СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Родной край - часть большой страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Родной край - часть большой страны"»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

проведенного в 4-х классах

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Роговастовой Мариной Викторовной












Биробиджан

2023

Тема урока: Родной край — часть большой страны

Класс: 4

Цель: Расширить знания о поверхности Еврейской автономной области.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, карточки с планом.

Материалы для учителя: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, презентация Power Point.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

ИКТ

сопровождения

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.


- Здравствуйте.

Я рада вас видеть! Хорошего вам настроения!

-С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока?


Определяют собственные мотивы учебной деятельности.



Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.







2. Этап актуализации пробного действия;


Подводит учащихся к составлению плана действий на уроке.

-Звучит запись песни «Песня о Биробиджане».

- Почему сегодня наш урок начался так необычно?

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

-Какой новый раздел вы начали изучать на прошлом уроке?

Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об Отчем крае, ведь чем больше мы узнаем о нём, тем больше любим его и гордимся им.

- Как называется наша область?

- Почему она называется Еврейская автономная область?


Рассуждают, планируют свои действия.


- Слушают песню

- Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.

-Родной край -часть большой страны.


Слушают учителя.


Биробиджан – это столица Еврейской Автономной области. Свое летоисчисление он ведет с тысяча девятьсот двенадцатого года, когда по решению царского правительства началось заселение железнодорожной полосы Амурской железной дороги. На карте появились новые населенные пункты, в том числе и маленький полустанок «Тихонькая». Название селению было дано по существовавшей на этом месте заимки – сопка Тихонькая. Название города в переводе с эвенкийского обозначает «постоянное стойбище у реки». Биробиджан, в отличие от большинства других российских городов, не является древним поселением. Земля, на которой стояло поселение, была богато полезными ископаемыми. Однако из-за низкой плотности населения заниматься их добычей было некому.

Возник как посёлок при станции Тихонькая (открыта в 1915 г.), который в 1928 г. преобразован в рабочий посёлок Тихонькая - Станция. В 1932 году переименован в Биробиджан по названию местности: так называли пространство между реками Бира (эвенкийское «бира» - «река») и Биджан (эвенкийское «биджен» - «постоянное стойбище»).

Официальной датой рождения Биробиджана считается 1932 год, когда решением Президиума ВЦИК рабочий поселок был преобразован в город. Однако история города началась гораздо раньше. В 1928 году первые еврейские переселенцы прибыли на маленькую и незаметную станцию Тихонькая, что бы поселиться здесь на веки. С тех пор прошло более 89 лет. Биробиджан разросся, стал административным, экономическим, культурным центром самостоятельного субъекта Российской Федерации – Еврейской Автономной Области.

Герб города Биробиджан. На фоне меноры – символа еврейского народа, зеленым цветом изображена сопка с телевизионной башней. У ее подножия протекает река Бира.

В нашем чудесном городе много достопримечательностей: Памятник В.И. Ленину открыт в 1978 году. Расположен он на площади Ленина. Является памятником монументального искусства и объектом культурного наследия регионального значения. Благовещенский кафедральный собор - первый каменный храм, произведенный в столице еврейской автономной области – городе Биробиджане в начале XXI столетия и один из самых красивых православных храмов Дальневосточного региона. Универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема – научная библиотека названа в честь Шолом-Алейхема, еврейского драматурга, который одинаково хорошо писал на русском языке, иврите и идише.

Памятник танку ИС-3 – танк ИС -3 возведен на постамент в честь 63 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Своим грозным видом он напоминает, что в сентябре 1941 года на станции Биробиджана была сформирована 60-я танковая бригада. Танк, установленный в сквере, никогда не участвовал в боевых сражениях. Он был собран в 1944 году, назван в честь Иосифа Сталина и получил приставку три по номеру серийной модели. В то время как его собратья, выпущенные раньше, защищали просторы родины, ИС-3 ждал своей славы в тылу.

Сказать можно только одно – мало просто любить свой город, нужно внести свой вклад в его процветание и развитие, при этом сохраняя его природную красоту. От каждого из нас зависит в каком городе будут жить наши дети и внуки, станет ли для них Биробиджан родным и любимым городом!

Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.



Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3. Этап выявления места и причины затруднения;


-К нам в гости приехал иностранец.

-Давайте расскажем гостю о нашем родном крае.

- Мы будем не просто рассказывать, а создавать свой родной край.

- Обратите внимание на план, по которому мы будем работать.

1) Название;

2) Положение на карте;

3) Особенности природы;

4) Особенности экономики;

5) Экологические проблемы;

6) Охрана окружающей среды;

-Знакомятся с гостям.

- Слушают учителя.


- Знакомятся с планом.


К: Готовность слушать учителя и вести диалог.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения;

-Итак, такое название нашего края?

Прикрепим наш первый кусочек края.

- Ребята покажете нашему гостю, где находиться наш край на карте?

Прикрепим второй кусочек нашего края.

-Еврейская автономная область.


-Показывают положение на карте. Распологается субъект Российской Федерации на юге Русского Дальнего Востока Еврейская автономная область.


П: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Карта Еврейской автономной области


5.Этап реализации построенного проекта;


Физминутка

-Ребята а сейчас я предлагаю нам и нашему гостью, посмотреть видеоролик о особенностях природы нашего родного края.

- Так такие же особенности природы в нашей Еврейской автономной области?

- Молодцы

Прикрепим третий кусочек.


-Смотрят видеоролик о особенностях природы родного края.

-Реки, овраги, степи, леса, рощи, балки и т.д.



К: Готовность слушать учителя и вести диалог.



Видеоролик «Особенности природы Еврейской автономной области»


6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;

- Предлагаю вам познакомится со статьёй. Особенности экономики Еврейской автономной области.

- Итак, с какими особенностями вы познакомились?

- Умнички

- Прикрепим четвертый кусочек нашего края.

- Знакомят гостя с особенностями экономики родного края.


- Занимают такие виды экономической деятельности как транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства.

-В промышленное производство области включены виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

-Производство пищевых продуктов ориентировано на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. В области создана сеть малых и средних предприятий по переработке местной сельскохозяйственной продукции, выпуску продуктов питания. Они производят колбасы и другие мясные продукты, хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия, молочную, рыбную продукцию.


Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;

- Ребята предлагаю рассказать нашему гостю о экологических проблемах нашего края.

-Назовите экологические проблемы?

- Ребята откройте стр. 139, давайте прочитаем о поверхности нашего края.

- Как вы считаете является овраги экологической проблемой нашего края?

-Почему

- Давайте прикрепим пятый кусочек нашего края.

- Знакомятся с 5 пунктом плана.


-Называют экологические проблемы.

- Загрязнения рек, загрязнения почвы, образование оврагов, загрязнения воздуха и т.д.

- Открывают учебники, и читают о поверхности нашего края.

- Да

-Отвечают на вопросы учителя.

П: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.



8. Этап включения в систему знаний и повторения;

- Итак, давайте расскажем нашему гостю об охране окружающей среды.

- Как вы думаете как охраняется наша окружающая среда?

- Предлагаю вам прочесть на стр. 140, надо ли охранять…поверхность?

- Ребята как же остановить образования оврага?


- Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Прикрепим шестой кусочек.

-Знакомят гостя с охраной окружающей среды.


- Отвечают на вопрос учителя


- Читают текст из учебника, надо ли охранять…поверхность?


- Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву.

- Школьники могут участвовать в охране поверхности своего края.

К: Готовность слушать собеседника и вести диалог.





9. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята посмотрите какой замечательный родной край у нас получился.

-Давайте повторим для нашего гостя все о нашем родном крае?

Если вам понравился урок, то нарисуйте на листочке улыбку, если было сложно, то нарисуйте на листочке грустную улыбку.

Смотрят на доску


- Повторяем все что было сказано на уроке.

Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!