СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Фотосинтез"»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Фотосинтез»

(6 КЛАСС)




ВЫПОЛНИЛ: Косова Инна Викторовна,

учитель биологии МКОУ «Косоржанская

СОШ имени Героя Советского Союза

Н.И. Кононенкова» Щигровского района








Тема урока: «Фотосинтез»



Деятельностная цель:

Продолжить формировать познавательные универсальные учебные действия , умения реализации новых способов действий при изучении воздушного питания растений.


  Предметно - дидактическая цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о процессе фотосинтеза как основного способа питания растений.


Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

продолжить формирование понятия о питании растений, раскрыть понятие «фотосинтез» и его сущность, показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания и результатах фотосинтеза; раскрыть значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Метапредметные

1.     Познавательные:

      уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений  строить высказывания, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты, закреплять умение представлять информацию в виде таблицы

. 2.     Коммуникативные:

слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

осуществлять самоконтроль и коррекцию; формировать умение концентрировать внимание.

Личностные:

    осознавать единство и целостность мира, формировать экологическую культуру на основании необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов; выстраивать собственное целостное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, практические, стимулирования и мотивации интереса к учению, контроля и самоконтроля, элементы технологии деятельностного подхода, ИКТ

  Основные понятия, изучаемые на уроке:

фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Учащийся  должен знать: способы питания растений; особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза; определения: фотосинтез, минеральное питание, хлорофилл, хлоропласт; условия протекания и результаты фотосинтеза; значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: характеризовать способы питания растений; доказывать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; называть условия протекания и результаты фотосинтеза, анализировать и обобщать теоретический и практический материал; выявлять значение фотосинтеза в природе и жизни человека; давать определения понятиям: хлорофилл, фотосинтез.


Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, таблица «Клеточное строение листа», фрагмент учебного фильма «Фотосинтез», карточки с познавательным материалом и заданиями, раствор йода, предварительно обесцвеченные в спиртовом растворе листья герани,


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Здравствуйте. Ребята!


Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем


И работать начинаем!


Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения,

- умению соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)






















Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Учитель: Басня Крылова «Листы и корни»

В прекрасный летний день Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами* шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". -

"Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", -

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те, Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится:

А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас".

А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии?

Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Создаёт эмоциональный настрой.

Ребята, а как вы думаете, кто главнее листья или корни?

Хотите разобраться?(постараемся разобраться с вами на уроке)

Проводит подводящий диалог:

Ребята, какой вид питания мы с Вами уже изучили?

Какие вещества входят в состав растений?

Какие органические вещества вы знаете?

А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе? (слайды 1,2)

Побуждает к формулированию темы урока.«Фотосинтез»Ребята, я вам предлагаю сегодня совершить небольшое путешествие в растительный организм. Хотите? Представьте, что вы ученые – эксперты в области биологии. А кто такие эксперты? Специалисты, которые могут дать объяснение любому явлению на основе своих знаний .Создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Так давайте сначала проверим ваши знания о растениях! Готовы? Давайте сейчас ответим на несколько вопросов в ваших инструктивных картах. Я уверена, на многие вы уже сейчас сможете ответить! Найдите Задание № 1 и заполните 2 колонку –« в начале урока», на выполнение – 2 минуты.(Приложение 1) (слайд 3)

Что вы ответили на вопрос «Каково значение растений?» (Питание!) Какие органические вещества в растениях содержатся? Например, углеводы – крахмал, сахар. Крахмал, например, накапливается в клубнях картофеля. Как можно обнаружить крахмал? (вспоминают опыт по обнаружению крахмала в муке) Если в крахмальный клейстер добавить раствор йода, то появится синяя окраска! Как в растениях образовался крахмал?( не могут ответить на этот вопрос)Повышает интерес к учению. Хотите узнать как образовался крахмал в растениях? Тогда надо постараться продуктивно работать на уроке.

В ваших инструктивных картах найдите задание № 2. Это небольшой текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу термины. На выполнение – 2 минуты! (слайд3)



Текст

  1. Лист растения состоит из 3 частей: …………………………………, мякоть и жилки.

  2. В клетках мякоти листа содержатся зеленые пластиды, которые называются………………………, они содержат пигмент - ………………………………

  3. В кожице листа находятся ………………………………., через которые осуществляется газообмен и ……………………………… воды.

  4. В жилках листа имеются ситовидные трубки и …………………………… проводящей ткани.

Давайте проверим, что у вас получилось! Читаем по очереди каждое предложение. (Ученики читают по 1 предложению). За каждое правильное слово 1 балл. Подсчитайте свои баллы! (максимально - 6 баллов)










-Слушают  стихотворение, отвечают на вопрос. - Высказывают своё мнение.

-Вспоминают ранее изученный материал.   -Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, осмысливают его.                      -Выполняют задание.    




























Высказывают свои предположения . Отвечают на заданные вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с заданием, осмысливают его

Вспоминают, изученный ранее материал о веществах-индикаторах, о классификации веществ (минеральных и органических), о хлоропластах и хлорофилле, о строении листа, работают с текстом.

По очереди комментируют ответы.


Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию из текста, использовать знаково-символические средства

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения, выражать свои мысли достаточно полно, аргументировать своё мнение и позицию          Регулятивные УУД: выполняют пробные учебные действия и фиксируют индивидуальные затруднения в нём, учатся осуществлять самоконтроль, коррекцию и давать оценку


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию

Знакомит с высказыванием К.А. Тимирязева (слайд 4)

Организует обсуждение. Вопросы:

- Какой процесс описывает ученый? Что такое фотосинтез?-Что случилось с солнечным лучом? Почему не можете ответить на эти вопросы? (слайд 5,6)

Учит осмысливать необходимость поиска новых знаний для решения проблемы



                    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать.

Метапредметные:

-учатся работать с информацией

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний, по соотнесению того, что уже известно и усвоено, с тем, что ещё не известно.

Проводит подводящий диалог:

Вопросы:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей и вместе определяют цель и задачи урока

(-Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

- Какую роль играет фотосинтез для растений?

-Какие условия необходимы для него?

-Всегда ли он происходит?

- Какова функция фотосинтеза?

-Дать определение процессу «фотосинтез»)

Ребята, мы сегодня с вами на уроке изучим один из важнейших и уникальных явлений природы! Цель урока – выяснить, какова функция фотосинтеза?

Задачи: узнать где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества? Какие условия необходимы для него? Всегда ли он происходит? Дать определение процессу «фотосинтез» ,познакомимся с историей его открытия и значением фотосинтеза в масштабах нашей планеты. Я уверена, что те знания, которые вы получите, помогут ответить на вопрос: «Почему на Земле существует жизнь»? (слайд 7)


Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем главный вопрос урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, соотносить то, что известно и усвоено, с тем, что ещё не известно

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Этап Планирование.(5-6 мин.)


























(слайд 13)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели, логики и последовательности действий. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Планирование исследования

Что мы сможем сделать, чтобы ответить на интересующие нас вопросы? Как организуем работу?

Дети предлагают план работы:

- изучить информацию о фотосинтезе

- провести эксперимент;

- сформулировать выводы .

- Для исследователей мало пронаблюдать то или иное явление. Что необходимо сделать ещё?

- Зафиксировать их результаты.

- Как это сделать?

- Сделать общие выводы по результатам изучения темы и записать.


Предлагает выполнить задания

Проверка показала, что вы – настоящие эксперты! И сейчас я прошу вас проанализировать эксперименты, которые в разное время были проведены вашими коллегами – биологами.

Для этого класс разделится на 3 группы. У каждой группы имеется текст с описанием опытов , рисунки к ним и вопросы на которые они должны ответить устно. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и сделайте вывод, о чем узнал ученый в результате своего эксперимента? Вывод запишите в таблицу. Работаете в парах . В инстр. карте – это Задание № 3 . Если у вас будет затруднение, то воспользуйтесь помощью друга - этим другом сегодня для вас буду я! На работу – 7 минут.

1 группа - объяснить опыты ван Гельмонта и Д. Пристли. Проанализировать какую ошибку допустил Гельмонт при постановке опыта.

2 группа - прокомментировать опыты Д. Пристли и Жан Сенебье, сделайте выводы.

3 группа -объяснить полученные результаты эксперимента Сакса. Проведите эксперимент ,ответьте на вопросы, сделайте выводы. (Приложение 2)


- Составьте план нашей дальнейшей работы

-  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Фиксирует план  на доске. (слайд 8)

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, эксперимента ,схемы и т.д.).

 3. Мысленно сформулировать ответ.

 4. Дать развернутый устный ответ.

5. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в таблицу выводы, сформулировать определение что такое фотосинтез).

 

.                   Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)


















Познавательные УУД:

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, различать результат и вывод из опыта;

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные:

- учатся строить цепочку необходимых действий

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)











(слайд 9-12)















(слайд 3)





(слайд 14, 15)















































(слайд 17-19)















(слайд 20-22)




















(слайд 23)
















(слайд 24, 25)








Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

        Организует работу учащихся с текстом, рисунками и проведение эксперимента в группах         

Учит различать результат опыта и вывод из опыта.

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».


  - Что мы узнали нового? Обсуждение результатов: ребята, как вы думаете, какой процесс наблюдали все эти ученые?

Опыт № 1 – опыт Яна ван Гельмонта. Обращается к экспертной оценке 1 группы: что поглощало растение? Откуда берут растения питательные вещества? Что еще растворено в воде?

Следующий опыт – опыт Джозефа Пристли. Пожалуйста, 2 экспертная группа сделайте вывод: почему мышка, помещенная под колпак вместе с зеленым растением, не погибала? Что выделяло растение? А что при этом поглощало?

Опыт № 3 – опыт Сакса. 3 группа экспертов ответит: что образуется в клетках растений на свету?

Опыт с хлорофитумом хохлатым. Если провести опыт Сакса с листом, который имеет белые полоски, какой будет результат? Что необходимо для фотосинтеза? (хлорофилл). Где он содержится, в каких частях растения? (фрагмент учебного фильма «Фотосинтез» для подтверждения выводов обучающихся).

Давайте проверим ваши знания! В карте задание № 4. Соедините стрелками те вещества, которые необходимы для фотосинтеза и вещества, которые образуются в результате фотосинтеза!

Давайте сделаем выводы: что необходимо для процесса фотосинтеза?

1. зеленые растения, хлорофилл, 2. Угл. газ и вода - неорганические вещества Как попадает вода? Как попадает угл. газ? 3.солнечный свет.

Что образуется в результате фотосинтеза?

1.органические вещества – сахар, крахмал, глюкоза; 2. Кислород

Корректирует ответы учащихся.

  Организует и проводит физкультминутку:

Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.)


В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты



(слайд16) Дополните схему, запишите её в виде «уравнения». Используя схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза и записать его.(рабочая тетрадь –задание 65 с. 34)

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света в зелёных клетках растения с выделением кислорода. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.

Как вы думаете, можно фотосинтез назвать воздушным питанием? Почему только растения и цианобактерии могут синтезировать из неорганических веществ органические?

Подводит к выводу об автотрофном способе питания. Какие ещё способы питания вы знаете?

На все ли поставленные вопросы мы получили ответ? ( нет)

- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).


Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Выслушивает ответы детей, помогает формулировать предложения.

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.


Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи..

  1. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.   Работают в соответствии с Инструкцией (см. Приложение 2).

  2. Извлекают и анализируют информацию из различных источников. Сравнивают и объясняют биологические эксперименты доказывающие образование крахмала в зеленых частях растения на свету, делают выводы

  3. 1. Работают с текстом , рисунками, схемой, проводят эксперимент.

  4. 2. Обсуждают опыты и эксперименты, объясняют полученный результат, находят биологические неточности в выводах ученых

  5. 3. Готовятся к представлению результатов работы.

Обобщают результаты работы в группе, представляются их классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, заносят поэтапно выводы в таблицу (см. Приложение).Делают записи в тетрадях об условиях, необходимых для фотосинтеза.

Т.е. учащиеся осуществляют активные действия с объёмом изучения; максимально самостоятельны в добывании знаний и овладении способами действия.
























Анализируют процесс фотосинтеза, записывают его в виде уравнения(один ученик выполняет задание на доске, объясняет его)


Солнечный

свет

У глекислый газ + вода

Хлорофилл

Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород

Формулируют по схеме определение понятия «фотосинтез»

Фотосинтез – процесс образования органических веществ (углеводов) из углекислого газа и воды за счет энергии солнечного света

в зеленых клетках растения с выделением кислорода.

Записывают определение в рабочую тетрадь.(упр. 65 с. 34)


Делают выводы о значении фотосинтеза

1.Это – воздушное питание, которое связано с минеральным питанием растений!

Только растения и некоторые бактерии могут из неорганических веществ создавать органические, которые служат пищей всем остальным организмам. Ежегодно все растения создают 160 млрд. тонн органических веществ.

2.Растения – накопители солнечной энергии. Например, люди создают солнечные батареи и могут накопить совсем неб. Количество, а растения за год накапливают в 170 раз больше, чем все электростанции в мире!

3.Растения – источник кислорода на Земле! Ежегодно выделяют 200 млрд. тонн кислорода. 80 % выделяют водоросли в океане. Их по – праву называют «легкими планеты»

Оказывается, что те топливные ресурсы, которые при сжигании дают нам тепло , энергию тоже образовались млн. лет назад из растений, которые накопили энергию Солнца.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), составлять схемы

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, различать результат и вывод из опыта обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

-выслушивать и объективно оценивать другого

- выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)










(слайд 26)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия и включения нового знания в систему знаний.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. 

Предлагает выполнить следующее задание.

-Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?

-Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.

-* Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.

-А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл)

-Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?


-Найдите ошибки ,допущенные автором письма. Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом


Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.



Осмысливают задание Отвечают на вопросы , исправляют ошибки в тексте             

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.


Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


Этап. Рефлексия.(2-3 мин).




(слайд 27-29)

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Как вы думаете, всё мы выполнили? Что вы приобрели после этого урока? Что было интересным?

- А теперь ответьте мне на вопрос, который мы поставили в начале урока: Почему на Земле существует жизнь? ( Благодаря кому она существует? Нужно нам охранять, сберегать растения, а особенно леса? Что нужно для этого делать?)

Предлагает работу с таблицей (Приложение1)  

  - Что мы запишем в третьей колонке?  

- Как оцените свою работу?

Теперь сложите все свои заработанные баллы и поставьте себе отметку за урок 

Итак, урок подходит к концу, я считаю, что мы успешно поработали и добились тех целей, которые поставили в начале урока!

Дорогие дети, мне было сегодня очень приятно с вами общаться, спасибо вам за участие.


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют конечный результат своей работы на уроке .Отвечают на вопросы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, таблицах; находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

(слайд 30-31)

Комментирует домашнее задание:

1. Прочитать п.16 стр. 87-91 упр. 66-67 раб. тетрадь(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

2. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?


3.Имеет ли значение фотосинтез для хищных животных?


.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            





Приложение 2



Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Растение строит тело с участием воды

Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Растение выделяет кислород

Д. Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)
















Приложение 2



Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.


Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.


Д. Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.


Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).


Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.


 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется


















Приложение 2

Г руппа 1

1. Голландский ученый ван Гельмонт сделал интересный опыт (см. рисунок). Он взял высушенную землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг. Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составляла 79 кг. 943 г. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 г.

Вопросы и задания:

  1. Объясните, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе.

  2. Какую ошибку допустил ван Гельмонт при постановке опыта?

  3. Уменьшение веса почвы ученый посчитал ошибкой эксперимента. Так ли это на самом деле? (Вспомните материал прошлого урока)


Рис. 1

2 . В 1772 г. английский химик Д. Пристли, поставив ряд опытов, убедился, что продолжительное горение или продолжительное дыхание в ограниченном объеме воздуха делает этот воздух негодным для дальнейшего горения и для дыхания: свеча в нем тухнет, животное умирает.

«Таким образом, – рассуждал Пристли, – вся атмосфера должна была бы вскоре сделаться непригодной для горения, для жизни, а между тем, сколько уже веков существует мир, а этого незаметно. Очевидно, в природе должен существовать процесс, который этот испорченный воздух вновь превращает в хороший. Не принадлежит ли эта роль растению?»

В 1772 г. Пристли провел следующий опыт: под стеклянный колпак, помещенный над водой, под которым потухла свеча или задохнулась мышь, он поместил растение (мяту) и оставил его на некоторое время. Растение не только не погибло, но даже продолжало развиваться, и когда по пришествии нескольких дней под колпак была помещена мышь или горящая свеча, то оказалось, что воздух действительно изменился, получил вновь способность поддерживать горение и дыхание. Вот как сам Пристли описывает свои опыты:

«Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем Рис. 2

погибла; разделив его на две части, я ввел одну часть в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 г. Через 8–9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой порции его. В течение 7 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях и, кроме того, образовал несколько новых».

Вопрос: Какой газ выделяло растение в опытах Пристли?



Г руппа 2

1. Джозеф Пристли обнаружил, что растение способно «улучшать» воздух, который был «испорчен» горением свечи или дыханием животных.

Желая впоследствии повторить опыт, доставивший ему такую громкую и заслуженную славу, он потерпел неудачу: он не мог получить прежних результатов; растения упорно не хотели разлагать углекислоты, не выделяли из нее кислород. Хотя эти неудачи не пошатнули его собственного доверия к прежним опытам, но, тем не менее, стало очевидно, что от его внимания ускользнуло какое-то существенное условие, из-за которого опыт не удавалось воспроизвести. Спустя год Пристли обнаружил свою ошибку. Свидетелем этих новых изысканий Пристли был голландский врач Рис.3

Ян Ингенхауз, работавший некоторое время в Англии. Он воспользовался приемами исследования Пристли и, дополнив их новыми методами, произвел ряд хороших опытов, которые подтвердили догадку Пристли.

В
опрос:
Проанализируйте опыт, показанный на рисунке, и объясните, какую ошибку допустил Пристли при проведении своих повторных опытов.

2. Большой вклад в развитие учения о фотосинтезе внес швейцарский библиотекарь Жан Сенебье. Он погружал листья в воду в сосуде, имевшем форму опрокинутой воронки с глухой узкой частью: в этой глухой, т.е. закрытой сверху, трубочке и собирался газ, выделявшийся с поверхности листьев.

Сенебье знал, что для того, чтобы на листьях появлялись пузырьки, вода должна содержать воздух. Но какой? Проведя ряд опытов, он убедился, что для выделения листьями «чистого воздуха» (кислорода) необходимо, чтобы в воде содержалось некоторое количество «связанного воздуха», т.е. углекислоты.

Он рассуждал следующим образом: «Вещество растения должно происходить из окружающей его среды, но из какой части этой среды из земли, из воды или из воздуха? Что оно берется не из почвы, это доказывали еще классические опыты Ван Гельмонта, выяснившие полную возможность воспитания растения в воде. Что не из воды – это доказывалось ничтожностью того твердого вещества, которое растворено в воде, а также фактом, что кактусы и некоторые другие растения могут долго существовать без воды. Остается только воздух. Таким образом, становится понятной возможность существования растительности на бесплодной каменистой почве, становится понятно, почему два растения, из которых одно выращено в почве, а другое – в воде, не отличаются одно от другого по составу – в том и другом случае они черпают пищу из одного и того же источника – из воздуха». Рис. 4

Вопросы и задания:

  1. Рассмотрите рисунок. Почему во втором случае произошло синее окрашивание листа? (Вспомните материал о химическом составе растений)

  2. Проанализируйте опыт, показанный на рисунке. Под первым стеклянным колпаком находился стаканчик со щелочью, поглощающей из воздуха углекислый газ. Сделайте вывод: почему у первого растения не наблюдалось синее окрашивание?

  3. Ответьте на вопрос, заданный когда-то Джозефом Пристли: «…в результате дыхания вся атмосфера должна была бы вскоре сделаться непригодной для горения, для жизни, а между тем сколько уже веков существует мир, а этого незаметно. Очевидно, в природе должен существовать процесс, который этот испорченный воздух вновь превращает в хороший. Не принадлежит ли эта роль растению?»

Группа 3

1. Предметом наблюдений Сакса были листья табака, настурции и герани. У этих растений, выращиваемых в обычных условиях на солнечном свете, Сакс отрезал от листовой пластинки каждого из этих растений маленькие кусочки, которые и исследовал под микроскопом.

В
зеленых клетках хлорофилла он всегда находил частицы крахмала. Затем он переносил свои растения в темное помещение, где через определенные промежутки времени снова отрезал от тех же листовых пластинок маленькие кусочки.

Сакс обнаружил, что чем дольше растения оставались в темноте, тем меньше заключали они крахмала в зернах хлорофилла. По прошествии нескольких суток в хлорофилловых зернах листовой ткани растений, содержащихся в темноте, исчезали последние следы крахмала. При обратном перемещении «обескрахмаленных» растений на свет уже через несколько часов можно было убедиться в присутствии крахмала в зернах хлорофилла.

Саксу принадлежит идея чрезвычайно наглядного приема демонстрации зависимости образования в листьях крахмала от воздействия на них света (см. рисунок). Этот прием заключается в частичном закрытии листовой пластинки светонепроницаемым материалом (фольгой, черной бумагой и т.п.) и экспозиции такого полузакрытого листа на солнце. Невидимые в начале скопления крахмальных зерен в незатененной части листа, затем проявлялись под воздействием слабых растворов йода на предварительно убитые горячей водой и обесцвеченные спиртом клетки листа. Рис. 5

По степени посинения или почернения можно было приблизительно судить о количестве образовавшегося крахмала. Эта так называемая йодная проба была впервые предложена Саксом.

Вопросы:

  1. Какой вывод сделал Сакс из своих опытов?

  2. Почему по ситовидным трубкам от листьев перемещается глюкоза, а не крахмал, который затем обнаруживается в семенах, клубнях и других запасающих органах?


2. Проделайте опыт: поместите предварительно обесцвеченный в спирте лист герани окаймленной в раствор йода. Обратите внимание на распределение синей окраски на листе. Рассмотрите зеленые листья герани.

Вопросы:

  1. Какое вещество вы выявили йодной пробой?

  2. Сравните неокрашенные места обесцвеченного листа и окраску свежих листьев герани. В каких местах не было синего окрашивания?

  3. Сделайте вывод: присутствие, какого вещества необходимо для образования органического соединения в листе?







Биологические задачи


  1. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

  2. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?






























слайд: «Фотосинтез»












ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА_____________________________ (фамилия, имя)

ДАТА:_______________ ТЕМА:_________________________________________

ЗАДАНИЕ № 1 Заполните колонку «в начале урока»


Вопрос

Ответы

В начале урока

В конце урока

Каково значение растений?



Что такое фотосинтез?



У каких организмов возможен фотосинтез?



В каких частях клетки осуществляется фотосинтез?




ЗАДАНИЕ № 2 Вставьте пропущенные термины в предложения.

    1. Лист растения состоит из 3 частей:…………………………., мякоть и жилки.

    2. В клетках мякоти листа содержатся зелёные пластиды, которые называются………………………………………, они содержат пигмент ……………………………………..

    3. В кожице листа находятся ……………………………………………, через которые осуществляется газообмен и ……………………………………….. воды.

    4. В жилках листа имеются ситовидные трубки и ………………………………. проводящей ткани.

ЗАДАНИЕ № 3 ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ К КАРТОЧКЕ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПЫТА.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 4 Соедините стрелками вещества из 2 колонки с группами веществ из 1 колонки, необходимые для фотосинтеза и те, которые образуются в процессе фотосинтеза.

Группа веществ

Названия веществ

Вещества, необходимые для фотосинтеза

  1. Кислород

  2. Углекислый газ

  3. Вода

  4. Хлорофилл

  5. Органические вещества

  6. Минеральные соли

Вещества, образующиеся при фотосинтезе

Подсчитайте все правильные ответы за 1, 2 и 4 задания. Количество баллов поставьте в кружок

Литература:


  1. В.В. Пасечник Биология 6 класс. М. Дрофа 2015г.

  2. В.В. Пасечник Методическое пособие к учебнику биология 6 класс. М. Дрофа 2016 г.

  3. А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии 6 класс М. Вако

  4. Н.Ф Бодрова, Р.Н. Хрыпова Биология 5-6 классы .Методическое пособие. Мнемозина 2013г.

  5. Г.А. Воронина Биология. Планируемые результаты. М. Просвещение 2015г.

  6. А.Ю. Ионцева Биология в схемах и таблицах. М. эксмо 2016г.



Электронные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/videouroki

  2. http://www.uchportal.ru/load/77

  3. https://www.google.ru/search?q=биология+6+лласс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!