| II. Актуализация полученных знаний. Подготовка к основному этапу занятия | - О чем скороговорка? (о лебедях) -Почему об этой птице? (встретится этот герой в произведении) -Какой раздел мы с вами закончили изучать? (Поэзию) - Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы». Слайд 4 - Прослушайте стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения в данном разделе? Слайд 5 Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. - Чему будут посвящены произведения этого раздела? (Природе…) Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе? Откроем учебники на с.75 и прочитаем: чему мы научимся и чему будем учиться? Как вы понимаете «писатели-натуралисты»? - о животных, о бережном отношении к ним. Мы познакомимся с произведениями писателей- натуралистов Е. Чарушина, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева, Д. Мамина-Сибиряка и т.д. Писатели - натуралисты посвящают свою жизнь изучению природы, путешествиям, заботе о животных. - Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, разгадав названия его произведений. Слайд Посмотрите выставку уже известных книг. Слайд 6 - Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…») - Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк) Слайд 7 - Посмотрим на портрет. -Каким вы видите Д.Мамин-Сибиряка? (ответы детей) Послушайте основные моменты из жизни писателя. Сведения об авторе: Слайд 8 1. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. Слайд 9 2. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.«Это счастье писать для детей», - говорил он. 3. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери, которая рано умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». Советую всем вам её прочитать. - Вот она перед вами на выставке книг. - А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете слово. ( слайд) - Отгадайте, начиная читать слово с конца шымёирП - Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». Слайд 10 - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество) Слайд 11 Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди - И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении. -В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь». - Сформулируйте тему урока полностью: « Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения. |
| III. Этап постановки цели и задач урока | - О чём вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения? (Узнать, кто приёмыш, познакомиться с содержанием и т. д.) Назовите ЦЕЛЬ урока и поставьте перед собой задачи, используя опорные слова.(Слайд )- задачи на доску Цель: знакомство с творчеством … (Д.Н.МАМИНА-Сибиряка) и произведением …. («Приёмыш) Задачи : Узнать, кто такой..( Приёмыш) Охарактеризовать … (главных героев) Определить…… ……. произведения (главную мысль ) Слайд 12 - Итак, мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении. - Открываем с. 76 учебника Работа с текстом - Ребята, читать рассказ мы будем по частям. Словарная работа Словарная работа. Внимание! Мамин-Сибиряк жил и работал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл (1 раз- хором) -сайма - рыбацкая стоянка -доспехи - снаряжение -заводь - речной залив -бобылём - в одиночку - муштровать - обучать -протока - речка, соединяющая два водоёма - Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то - Увечить - физически расправляться, калечить - Хиреет - болеет, чахнет - Божья тварь - всё живое, созданное Богом. -Какое из слов вам знакомо? -Читаем цепочкой лексическое значение слов. | Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого. |
| V. Усвоение новых знаний VI. Закрепление знаний и способов действий VII . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке VIII. Домашнее задание | Первая часть (до с.77) (Чтение учителем, а потом хорошо читающими детьми.) - Ответы на вопросы. - Где происходят события? -почему хозяина не было дома? - кто встречает гостя? -Читать дальше. Чтение второй части (до с.79) - Кто оказался Приёмышем? - Оказывается приёмыш- это не только человек, в нашем рассказе – это ? - Как Приёмыш оказался у Тараса? - Почему Тарас решил приютить птицу? Как собака относится к лебедю? Чтение третьей части (до с.81) - Прочитав третью часть, попробуйте несколькими словами высказать предположение: - как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему? - как он описывает птицу? Работа над четвёртой частью произведения. * Прогнозирование. -А вот интересно, каким же будет конец этой истории? (предположения учащихся) Чтение 4 части - учителем. - Прослушав заключительную часть мы узнаем, совпало ли ваше мнение с авторским? (чтение) - Совпало? - А мог ли Тарас не отпустить птицу? -А легко ли расстаться с другом? Приём прогнозирования Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу Лебедь весной? - Какова же главная мысль этого произведения? (Каждый должен жить так, как предназначила природа. Нужно относиться ко всему живому с любовью. Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.) 1.Работа в группах Игра «Собери пословицу». И подумайте, в какой из четырёх пословиц определена идея произведения. («Легко подружиться, тяжело разлучиться».) Слайд 1.В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча. 2.Жизнь дана на добрые дела. 3.Ненужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка. 4.Легко подружиться, тяжело разлучиться. 2. Работа в парах (таблица). К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку. № п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака | 1 | Пёстрая | | | | 2 | Умная | | | | 3 | Лучшийдругчеловека | | | | 4 | Гуляка | | | | 5 | Бобыль | | | | 6 | Князькнязем | | | | 7 | Божья тварь | | | | 8 | Гордая | | | | 9 | Настоящая | | | | 10 | Царская | | | | 11 | Старый | | | | 12 | Утомлённый | | | | 13 | Дряхлый | | | | 14 | Жалкий | | | | - Оцените, кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-5 ошибки? 3.Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение. - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с.79, установить, к какой части она относится. Как изменился старик? Прочитайте. Почему это произошло? Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему? Почему же он всё - таки улетел? (найди в рассказе) О чём беспокоился старик? Прочитайте о том ,как лебеди учат своих детёнышей? - А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают) – Что было бы правильнее? Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья и расстались. - Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело) В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить. Ведь творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра. 4. Работа со стихотворением. Стихотворение «Просьба» Р.Рождественского читает Золотухина Софья. Стихотворение «Просьба» Р.Рождественского Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце — сердце человечье. Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица! - Как вы поняли смысл этой песни? - Зверушки, птички, рыбки - все боятся человека и хотят, чтоб мы обращались с ними с особой добротой. 5. Работа с эпиграфом «Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком». Артур Шопенгауэр. -Как вы понимаете это выражение? (Как человек относится к животным, так он и будет относиться к людям) Рефлексия: - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что понравилось на уроке? - Я даю вам несколько минут, а вы подумайте, как бы вы поступили? а) поступить с лебедем так, как это сделал Тарас б) подрезать крылья птице, навсегда ее сделать ручной и оставить у себя - Как бы вы поступили ? У каждого на парте лежит лебедь. Есть дом и озеро на доске. Прикрепите своего лебедя к дому или озеру. Чудо-палочку возьму И два раза ей взмахну. И сейчас вы из людей превратитесь в лебедей. - Наши лебеди поселились на Светлом озере. - Выразительное чтение рассказа с. 76-84 Слайд 27 - Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего? | Коммуникативные: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата. Читают 1 часть - на Светлом озере - оправился на озеро рассматривать рыболовную снасть. - собака Соболько Читают 2 часть - Лебедь - лебедя с лебедушкой пристрелили и остался маленький лебедь один. - так как он остался сиротой, ему было его жаль, ведь он мог попасть в беду. Читают 3 часть - очень хорошо, с любовью, с заботой. -царская, гордая, умная птица. 4 часть - они будут все вместе жить Слушают чтение учителя. - Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать вне воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку….. Друзья расстались. Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей - нам людям. - бережное отношение к природе - проверяю по ключу на доске № п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака | 1 | Пёстрая | | | + | 2 | Умная | | + | + | 3 | Лучшийдругчеловека | | | + | 4 | Гуляка | | + | | 5 | Бобыль | + | | | 6 | Князькнязем | + | | | 7 | Божьятварь | | + | | 8 | Гордая | | + | | 9 | Настоящая | | + | | 10 | Царская | | + | | 11 | Старый | + | | | 12 | Утомлённый | + | | | 13 | Дряхлый | + | | | 14 | Жалкий | + | | | Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, работать с информацией. Коммуникативные: согласованность при работе в парах; группах умение выражать свои чувства. Регулятивные: контроль и коррекция. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его Познавательные: оценка процесса и результата деятельности |