I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деяте-льность на лично-стно-значимом уровне. | Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы «С чего начинается Родина» М. Матусовского, В.Баснера | Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы «С чего начинается Родина» М. Матусовского, В.Баснера | Песня «С чего начинается Родина» М.Матусовского, В.Баснера Репродукции картин А.М.Васнецов «Родина», И.И.Шишкин «Рожь» | выражать первоначальное понимание сущности духовного развития | анализировать, сравнивать информацию ,с помощью учителя, оценивать |
III.Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. IV.«Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познако-мить с происхождением слов Родина, Отечество. V.Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о понятии «малая родина» | - Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Что вы знаете о стране, в которой мы живём? - Кто является нашим президентом? -Какие отличительные знаки у нашего государства? Мы живём в замечательной стране – России. Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании? - Почему мы считаем Россию своей Родиной? - Слово «Родина» происходит от слова «род». Какие родственные слова можно подобрать к этому слову? - Как ещё можно назвать страну, где ты родился? - От какого слова происходит слово «Отечество»? -Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, страну, в которой мы сейчас живём. Россия - необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км. На её территории проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России. - Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? - Как вы объясните понятие «малая родина»? - Малая родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. -Это стихотворение написала жительница нашего посёлка Татьяна Калинина. -Ребята, а вы из строчек услышали, что речь идёт действительно о нашем Курорте, а не о другом -А как давно появился наш курорт, кто его основатель? | Самостоятельная формулировка учащимися темы урока Беседа. Работа с учебником с.8 Работа в парах. Чтение в рамочке. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Комментированное чтение, выборочный пересказ текста Разгадывают ребус. Диана читает стихотворение о Курорте. Беседа. Настя рассказывает об истории возникновения курорта | Президент и государственные символы. Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине. -Родина - мать, умей за нее постоять -Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. -На чужой сторонушке рад своей воронушке. -Человек без Родины - соловей без песни. Сам. работа с.10 №3, 4 Сам. Работа с.11№5 Работа с учебником с.6 В своём Зауралье, в болотном краю, У озера синего песню пою, Раскинулось озеро - не обойти, Другого такого нигде не найти. Здесь лечатся люди в грязи и рапе И громкую славу возносят воде, Сирень и берёзы, в аллеях покой, И яблони запах солёный такой! Здесь звёзды смеются, и манит луна Послушать ночами в кустах соловья, Курортом зовётся деревня моя, Зову – приезжайте лечиться сюда Бело - голубые воды огромного солёного озера, туманы над островами, прохлада аллеек, - это и есть наш Курорт «Озеро Медвежье». В 180 км от Кургана и в 20 км от Петухово находится наш посёлок Курорт «Озеро Медвежье». Он расположен на берегу озера «Медвежье». Озеро имеет овальную форму. Шесть полуостровов делят озеро на две неравные части. Глубина озера – от 80 см до 1м. С 1844 года здесь добывали соль. Основателем нашего посёлка считают Альфреда Яковлевича Юрцина. Он смекнул, что на лечебных свойствах рапы и грязи можно иметь выгоду. В 1914 году он построил на берегу озера два домика и открыл ванное заведение. С 192… года курорт стал государственной здравницей. До 1934 года курорт работал только в летнее время. | распознавать российскую государственную символику, уважение российской государственности раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона | ориентироваться в понятиях применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; воспроизводить прослушанную (прочитан-ную) информацию воспроизводить прослушанную (прочитан-ную) информацию |
VI.Самостоятельная работа Цель. Проверить умения и самоконтроль усвоения знаний. | -А сейчас отправимся в «Научную лабораторию». -Исследования сегодня будут проводить Ваня, Люба и Настя -Считают, что озеро «Медвежье» по своему происхождению является остатками древнего моря. (рисунок озера) -Но в нашем озере соли намного больше. В морской воде в 1 литре воды помещается 35г соли, а в нашем озере в 1 литре воды помещается 230г соли. -Вода от соли настолько тяжёлая, что удерживает любого человека. -Поэтому в озере нет растительности и животных. Есть только рачки. | Небольшое исследование в «Научной лаборатории» | Столик для исследований, 2 литровые банки с водой, мерники с солью: 35г, 230г, венчик для размешивания соли, сырое яйцо, банка с рапой Проводят опыт: размешивают соль в воде, погружают сырое яйцо в обе банки. Показать банку с рапой, и опустить яйцо в рапу. | первоначальный опыт поисковой, деятельности по изучению исторического и культурного наследия в своей местности, оформление и представление её результатов | выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы |
VII.Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изучен-ного материа-ла. | -Почему озеро так называется, точно никто сказать не может, хотя существует несколько легенд. -Кто-то говорит, что озеро имеет форму медведя с высоты птичьего полёта, другие утверждают, что рядом с озером была медвежья берлога. -А вот какую легенду расскажет нам Кирилл | Кирилл рассказывает легенду о названии озера | Жил – был старый хромой да ко всем несчастьям еще и израненный медведь. Решил он, чтобы больше не мучиться, покончить счеты с жизнью. Вышел медведь из дремучего леса, увидел озеро и залез в него. Но как не старался зверь утонуть, озеро упорно выталкивало огромное тело на поверхность. Три дня и три ночи промучился медведь, пытался погрузиться на дно. Наконец, он покинул озеро, но странное дело: раны у зверя затянулись, а хромату как рукой сняло. | Рассказывать о культурных и природных достопримечательностях своего региона ; | воспроизводить прослушанную (прочитан-ную) информацию |
| -Журнал«Смена» совместно с Министерством культуры организовал проект «Семь чудес России» с тем, чтобы выбрать уникальный край или место, заповедную- территорию или явление природы. -Приятно было узнать, что седьмым чудом России жюри назвало озеро Медвежье Петуховского района - нашу малую Родину. | Алёна и Вика попытались изобразить символ нашего курорта и сейчас слово им. | Рисунок медведя -Мы изобразили медведя, так как в честь него названо наше озеро и наш посёлок. Зелёный цвет изображает красоту наших аллеек. Синий цвет мира говорит о том, что наше озеро красиво в любое время года. Голубой фон вселяет в нас веру в хорошее будущее. Жёлтый цвет солнца даёт нам силу и богатство. | Рассказывать о культурных и природных достопримечательностях своего региона | воспроизводить прослушанную (прочитан-ную) информацию |
VIII.Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учеб-ной деятель-ности самооценка результатов деятельности своей и одноклассников IX. Д/з. | - Что нового узнали на уроке? -Встаньте те, кто считает курорт малой родиной. - А почему вы считаете курорт малой родиной? - Какое задание было самым интересным и почему? - Какое задание показалось трудным? Смогли ли вы с ним справиться? -Оцените, пожалуйста, каждый свою работу на данном уроке с помощью цветовых сигналов. Домашнее задание: а) прочитать текст на стр. 6 – 10; б) выполнить задания № 1, 2, 6 к этому тексту Задание для любознательных учеников: г) прочитать дополнительный материал на стр. 12 – 16 | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам Записывают дом. зад. | Домашнее задание: а) прочитать текст на стр. 6 – 10; б) выполнить задания № 1, 2, 6 к этому тексту Задание для любознательных учеников: г) прочитать дополнительный материал на стр. 12 – 16 | | делать выводы |