СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению "Аленький цветочек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению "Аленький цветочек"»

Тема урока:С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Педагогическая цель

опираясь на знания и умения учащихся, создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы

Тип урока: решение частных задач

Планируемые результаты

(предметные)-научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности

Личностные результаты-осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Образовательные ресурсы: иллюстрации,карточки,учебник,раздаточный материал.

Ход урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной

деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Проверка готовности к уроку.

-Проверяют готовность к уроку.

II. Постановка цели и задач урока

Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материал

Прочитайте слова:

Лес, дочь, купец, золото, батюшка, цветочек, богатство, волшебница,

королевишна

-Назовите слова, которые запомнили.

-Скажите, сколько слов было записано на доске? (9)

-Из какого произведения взяты слова? Докажите.

-Сформулируйте тему урока.

Знакомство с творчеством С.Т.Аксакова и работа с произведением "Аленький цветочек"

- Предположите, чем будем заниматься на уроке?

- Кто написал сказку? (чтение детей об авторе)

-Для кого С.Т. Аксаков написал сказку?

-Внучка Сергея Тимофеевича очень любила сказки. Кто из вас любит сказки? Почему? (мудрые…)

Какая это сказка по типу? (литературная)

Формулируют тему и познавательную цель

Будем учиться

называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности

определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

III. Проверка домашнего задания

-Что вам было задано на дом?

Прочитать. Понять последовательность частей сказки.

- Составила план сказки, но когда распечатала и разрезала, перепутала части плана.

1. Жил-был купец, и было у него три дочери.

2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3. Нашел купец подарки для старших дочерей.

4. Встреча купца с чудищем лесным.

5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

6. Младшая дочь у чудища лесного.

7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8. Превращение чудища в принца.

Самостоятельно

IV. Применение знаний в новой ситуации

Характеристика героев

Работа в парах, в микро-группах

- Назовем главных героев. (Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Давайте дадим им характеристику.

1. Купец.

- найдем и прочитаем отрывок из сказки вслух.

“Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – любит своих дочерей, человек слова и верующий.)

показ картинки на доске

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское.

–Перед вами изображение этого персонажа

-Каким вы его представляете?

-Вспомните и найдите в тексте, как автор описывает в сказке зверя лесного.

-Прочитайте описание зверя лесного.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.

Расскажите, вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)

- А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой.

-А как вы думаете в жизни так может произойти?

3.Три сестры

- Расскажите, дает ли автор описание характера сестер? Нет

-Объясните, как же мы можем судить об их душевных качествах?

(По поступкам)

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру.

Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца. Недобрая, завистливая.

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась

- А младшая дочь? Какая она? (Добрая, ласковая, приветливая.)

- В каком поступке это проявилось?

- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему?

Физминутка

Осуществляют профилактику утомления

Работа в группах

-В сказке «Аленький цветочек» автор использовал много чисел. Несмотря на то, что сейчас урок литературного чтения, мы вспомним, чему научились на уроке математики.

Ответьте на вопросы и сосчитайте сумму чисел.

-Сколько у вас получилось?

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

-Какова главная мысль произведения?

-Чему научила вас сказка!

характеризуйте героев произведения. Какие они?

-А теперь ответьте самостоятельно на вопросы и выразите свои мысли.

-Какое задание было для вас самым интересным?

-Кого хотели бы похвалить за работу на уроке?

-Закончите предложение: «Любовь – это………»

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание. Прочитать сказку и нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Материал к уроку:

Жил-был купец, и было у него три дочери.



--------------------------------------------------------------------------------



Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.



--------------------------------------------------------------------------------



Нашел купец подарки для старших дочерей.



--------------------------------------------------------------------------------



Встреча купца с чудищем лесным.



--------------------------------------------------------------------------------



Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.



--------------------------------------------------------------------------------

Младшая дочь у чудища лесного.



--------------------------------------------------------------------------------



Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.



--------------------------------------------------------------------------------



Превращение чудища в принца.



-------------------------------------------------------------------------------

Жил-был купец, и было у него три дочери.



--------------------------------------------------------------------------------



Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.



--------------------------------------------------------------------------------



Нашел купец подарки для старших дочерей.



--------------------------------------------------------------------------------



Встреча купца с чудищем лесным.



--------------------------------------------------------------------------------



Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.



--------------------------------------------------------------------------------



Младшая дочь у чудища лесного.



--------------------------------------------------------------------------------



Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.



--------------------------------------------------------------------------------



Превращение чудища в принца.



Жил-был купец, и было у него три дочери.



--------------------------------------------------------------------------------



Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.



--------------------------------------------------------------------------------



Нашел купец подарки для старших дочерей.



--------------------------------------------------------------------------------



Встреча купца с чудищем лесным.



--------------------------------------------------------------------------------



Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.



--------------------------------------------------------------------------------



Младшая дочь у чудища лесного.



--------------------------------------------------------------------------------



Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.



--------------------------------------------------------------------------------



Превращение чудища в принца.



-------------------------------------------------------------------------------





лес купец золото батюшка цветочек

богатство волшебница

королевишна

Жил-был купец, и было у него три дочери.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Нашел купец подарки для старших дочерей.

Встреча купца с чудищем лесным.

Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

Младшая дочь у чудища лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

Превращение чудища в принца.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!