Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира
проведенного в 4-х классах
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Роговастовой Мариной Викторовной
Биробиджан
2023
Тема урока: Родной край — часть большой страны
Класс: 4
Цель: Расширить знания о поверхности Еврейской автономной области.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, карточки с планом.
Материалы для учителя: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, презентация Power Point.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
ИКТ
сопровождения
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.
- Здравствуйте.
Я рада вас видеть! Хорошего вам настроения!
-С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока?
Определяют собственные мотивы учебной деятельности.
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
2. Этап актуализации пробного действия;
Подводит учащихся к составлению плана действий на уроке.
-Звучит запись песни «Песня о Биробиджане».
- Почему сегодня наш урок начался так необычно?
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
-Какой новый раздел вы начали изучать на прошлом уроке?
Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об Отчем крае, ведь чем больше мы узнаем о нём, тем больше любим его и гордимся им.
- Как называется наша область?
- Почему она называется Еврейская автономная область?
Рассуждают, планируют свои действия.
- Слушают песню
- Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.
-Родной край -часть большой страны.
Слушают учителя.
Биробиджан – это столица Еврейской Автономной области. Свое летоисчисление он ведет с тысяча девятьсот двенадцатого года, когда по решению царского правительства началось заселение железнодорожной полосы Амурской железной дороги. На карте появились новые населенные пункты, в том числе и маленький полустанок «Тихонькая». Название селению было дано по существовавшей на этом месте заимки – сопка Тихонькая. Название города в переводе с эвенкийского обозначает «постоянное стойбище у реки». Биробиджан, в отличие от большинства других российских городов, не является древним поселением. Земля, на которой стояло поселение, была богато полезными ископаемыми. Однако из-за низкой плотности населения заниматься их добычей было некому.
Возник как посёлок при станции Тихонькая (открыта в 1915 г.), который в 1928 г. преобразован в рабочий посёлок Тихонькая - Станция. В 1932 году переименован в Биробиджан по названию местности: так называли пространство между реками Бира (эвенкийское «бира» - «река») и Биджан (эвенкийское «биджен» - «постоянное стойбище»).
Официальной датой рождения Биробиджана считается 1932 год, когда решением Президиума ВЦИК рабочий поселок был преобразован в город. Однако история города началась гораздо раньше. В 1928 году первые еврейские переселенцы прибыли на маленькую и незаметную станцию Тихонькая, что бы поселиться здесь на веки. С тех пор прошло более 89 лет. Биробиджан разросся, стал административным, экономическим, культурным центром самостоятельного субъекта Российской Федерации – Еврейской Автономной Области.
Герб города Биробиджан. На фоне меноры – символа еврейского народа, зеленым цветом изображена сопка с телевизионной башней. У ее подножия протекает река Бира.
В нашем чудесном городе много достопримечательностей: Памятник В.И. Ленину открыт в 1978 году. Расположен он на площади Ленина. Является памятником монументального искусства и объектом культурного наследия регионального значения. Благовещенский кафедральный собор - первый каменный храм, произведенный в столице еврейской автономной области – городе Биробиджане в начале XXI столетия и один из самых красивых православных храмов Дальневосточного региона. Универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема – научная библиотека названа в честь Шолом-Алейхема, еврейского драматурга, который одинаково хорошо писал на русском языке, иврите и идише.
Памятник танку ИС-3 – танк ИС -3 возведен на постамент в честь 63 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Своим грозным видом он напоминает, что в сентябре 1941 года на станции Биробиджана была сформирована 60-я танковая бригада. Танк, установленный в сквере, никогда не участвовал в боевых сражениях. Он был собран в 1944 году, назван в честь Иосифа Сталина и получил приставку три по номеру серийной модели. В то время как его собратья, выпущенные раньше, защищали просторы родины, ИС-3 ждал своей славы в тылу.
Сказать можно только одно – мало просто любить свой город, нужно внести свой вклад в его процветание и развитие, при этом сохраняя его природную красоту. От каждого из нас зависит в каком городе будут жить наши дети и внуки, станет ли для них Биробиджан родным и любимым городом!
Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
3. Этап выявления места и причины затруднения;
-К нам в гости приехал иностранец.
-Давайте расскажем гостю о нашем родном крае.
- Мы будем не просто рассказывать, а создавать свой родной край.
- Обратите внимание на план, по которому мы будем работать.
1) Название;
2) Положение на карте;
3) Особенности природы;
4) Особенности экономики;
5) Экологические проблемы;
6) Охрана окружающей среды;
-Знакомятся с гостям.
- Слушают учителя.
- Знакомятся с планом.
К: Готовность слушать учителя и вести диалог.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения;
-Итак, такое название нашего края?
Прикрепим наш первый кусочек края.
- Ребята покажете нашему гостю, где находиться наш край на карте?
Прикрепим второй кусочек нашего края.
-Еврейская автономная область.
-Показывают положение на карте. Распологается субъект Российской Федерации на юге Русского Дальнего Востока Еврейская автономная область.
П: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Карта Еврейской автономной области
5.Этап реализации построенного проекта;
Физминутка
-Ребята а сейчас я предлагаю нам и нашему гостью, посмотреть видеоролик о особенностях природы нашего родного края.
- Так такие же особенности природы в нашей Еврейской автономной области?
- Молодцы
Прикрепим третий кусочек.
-Смотрят видеоролик о особенностях природы родного края.
-Реки, овраги, степи, леса, рощи, балки и т.д.
К: Готовность слушать учителя и вести диалог.
Видеоролик «Особенности природы Еврейской автономной области»
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
- Предлагаю вам познакомится со статьёй. Особенности экономики Еврейской автономной области.
- Итак, с какими особенностями вы познакомились?
- Умнички
- Прикрепим четвертый кусочек нашего края.
- Знакомят гостя с особенностями экономики родного края.
- Занимают такие виды экономической деятельности как транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства.
-В промышленное производство области включены виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
-Производство пищевых продуктов ориентировано на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. В области создана сеть малых и средних предприятий по переработке местной сельскохозяйственной продукции, выпуску продуктов питания. Они производят колбасы и другие мясные продукты, хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия, молочную, рыбную продукцию.
Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
- Ребята предлагаю рассказать нашему гостю о экологических проблемах нашего края.
-Назовите экологические проблемы?
- Ребята откройте стр. 139, давайте прочитаем о поверхности нашего края.
- Как вы считаете является овраги экологической проблемой нашего края?
-Почему
- Давайте прикрепим пятый кусочек нашего края.
- Знакомятся с 5 пунктом плана.
-Называют экологические проблемы.
- Загрязнения рек, загрязнения почвы, образование оврагов, загрязнения воздуха и т.д.
- Открывают учебники, и читают о поверхности нашего края.
- Да
-Отвечают на вопросы учителя.
П: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
8. Этап включения в систему знаний и повторения;
- Итак, давайте расскажем нашему гостю об охране окружающей среды.
- Как вы думаете как охраняется наша окружающая среда?
- Предлагаю вам прочесть на стр. 140, надо ли охранять…поверхность?
- Ребята как же остановить образования оврага?
- Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?
Прикрепим шестой кусочек.
-Знакомят гостя с охраной окружающей среды.
- Отвечают на вопрос учителя
- Читают текст из учебника, надо ли охранять…поверхность?
- Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву.
- Школьники могут участвовать в охране поверхности своего края.
К: Готовность слушать собеседника и вести диалог.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Ребята посмотрите какой замечательный родной край у нас получился.
-Давайте повторим для нашего гостя все о нашем родном крае?
Если вам понравился урок, то нарисуйте на листочке улыбку, если было сложно, то нарисуйте на листочке грустную улыбку.
Смотрят на доску
- Повторяем все что было сказано на уроке.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.