопросы и желающий ученик воспроизводит свой ответ. Таким образом получается связный рассказ-сказка. | И | Не используется | |
Включение в систему знания и повторения | Словесный метод | Давайте вернемся к учебной задаче нашего урока. -Что же загрязняет нашу планету? (заводы, фабрики, автомобили) -Какой опыт мы провели? -Что он показал? - Какой вывод сделали юные исследователи? (ответы детей) | Участвуют в беседе | Ф | | |
Рефлексия | Словесный метод (беседа) | Оцените теперь сами себя. Если вы считаете, что вы работали хорошо, вам было все понятно и легко, поднимите вверх белую снежинку, которая лежит у вас на парте, а если вам, было немножко трудно, с чем-то вы не справились, поднимите вверх черную снежинку, а если вы совсем ни с чем не справились и вам на уроке было все трудно и не понравилось, поднимите вверх Злючку-Грязучку. -А могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы! Урок окончен. | Анализируют и оценивают свою работу. | Ф | Не используется | |