Тема урока:С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Педагогическая цель
опираясь на знания и умения учащихся, создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы
Тип урока: решение частных задач
Планируемые результаты
(предметные)-научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности
Личностные результаты-осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Образовательные ресурсы: иллюстрации,карточки,учебник,раздаточный материал.
Ход урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивирование к учебной
деятельности.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
Проверка готовности к уроку.
-Проверяют готовность к уроку.
II. Постановка цели и задач урока
Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материал
Прочитайте слова:
Лес, дочь, купец, золото, батюшка, цветочек, богатство, волшебница,
королевишна
-Назовите слова, которые запомнили.
-Скажите, сколько слов было записано на доске? (9)
-Из какого произведения взяты слова? Докажите.
-Сформулируйте тему урока.
Знакомство с творчеством С.Т.Аксакова и работа с произведением "Аленький цветочек"
- Предположите, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку? (чтение детей об авторе)
-Для кого С.Т. Аксаков написал сказку?
-Внучка Сергея Тимофеевича очень любила сказки. Кто из вас любит сказки? Почему? (мудрые…)
Какая это сказка по типу? (литературная)
Формулируют тему и познавательную цель
Будем учиться
называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности
определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
III. Проверка домашнего задания
-Что вам было задано на дом?
Прочитать. Понять последовательность частей сказки.
- Составила план сказки, но когда распечатала и разрезала, перепутала части плана.
1. Жил-был купец, и было у него три дочери.
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
3. Нашел купец подарки для старших дочерей.
4. Встреча купца с чудищем лесным.
5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
6. Младшая дочь у чудища лесного.
7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
8. Превращение чудища в принца.
Самостоятельно
IV. Применение знаний в новой ситуации
Характеристика героев
Работа в парах, в микро-группах
- Назовем главных героев. (Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)
- Давайте дадим им характеристику.
1. Купец.
- найдем и прочитаем отрывок из сказки вслух.
“Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.
- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?
(Купец – любит своих дочерей, человек слова и верующий.)
показ картинки на доске
2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское.
–Перед вами изображение этого персонажа
-Каким вы его представляете?
-Вспомните и найдите в тексте, как автор описывает в сказке зверя лесного.
-Прочитайте описание зверя лесного.
- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.
Расскажите, вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)
- А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой.
-А как вы думаете в жизни так может произойти?
3.Три сестры
- Расскажите, дает ли автор описание характера сестер? Нет
-Объясните, как же мы можем судить об их душевных качествах?
(По поступкам)
-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру.
Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца. Недобрая, завистливая.
Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась
- А младшая дочь? Какая она? (Добрая, ласковая, приветливая.)
- В каком поступке это проявилось?
- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему?
Физминутка
Осуществляют профилактику утомления
Работа в группах
-В сказке «Аленький цветочек» автор использовал много чисел. Несмотря на то, что сейчас урок литературного чтения, мы вспомним, чему научились на уроке математики.
Ответьте на вопросы и сосчитайте сумму чисел.
-Сколько у вас получилось?
V. Рефлексия учебной деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
-Какова главная мысль произведения?
-Чему научила вас сказка!
-Охарактеризуйте героев произведения. Какие они?
-А теперь ответьте самостоятельно на вопросы и выразите свои мысли.
-Какое задание было для вас самым интересным?
-Кого хотели бы похвалить за работу на уроке?
-Закончите предложение: «Любовь – это………»
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние.
Домашнее задание. Прочитать сказку и нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
Материал к уроку:
Жил-был купец, и было у него три дочери.
--------------------------------------------------------------------------------
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
--------------------------------------------------------------------------------
Нашел купец подарки для старших дочерей.
--------------------------------------------------------------------------------
Встреча купца с чудищем лесным.
--------------------------------------------------------------------------------
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
--------------------------------------------------------------------------------
Младшая дочь у чудища лесного.
--------------------------------------------------------------------------------
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
--------------------------------------------------------------------------------
Превращение чудища в принца.
-------------------------------------------------------------------------------
Жил-был купец, и было у него три дочери.
--------------------------------------------------------------------------------
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
--------------------------------------------------------------------------------
Нашел купец подарки для старших дочерей.
--------------------------------------------------------------------------------
Встреча купца с чудищем лесным.
--------------------------------------------------------------------------------
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
--------------------------------------------------------------------------------
Младшая дочь у чудища лесного.
--------------------------------------------------------------------------------
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
--------------------------------------------------------------------------------
Превращение чудища в принца.
Жил-был купец, и было у него три дочери.
--------------------------------------------------------------------------------
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
--------------------------------------------------------------------------------
Нашел купец подарки для старших дочерей.
--------------------------------------------------------------------------------
Встреча купца с чудищем лесным.
--------------------------------------------------------------------------------
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
--------------------------------------------------------------------------------
Младшая дочь у чудища лесного.
--------------------------------------------------------------------------------
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
--------------------------------------------------------------------------------
Превращение чудища в принца.
-------------------------------------------------------------------------------
лес купец золото батюшка цветочек
богатство волшебница
королевишна
Жил-был купец, и было у него три дочери.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Нашел купец подарки для старших дочерей.
Встреча купца с чудищем лесным.
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
Превращение чудища в принца.