СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта: урок проверки знаний "Россия в конце ХХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока проверки знаний для студентов 1 курса СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и облуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (с присвоением квалификации специалиста среднего звена – техник). Тема занятия: "РФ в конце 1980-2000 гг"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта: урок проверки знаний "Россия в конце ХХ века"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

История (базовый уровень) 1 курс СПО

Специальность / профессия

13.02.11 Техническая эксплуатация и облуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)(с присвоением квалификации специалиста среднего звена – техник)


Тема занятия

РФ в 1980--2000 гг.

Тема 4.4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)

Тема 5.1. Становление новой России (1992–1999 гг.)

Содержание темы

«Перестройка» в социально-экономической сфере СССР. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Политика

«перестройки» – курс на ускорение экономического развития страны и «обновление социализма». Провозглашение основных направлений политики «перестройки» на XXVII съезде КПСС. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Становление рыночных отношений и противоречия этого процесса.

Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Гласность и плюрализм. Формирование различных общественно-политических движений и партий. Демократизация советской политической системы. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.

Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. «Новое мышление».

Кризис политики «перестройки». Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Введение поста

Начало радикальных экономических преобразований. Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация госимущества.

Становление новой государственности в РФ. Нарастание политико- конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события 3-4 октября 1993 г. в Москве, обстрел «Белого дома». Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Становление российского парламентаризма. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

Межнациональные и межконфессиональные отношения в 1990-е гг. Военно- политический кризис 1994–1996 гг. в Чеченской Республике.

Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. ВДефолт 1998 г. и его последствия.

Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Перемены в повседневной жизни.

Политическая система РФ в 90-е гг. Российская многопартийность в 1990-х гг. и строительство гражданского общества. Президентские выборы 1996 г. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ (1999 г.).


Тип занятия

Урок проверки знаний, обобщения и углубления знаний обучающихся по новейшей истории РФ в период 1985-2000 гг.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная и фронтальная работа, игровые технологии

Учебная и дополнительная литература

Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).



Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1).Организацион-ный момент



2 мин.

Организация готовности и внимания

Готовность всей группы к работе

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

фронтальная

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, определение структуры занятия.


2) Мотивация учащихся

3 мин


Пробудить интерес к теме занятия


Готовность к выполнению заданий



Усваиваются условия проведения игры, оценивания выполненных заданий



фронтальная

Сообщается тема занятия, называются этапы игры и условия получения оценок.


3)

.Актуализация знаний

Конкурс «игра слов»

20 мин

Проверить полученные на предыдущих занятиях знания терминов


А) Выполненные индивидуальные задания,

Б) Устные ответы на вопросы

Умение сопоставлять и анализировать информацию

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, привлекать дополнительную информацию для пояснения терминов

Письменное задание

А) Выполняют задание.

Б) Отвечают на вопросы,

воспроизводят термины


Письменные ответы

Фронтальная беседа




Предлагается задание: Подобрать термины к определениям.

За каждый правильный ответ – 1 балл




Актуализация знаний

20 мин

Конкурс «персоналии»

5 минут

Проверить полученные на предыдущих занятиях знания об исторических деятелях РФ конца ХХ века

Устные ответы

Узнает исторического деятеля по фото, называет ФИО, должность

Умение сопоставлять и анализировать информацию




Определяет политического деятеля по фото

.


Фронтальная,

беседа










Предлагается задание:

Узнать исторического деятеля по фото.

Назвать: ФИО, должность

За каждый правильный ответ – 2 балла

Критерии оценки:

1. Правильность ответа

2. Полнота ответа



4)

.Актуализация знаний конкурс

«Описать карикатуру»

10 мин.


Умение понимать иллюстративные источники, давать развернутый анализ карикатуры

Описание предложенных карикатур

Умение оспаривать другое мнение и доказывать свою точку зрения, излагать суждения о причинно-следственных связях

Умение обобщать и умение оспаривать другое мнение и доказывать свою точку зрения умение излагать суждения о причинно-следственных связях

умение излагать суждения о причинно-следственных связях

Защищает свою точку зрения, критически высказываются, делает выводы.

Умеет высказывать и аргументировать свою точку зрения, выявлять взгляды автора на событие

Индивидуальная работа

Предлагает подборку карикатур, посвященных периоду перестройки. Оценивает правильность и полноту анализа карикатуры, задает вопросы.

5)

.Актуализация знаний

конкурс

«Узнать событие по фотографии»

10 мин



Проверить полученные на предыдущих занятиях знания исторических событий конца ХХ века



Устные ответы

Знание исторических событий российской истории конца ХХ века.

Умение сопоставлять и анализировать информацию доказывать свою точку зрения




Определяет исторические события, называет дату события

Фронтальная беседа

Предлагает подборку фотографий периода 1980-2000 гг.

6)

Актуализация знаний

Письменный конкурс

«Даты»

10-15 минут

Проверить полученные на предыдущих занятиях знания дат истории РФ конца ХХ века

Письменные ответы

Знание дат российской истории

Умение сопоставлять и анализировать информацию


Письменное задание

А) Выполняют задание.

Б)Отвечают на вопросы,

воспроизводят термины

Письменные ответы

Фронтальная беседа


Предлагает задание: подборка дат истории РФ конца ХХ века

7)

Актуализация знаний

конкурс

«Почему»

10 минут

Проверить полученные на предыдущих занятиях знания дат истории РФ конца ХХ века

Конкретизируют знания по российской истории конца ХХ века

Умение сопоставлять и анализировать информацию

формирование умения выделять существенные признаки понятий, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;

Формулируют ответы на вопросы

Аргументируют свою точку зрения, применяют исторические знания

Фронтальная

Предлагает задание: ответить на вопросы

8)

Актуализация знаний

конкурс

«Энергетика»

За каждый правильный ответ – 1 балл

10 минут


Проверить знания обучающихся по электроэнергетике РФ на современном этапе

Устные ответы

Знание основ электроэнергетики РФ

Умение сопоставлять и анализировать информацию


Формулируют ответы на вопросы



Фронтальная

Предлагает вопросы

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин.


Оценивает критически результат собственного труда

Осмысление и закрепление знаний


оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии

индивидуальная

Подведение итогов урока, подсчет баллов, обсуждение и выставление оценок.




















Задание 1 «Игра слов»

Подобрать термины к определениям (письменные ответы)

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения – 7 минут

  1. Период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР

  2. Использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда. Резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма»

  3. Контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации Открытое освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

  4. Конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, ставший одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР, в период 1988 — 1991 годов.

  5. Ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объёма производства, улучшению качества продукции и увеличению заработной платы

  6. Вневедомственный контроль за качеством выпускаемой продукции

  7. Стремление к отделению, обособлению

  8. Всенародное голосование

  9. Путь всестороннего перехода от плановой экономики к рыночной. Введение свободных цен. освобождение цен от государственного контроля либерализация торговли, приватизация государственных предприятий и жилья

  10. Невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Отказ правительства от обязательств погашения внешних и внутренних долгов страны. Как следствие – девальвация рубля, резкий рост цен.

  11. Переход собственности из разряда государственной в частную.

12.Непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года

13. Свободные цены на товары

14. Орган государственной власти, созданный при попытке государственного переворота и свержения М.И. Горбачева

15. Приватизационный чек, дающий право на приобретение акций предприятия

16. Государственные краткосрочные обязательства



Задание 2 Персоналии

Узнать исторического деятеля по фото

За каждый правильный ответ – 2 балла

1. Горбачев М.С. В марте 1985 г., после смерти Черненко, был избран новым генеральным секретарем. Первый президент СССР

2.Ельцин Б.Н., первый Президент РФ 1991-1999 гг.

3. Гайдар Е.Т. с июня 1992 по декабрь 1992 — исполняющий обязанности председателя Совета Министров

4. В. Черномырдин Декабрь 1992г. – YII съезд народных депутатов освободил от занимаемой должности и.о. председателя правительства Е.Гайдара и утвердил В.Черномырдина

5. В.Ростропович, виолончелист с мировым именем. Пришел защищать Белый дом (сторонников Верховного Совета)

6. В.В.Жириновский, лидер ЛДПР

7. С.В.Кириенко, Председатель Правительства 28.04.1998-23.08.1998, дефолт

8. Д. А. Медведев, третий Президент Российской Федерации, 2008-2012 гг.

9. Г.А. Зюганов, лидер КПРФ

10. Д. Дудаев В 1991 г. Чечня провозгласила независимость и выход из состава СССР и РСФСР, президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев.

11. Члены ГКЧП

12. Валерия Новодворская, оппозиционер





Задание 3 Карикатуры

Описать карикатуру (подготовить рассказ)

Время подготовки – 5 минут

Максимальный балл – 5

1 2 3

4 5



Задание 4 «Узнать событие по фотографии «

За каждый правильный ответ – 2 балла

1.Референдум 25 апреля 1993 года

2.Авария на чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

3.Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года – распад СССР

4.Штурм Белого дома 3-4 октября 1993 г – противостояние Президента РФ Б.Н.Ельцина и Верховного Совета РФ

5. Ельцин на танке напротив здания правительства 19 августа 1991 г. Ельцин обратился к толпе сторонников со своим заявлением о незаконности действий ГКЧП.

6. 31 августа 1996 г. подписано Хасавюртовские соглашения - А.Масхадов и А.Лебедь – окончание первой чеченской войны

7. Талоны на продукты и промышленные товары. Наибольшее распространение талонная система получила в 1988—1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика.

8.Вывод советских войск из Афганистана. 19 февраля 1989 г.

9. Приватизационный чек (ваучер) 1992 гг. Приватизация в РФ

10.Штурм Грозного 1994-1995 гг.

11.Беслан, освобождение заложников из школы 3 сентября 2004





Задание 5 «Даты» (письменные ответы)

Время выполнения - 5 минут

За каждый правильный ответ – 2 балла



  1. 1989 (вывод войск из Афганистана)

  2. 12 июня 1990 (Декларация о суверенитете РСФСР)

  3. 12 июня 1991 - декабрь 1999 (президентство Б.Н. Ельцина)

  4. 19 августа 1991 (ГКЧП)

  5. 8 декабря 1991 (подписание Беловежских соглашений, распад СССР. Создание СНГ)

  6. 25 декабря 1991 (Горбачев М.С., президент уже несуществующего СССР подал в отставку)

  7. 3 – 4 октября 1993 (штурм Белого дома правительственными войсками)

  8. 12 декабря 1993 (референдум о принятии Конституции)

  9. 1992 -1994 (радикальная экономическая реформа). Осуществлялась правительством Е. Т. Гайдара (до декабря 1992 г.) и В. С. Черномырдина (до 1994 г.) (председатель правительства в декабре 1992 – марте 1998 г.) с помощью мер «шоковой терапии». Правительство Е. Гайдара состояло из радикально настроенных реформаторов – убеждённых сторонников свободных рыночных отношений, выступавших против государственного контроля над экономикой.

  10. 1994 – 1996 (первая чеченская война)

  11. 1998 (финансовый кризис и дефолт в РФ)

  12. 1999 – 2009 (контртеррористическая операция российских войск в Чечне)

  13. 31 декабря 1999 г. (президент РФ Б.Н. Ельцин подал в отставку с поста президента)

  14. 26 марта 2000 г. (выборы президента РФ – главой государства выбран В.В.Путин)



Задание 6

«Почему?»

За каждый правильный ответ – 2 балла

1.Почему началась в стране перестройка?

(наблюдалось отставание во всех сферах жизни – экономической, политической, духовной, социальной от стран Запада. 1.Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада. 2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка». 3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции)



2.Почему перестройка не состоялась?

(Отсутствие обоснованной концепции перестройки. Коммунистическая идея потерпела крах и показала свою несостоятельность. Попытки экономических реформ привели к падению жизненного уровня населения)

3. Почему был создан ГКЧП?

(Партийная элита не желала перемен.

Политика гласности и демократизации, предоставление свободы оппозиционным силам,обострение отношений между центром и республиками, односторонние уступки на международной арене вызвали недовольство у многих руководителей КПСС и союзных структур власти)

4. Почему ГКЧП не удалось совершить переворот?

(не было поддержки общества)

5. Почему, несмотря на итоги референдума, не удалось сохранить Советский Союз? (кризис во всех сферах – экономический: отсутствие товаров на прилавках, постоянный их дефицит, огромные очереди, обесценивание денег; идеологический: коммунистическая идеология не находила поддержки у народа; социальный: обнищание народа; политический: неспособность Горбачева М.С. удержать власть. Руководители союзных республик хотели независимости)

6. Почему дефолт способствовал росту российской экономики?

(из-за дешевизны рубля сократился ввоз импортных товаров, повысилась конкурентоспособность российской экономики, с крахом системы ГКО стало выгодно вкладывать средства в отечественное производство)

7. Почему премьер-министру С.В. Кириенко народ дал прозвище киндер-сюрприз?

(Появление его было большой неожиданностью (сюрприз) для всех и к тому же это был чуть ли не самый молодой в мире - 35 лет - (киндер по - немецки ребенок) премьер. Вот и придумали прозвище по детскому лакомству с игрушкой внутри. А смысл назначения простой. Экономика катилась в пропасть, нужен был виновник во всем. В августе Россия объявила дефолт. Все списали на Кириенко - молодой - не справился)

8. Почему в противостоянии Горбачев-Ельцин победил Б.Н. Ельцин?

(победа над ГКЧП , после путча в СССР возникла ситуация политического многовластия СМИ жестко критиковали союзные структуры, обвиняя их в поддержке путча. С 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Литва. Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан заявили о провозглашении своей независимости. Литва и Грузия сделали это раньше. В этих условиях Президент СССР и союзный центр фактически утратили свои полномочия)

9. Почему начались межнациональные конфликты на территории СССР?

(межнациональная неприязнь возникала и раньше, но она замалчивалась. Гласность привела к тому, что их широко освещали СМИ. Падение коммунистической идеологии привело к тому, что духовный вакуум заполнялся националистическими идеями. Местные лидеры хотели независимости)

Какие вам известны?

10. Почему РФ приняла на себя долговые обязательства СССР?

(Россия взяла на себя все обязательства СССР и поэтому она считается правопреемницой СССР. Россия взяла на себя все долги СССР - но она также взяла себе и все активы СССР за рубежом. этих активов было немало. И счета в иностранных банках, и недвижимость за рубежом. Но вместе с долгами к России отошел и весь ядерный арсенал СССР)

Задание 7

«Энергетика»

За каждый правильный ответ – 1 балл



1.Крупнейшая ГЭС в стране?

(Саяно-Шушенская)

2. Когда Саяно-Шушенская ГЭС была введена встрой? (1985-1990 гг.)

3. Какие электростанции работают в Ярославской области? (Рыбинская ГЭС, Угличская ГЭС, Ляпинская котельная)

4. Какие типы электростанций существуют в РФ на современном этапе? (ТЭЦ, ТЭС, ГЭ С, ПЭС, АЭС, ветровые, геотермальные, приливные, солнечные)

5. Какие виды топлива используются? (каменный уголь, торф, природный газ, торф, мазут, ядерное топливо, энергия воды)

6.. Какие электростанции производят самую дешевую энергию? (ГЭС)

7. Что такое Волжский каскад? (Рыбиниская, Угличская, Иваньковская, Саратовская ГЭС)

8. Сколько процентов электроэнергии вырабатывают АЭС в РФ? (10 %)

9. Что такое ДЭС? (дизельные электростанции)

10. Где применяются ДЭС? (как альтернативные в отдаленных районах, где могут быть основным источником энергии ил аварийный источник питания)

11. Какие вам известны нетрадиционные источники энергии? (геотермальные, приливные, солнечные, ветровые)



Жюри подводит итоги, награждает победителей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!