Организационный Мотивация к учебной деятельности | Организует учащихся на работу. - Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке, Учебник, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»! -Думаю, что этот урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Проводит пальчиковую гимнастику | Осуществляют самооценку готовности к уроку, правильность посадки. Выполняют пальчиковую гимнастику | Регулятивные: умение самостоятельно организовать свое рабочее место, развитие мотивов учебной деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция | |
Чистописание | -Рассмотрите соединения букв для минутки чистописания (рдц, стн, вст, лнц, здн, ств). Прочитайте их. Запишите в тетрадь. Проверьте Прочитайте слова (сердце, лестница, солнце, праздник) Запишите. Проверьте | Соотносят выполненное задания с образцом, предложенным учителем | Личностные: сопоставление с эталоном, развитие каллиграфического навыка письма Регулятивные: контроль, оценка, коррекция | |
Актуализация знаний Создание проблемной ситуации Формулирование темы урока | - Прочитайте слова, как они пишутся -Прочитайте слова, как они произносятся - Что вас удивило, что интересного заметили? -Сосчитайте звуки и буквы в этих словах. -Что заметили? -Какая буква обозначает звук, который не произносится? -Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке -А почему эту букву надо писать? -Какой же у нас возникает вопрос? -Сформулируйте тему нашего урока. -Какова цель нашего урока? (-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными) Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, с. 125) -Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными | Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации), буквы пишутся, но не все звуки произносятся (осознание противоречия) Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему и цель урока самостоятельно или с помощью учителя Читают текст учебника про себя и вслух | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы Познавательные: Умение отвечать на простые и сложные вопросы Коммуникативные: умение выражать мысли Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике и в сообщении учителя | |
Основной этап урока | 1.Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные. -Таких слов в русском языке достаточно много. Их лучше всего запомнить, как словарные (на доске карточки с напечатанными словами с непроизносимыми согласными) 2.Выделение сочетаний, в которых они бывают - В каких сочетаниях встретились непроизносимые согласные? Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника -Почему упражнение сопровождается условным обозначением «сравниваем»? -Какие проверочные слова надо подбирать для слов с непроизносимыми согласными? 3.Составление правила проверки (самостоятельно) Физкультминутка 4.Уточнение вывода учащихся при чтении сообщения профессора Самоварова (учебник, с.126) Алгоритм проверки: 1.Есть ли [cн], [зн] в слове? 2.а) Если нет – в слове нет непроизносимого согласного, проверять нечего б) Если есть – подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо 3. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное 5. Введение случаев « ложных сочетаний» -Как вы думаете, обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный? Показывает образец проверки слов: Опасный (каков?) опасен, вкусный (каков?) вкусен 6. Тренировка – проверка вариантов написания слов, связанных с изученным правилом. Упр. 191 Словарная работа -Какие словарные слова содержат изученную на уроке орфограмму? (Слова в рубрике «Твой словарик» здравствуй, праздник, лестница) -Можно ли проверить эти слова? Где? -Запишите эти слова в свои словарики, выделите орфограмму, запомните. -Проверьте работу у соседа по парте -Составьте с новыми словарными словами предложения Самостоятельная работа Деление на слоги для переноса. Упр.189 -Проверьте правильность выполнения задания (образец на доске) | Работа в парах. Сравнивают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными (первая группа слов); находят проверочные слова (из второй группы) и записывают слова-родственники парами. Выводят самостоятельно правило проверки слов с непроизносимыми согласными Сравнивают свои предположения с текстом учебника Проговаривают в громкой речи, активизируют словарный запас, вводят новые слова в активный словарь Самостоятельно подбирают проверочные слова к словам опас.ный, вкус.ный Записывают слова с комментариями Записывают проверочные слова и для слов с непроизносимыми согласными, и для слов, где непроизносимых согласных нет Находят слова в рубрике «Твой словарик» Работают с Толковым словарем записывают в словарики, выделяют зеленым цветом непроизносимые согласные Проверяют работу в паре друг у друга Составляют предложения с изученными словами Упражняются в делении слов с непроизносимыми согласными для переноса Проверяют работу по образцу | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности Коммуникативные: умение выражать мысли, сотрудничество, разрешение конфликтов Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Метапредметные: умение находить ответ на заданный вопрос в материалах учебника Коммуникативные: умение выражать мысли Регулятивные: прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем Познавательные: умение находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях Коммуникативные: сотрудничество Регулятивные: Контроль, оценка и коррекция Коммуникативные: умение выражать мысли, строить свое высказывание Познавательные: умение применить полученные знания Регулятивные: контроль и оценка | |