Технологическая карта урока по русскому языку по теме:
«Действительные и страдательные причастия»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема и номер урока: «Действительные и страдательные причастия». Урок №32
Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2022 г.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и ЦОК.
Цели по содержанию:
образовательные: обеспечить условия для осознания семантики действительных и страдательных причастий;
развивающие: способствовать совершенствованию орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
воспитательные: содействовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их в будущем, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, а также умения работать самостоятельно, в паре или группе.
Планируемые результаты: Предметные: знать, что такое действительные и страдательные причастия, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные УУД: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные УУД: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Ресурсы (в том числе, название используемого ЦОК с указанием порядкового номера – Приложение 1) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЦОК) | Деятельность учащихся | Время (в мин.) | Планируемые УУД |
1. | Орг.момент. Мотивация | | -Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Садитесь, проверьте, все ли у вас готово для работы на уроке. Надеюсь на плодотворную совместную работу в рамках изучаемой темы! Девизом нашего урока пусть станут слова немецкого философа и социолога Георга Зиммеля:" "Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает". Хочется верить, что вы сегодня на уроке совершите маленькое "открытие", которое поднимет вас на одну ступеньку выше к образованности. Верю и в то, что вы добьётесь поставленных целей, осваивая новое знание. Ставьте побольше вопросов и ищите на них ответы! В путь! Сегодня мы будем новое изучать, но чтобы новое изучать, нужно прошлый материал повторять. С этого мы и начнём наше занятие. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Настраиваются на восприятие нового материала. | 1 мин | Личностные: умение оценить эмоциональный настрой перед уроком. Регулятивные: Умение быстро включиться в работу. |
2. | Целеполага ние и мотивация | Приложение 1 https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/e5b704ba Запись на доске целей урока | Демонстрирует ЭОР, 1. предлагает посмотреть видеофрагмент «Юности честное зерцало» 2.Предлагает сформулировать цели урока. 3.Предлагает записать и осмыслить тему урока. | Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают. Формулируют цели урока: совершенствовать умение находить общеупотребительные слова в тексте, использовать их в речи, | 3 мин | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
3. | Актуализация знаний и умений | Запись на доске | Предлагается записать число, классная работа -Отвечают на вопрос. Какую большую тему мы с вами изучаем? Что такое причастие, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении, имеет признаки прилагательного и глагола, суффиксы, причастный оборот, правописание НЕ с причастиями. | Записывают в тетрадь все, что предлагает учитель. Отвечают на вопросы учителя | 3 мин | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
4. | Введение нового материала. Первичное закрепление | https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/e5b704ba-7c75-4f1d-8447-c5f77520d1d9?backUrl=%2Fru%25BB%25D1%25 Прил.2 | Начинает с вопроса: знаете ли вы, что такое залог? Вспомнить сам термин и как различить действительный и страдательный залог у глаголов. ( Лекция на тему «Действительные и страдательные причастия») . 2)Анализ картинки | 1 Анализ примеров и рисунков, сделанных на доске: определить, -кто, -что сам производит действие или –кто, -что испытывает на себе действие Вывод: – Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия. 3.- Работаем в парах. - Составьте с помощью данной схемы словосочетания, в которых будут действительные и страдательные причастия (схема на слайде) - Проверим, какие словосочетания у вас получились. Подведем итог: скажите, какие причастия называют действительными, а какие страдательными? | 15 мин | Познавательные: Умение отвечать на проблемные вопросы. Регулятивные: умение находить и сравнивать информацию. Коммуникативные: умение слушать товарищей. |
5. | Закрепление и применение знаний. | Базовый учебник. Работа с кейсами https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/e5b704ba-7c75-4f1d-8447-c5f77520d1d9?backUrl=%2Fru%25B5%2520%25D0%2%258F Прил.3 | 1. Предлагает работу по учебнику выполнить самостоятельно, показывает на слайде правильный ответ. Проверяет ответы учащихся. 2.Работает совместно с учащимися с текстом | 1Самостоятельно работают по учебнику, выполняя Упр. 79. 2.Работают с текстом (из кейса) | 10 мин | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
6. | Предметная рефлексия | https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/e5b704ba-7c75-4f1d-8447-c5f77520d1d9? Прил.4 | Предлагает учащимся открыть ЦОК. Организует самостоятельную работу учащихся с ЦОК. Учитель организует самопроверку. Обращает внимание на то, какие цели были реализованы на уроке, что ученики узнали нового, чему научились. | Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЦОК, делают самопроверку по образцу на экране. Обращаются к целям урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений. Определяют способы получения знаний и формирования умений: (- выход в Интернет к ЦОК; | 6 мин | Регулятивные: осуществление саморефлексии. Личностные: умение устанавливать связь между целью и результатом, умение оценить свои действия на уроке. |
8. | Домашнее задание | Запись на доске | Информирует о домашнем задании: Обратиться к ЦОК на сайте Академии Минпросвещения с целью повторения теоретического материала по теме; 2) учебник упр.81 | Записывают домашнее задание по выбору. | 1 мин | Регулятивные: умение контролировать свои действия и определять объем домашнего задания по выбору. |
9. | Личностная рефлексия | Формы рисунков «смайликов» на доске | Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятие урока | Саморефлексия в тетради, на доске с помощью смайлика «смайлика». | 1 мин | Личностные: умение оценить свое эмоциональное состояние в конце урока с помощью рисунка. |