СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по внеурочному занятию на тему "Сударыня - Масленица"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке формируются знания о русской культуре, обрядовым народным праздникам, обычаям и традициям празднования Масленицы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по внеурочному занятию на тему "Сударыня - Масленица"»

Внеурочное занятие

Социальное направление


Название: «Сударыня - Масленица»

Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Познавательные: Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций; стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

РегулятивныеСпособствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

Коммуникативные: Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе; обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению.

Личностные: Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Росии; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска.

Место проведения: Классный кабинет.

Количество учащихся: 36 человек.

Класс: 2 «Б»








Ход урока


Этап занятия

Содержание

Оборудование

1.Вводная часть

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и интересного. А прежде послушайте стихи о ней.


1 ученик: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

2 ученик: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

3 ученик: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

4 ученик: Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.



2.Основная часть

- Почему  праздник называется Масленица? (Потому что в этот праздник нужно печь блины)

- Почему именно блин символ Масленицы?

- Из чего делают блины и с чем их едят?

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.


-Ребята, каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов, а вот каких, мы сейчас узнаем из рассказов ваших одноклассников.


История проведения Масленицы (задание по группам):


-( Читает первая группа)

1 день: Понедельник – Встреча.

В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни.

-(Читает вторая группа)

2 день: Вторник – Заигрыш.

Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых. Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

-(Читает третья группа)

3 день: Среда – Лакомка.

На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

-(Читает четвёртая группа)

4 день: Четверг – Разгуляй.

В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.



- (Читает пятая группа)

5 день: Пятница – Тёщины вечери.

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

- (Читает шестая группа)

6 день: Суббота – Золовкины посиделки.

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

- (Читает седьмая группа)

7 день: воскресенье – Прощённое воскресенье.

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание  чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.



Просмотр видео.



Пословицы и поговорки о масленице:



1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

2. Зять на двор, пирог на стол.

3. «Без блина не Масленица»

4. «Блин не клин – брюхо не расколет»

5. Масленица - объедуха, деньги приберуха.

6. «Не житьё, а Масленица!»

7. «На горах покататься, в блинах поваляться»

8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»



Рецепт блинов (задание по группам):



Молоко, яйца, перец, соль, квас, гречневая каша, мука, масло сливочное, сахар, овсянка (выбрать необходимые ингредиенты).



Загадки:



Белый Тихон с неба спихан.

Где пробегает - ковер расстилает. (Снег.)



Чист и ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает. (Лёд).



У наших у ворот

Рассыпался горох.

Ни лопатой не сгрести,

Ни метелкой не смести. (Звезды на небе.)



Выше леса, краше света,

Без огня горит. (Солнце.)



Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)



Что вверх корнем растет? (Сосулька.)



Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин.)



Всю зиму лежал,

А весной в реку убежал. (Снег.)

Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

3.Заключительная часть

-Детям выдают разные картинки, их задача выбрать те, которые относятся к масленице (работа в группах)

Распечатанные картинки.

4.Рефлексия

-Каждому выдаётся круг из бумаги (блинчик), дети должны его разукрасит в зависимости от настроения после урока (яркие цвета – всё было хорошо, бледные – всё было нормально, тёмные – всё было плохо).

Круги из бумаги, цветные карандаши.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!