1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Добрый день, дорогие ребята! Проверьте все ли необходимые на уроке учебные предметы вы приготовили ? Наш сегодняшний урок окружающего мира мы начинаем со слов: У природы живые краски, И пусть живёт она без опаски. Пусть живут и звери, и птицы, Пусть человека никто не боится! Пусть зеленеют парки и сады, Пусть будет радостно от этой красоты! Будем беречь природу: Землю, лес, поля и воду. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! | слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Р- умеют планироватьсвое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); | 3 мин., |
2.Актуа лизация знаний | Наше путешествие по природным зонам России продолжается, новая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. Я предлагаю начать наш урок с интеллектуальной разминки. Соедините линией название растения и животного с названием зоны их обитания. Растения | Природные зоны | Животные | Ковыль Тюльпан Ель Береза Сосна Саксаул Мхи Лишайники Карликовая ива | Арктика Тундра Леса Степь | Суслик Соболь Белый медведь Песец Гагара Верблюд Волк Тушканчик | -Проверяем, как справились с заданием. (на экране правильно выполненное задание) - Что вы заметили, есть ли среди растений и животных лишние, которые не отнесены ни к одной природной зоне? ( на экране появляются изображения саксаула, тушканчика и верблюда). - Какая природная зона объединяет эти изображения? - Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня? Значит, тема нашего урока … Какова же цель нашего урока? | Учащиеся работают по карточкам в парах ( саксаул, верблюд, тушканчик) Ответ учащихся: « Пустыня» (познакомиться с зоной пустынь) | П - осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливают причино - - следственные связи; К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; | 5 мин., карточки с заданием, презентация |
3.Первичное усвоение новых знаний. | - Как вы думаете, что является «визитной карточкой» зоны пустынь? Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю обратить внимание, что находится в этом «черном ящике» на моем столе? ( черная коробочка с песком) - Правильно, это песок. (на экране меняются картинки с изображением пустыни) - Послушайте отрывок из стихотворения Е.Евсеевой: (во время чтения стихотворения на экране меняются картинки с изображением пустыни) «Налево – шаг, направо – шаг: Кругом – сплошной песок! Пустыня – это не пустяк Ни вдоль, ни поперёк. Внутри пустыни – пустота. Она ничем не занята Ни летом, ни зимою…» - Поднимите руки, кто согласен с поэтом? - А теперь те ученики, кто может возразить поэту. - А что же вы знаете о пустыне? - Подберите родственные слова к слову пустыня. - Наша задача на сегодняшнем уроке разобраться: действительно ли в пустыне пусто? – На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. – Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? А теперь прочитайте определение понятия пустыня. Воспользовавшись словарем Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место. В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова». – На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. – Как вы думаете каким цветом на карте обозначена Пустыня? Расположена пустыня к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне, как вы думаете? С помощью учебника ответьте на поставленный вопрос | Внимательно слушают. Ответы учащихся Отвечают на вопросы учителя (пусто, пустота, пустой, опустошенный..) Отвечают на вопросы учителя (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) Читают определение понятия в словаре. Отвечают на вопрос учителя (Желто-оранжевым цветом) Отвечают на вопрос учителя (Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. В России полупустыни занимают большие пространства, а настоящие пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря.) | П - постановка и решение проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание); соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности. К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе. | 17 мин. Коробка с песком, презантация, словарь, настенная карта природных зон, учебник |
| - А теперь, ребята, я предлагаю вам провести исследование природной зоны «Пустыня». Для этого вам нужно на некоторое время побыть в роли «ботаников», «зоологов» и «экологов». Разделимся на три группы - Давайте вспомним правила работы в группе. 1) Получаете маршрутные листы с заданиями. 2) Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны 3) Выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности. Задания «ботаников»: 1. Общая особенность растений: корни ___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям: – верблюжья колючка, джузгун, колосняк. Задания «зоологов»: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд. Задания «экологов»: 1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения. 2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках. Учитель предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности. | делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают информацию о растительном мире пустынь. «Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь. «Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. Рассказывают «ботаники». Рассказывают «зоологи». Рассказывают «экологи» | Предметные результаты: находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывают о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; знают экологические проблемы пустынь и пути их решения. Личностные: осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение. пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | маршрутные листы с заданиями учебник (с. 122, 123), атлас-определитель атлас-определитель, учебник (с. 121–124). учебник (с. 118–119, 125). |
4.Этап первичного закрепления | филворд: 1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня… Проверяем ответы | Работа с филвордом Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан. | | 8 мин. Презентация |
5. Рефлексия (подведение итогов занятия) | – Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? - Какая тема была сегодня на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы её? - Что нового узнали на уроке? - А теперь вы согласны с поэтом, что в пустыне пусто? - Как вы ответите в конце нашего урока на этот вопрос? Притча. Трое рабочих выполняли одинаковую работу, носили тяжелые камни. К ним подошел мудрец. Он спросил первого, самого грустного:«Что ты делаешь?» - «Разве не видишь, я таскаю тяжелые камни». Второй имел серьезный и сосредоточенный вид. Мудрец и его спросил: «А ты что делаешь?» И тот ответил: «Я зарабатываю деньги для своей семьи». А третий выглядел счастливым. Мудрец спросил и его: «А что делаешь ты?» И тот ответил: «Я строю храм!» - А теперь я обращаюсь к вам, ребята, кто из вас просто добросовестно выполнял все задания на уроке? - А кому наш урок доставил удовольствие и он с радостью строил храм знаний. Сейчас каждый оценит свою работу на уроке. У нас на доске большое облачко. Если вы ставите себе 5- берете синюю капельку; 4 –желтую капельку; 3- коричневую капельку; - Пусть ваши капельки вольются в реку знаний, а ваши капельки прольются в пустыне, оросят ее и расцветет она яркими красками. Продолжите мои предложения: - Сегодня на уроке… - Этот урок… | Отвечают на вопросы слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. Ответы учащихся: Было интересно… Мне показалось важным… взволновал… заставил задуматься… навёл меня на размышления… доволен… недоволен, потому что… | Р – выполняют учебные действия в материализованно й, громко речевой и умственной форме; К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л – способны к самооценке на основе критериев успешности | 5 мин., Картинки (облачко, капельки) |