- устанавливают взаимосвязь между бесполым и половым формами размножения, между способами бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)
- исследуют механизм способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)
- выделяют элементы содержания понятия «размножение», признаки различия и сходства между способами бесполого размножения
- наблюдают за особенностями способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)
-формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- формируют коммуникативную компетентность в обращении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной деятельности
Этапы исследовательской деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование учебника-навигатора | Результат формирования УУД |
Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с процессом познания. | Организует обсуждение вопросов об основных свойствах живого. Подводит к тому, что есть еще одно свойство живого, при нарушении которого происходит вымирание видов растений и животных. Задает вопрос: «Что это за процесс?» Дает задание: найти определение понятия «размножение и выписать в рабочую тетрадь | Перечисляют те свойства живого, которые изучались на предыдущих уроках. Предполагают, что этим процессом может быть размножение. Находят определение понятия «размножение» и записывают в рабочей тетради с.61 | Выделить элементы содержания понятия «размножение», изучив раздел «Основной материал» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор» | ЛУУД: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение раздела РУУД: поиск информации на электронном носителе учебника-навигатора КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий |
Проблематизация – определение проблемы исследования и причин, приводящих к появлению проблемы. | Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает определить формы бесполого или полового размножения разных видов организмов на слайдах презентации. Просит высказать свою гипотезу по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/ | Обсуждают и анализируют формы размножения организмов в природе. Выявляют проблему и причины данной проблемы: не достаточно знаний о характерных признаках бесполого размножения. Формулируют с помощью учителя проблему: «мы хотим знать признаки отличия форм размножения данного организма, но в данный момент затрудняемся» | Слайды презентации, Мультимедийная установка компьютер | ПУУД: выявляют границы «знания-незнания» анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую, РУУД: понимают и формулируют проблему, КУУД: высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают |
Целеполагание – определение цели и задачи исследования. | На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего исследовательского продукта | Формулируют цель исследования с помощью учителя: создать исследовательский продукт «Характерные признаки бесполого размножения» в виде кластера | Назвать способы бесполого размножения, анализируя содержание рисунка учебника-навигатора стр.94 | ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую, РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных носителях; |
Планирование действий | Создает условия для формирования исследовательских групп. | Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Каждая группа выбирает лидера. | | РУУД: формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы; - планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами ЛУУД: развивают навыки исследовательских приемов обучения |
Организует действия учащихся для работы в группах. -Задает вопросы: 1.что вам известно о понятиях, составляющих наш словарь биолога? /на слайде презентации термины: деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение, фрагментация/ 2.Выскажите свое предположение 3.Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы -Предоставляет исследовательское задание: 1.Необходимо внимательно прочитать текст учебника – навигатора с.93-95, найти информацию на диске в разделе «Бесполое размножение» 2.План ваших действий – инструктивная карточка 3.Выявите, в чем возникли затруднения (проблемы) | Каждая группа знакомится с исследовательским заданием: 1 группа. Инструктивная карточка №1. «Деление» 2 группа. Инструктивная карточка №2 «Почкование». 3 группа. Инструктивная карточка №3. «Спорообразование». 4 группа. Инструктивная карточка №4. «Вегетативное размножение растений» 5 группа. Инструктивная карточка №5. «Фрагментация» Работают по исследовательским заданиям в контексте тем. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы. | Мультимедийное учебное пособие «Навигатор» выявить признаки различия между делениями амебы и эвглены, анализируя содержание анимации «Деление амебы», «Деление эвглены» Описать механизм процессов, комментируя содержание анимации «Почкование дрожжей, «Почкование гидры» Описать механизм процессов, комментируя содержание анимации «Спорообразование», «Размножение спорами гриба мукора» Назвать способы и примеры вегетативного размножения, выполнив виртуальную лабораторную работу «Вегетативное размножение растений», демонстрация слайд – шоу «Вегетативное размножение» Наблюдать за особенностями вегетативного размножения животных, выполнив виртуальную лабораторную работу «Фрагментация червей» Работают с мультимедийным учебным пособием «Навигатор, с текстом учебника – навигатора, выявляют затруднения, возникшие при чтении текста, при работе с диском. | КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; - высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, - самостоятельно контролируют свое время и управляют им. ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую, ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ПУУД: владеют приемами работы с лабораторным оборудованием ПУУД: владеют приемами работы с лабораторным оборудованием РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях; |
| Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы | Распределяют обязанности внутри групп. Пример.I группа. 1 ученик: выясняет механизм способа бесполого размножения «деление», рассматривая анимацию «Деление амебы», «Деление эвглены» на диске. Готовит устное сопровождение. 2 ученик: находит информацию для составления характеристики «деления» по вопросам: 1.количество родительских особей 2.наличие сходных наследственных признаков 3. отсутствие половых клеток 3 ученик: выясняет, какие организмы размножаются таким способом 4 ученик: используя наработанный материал, составляет кластер «Характерные признаки деления как способа бесполого размножения» 5 ученик: готовит устное сопровождение у доски по кластеру и анимационному материалу | Мультимедийное учебное пособие «Навигатор» выявить признаки различия между делениями амебы и эвглены, анализируя содержание анимации «Деление амебы», «Деление эвглены» | РУУД: планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; - самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, -осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях; - самостоятельно контролируют свое время и управляют им. КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами; - выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; - высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают; |
Концептуализация и моделирование – создание образа объекта исследования. | Организует действия учащихся по созданию образа исследовательского продукта. Консультирует учащихся по созданию исследовательского продукта. | Создают образ будущего: это кластер (логическая карта мысли) с ключевым словом «Характерные признаки бесполого размножения» | Бумага, фломастеры. | КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; работают в группах: ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Презентация полученного исследовательского продукта. | Создает условия для презентации исследовательского продукта. Задает вопросы: - в чем плюсы и минусы бесполого размножения? - что общего во всех формах бесполого размножения? | Презентуют созданные исследовательские продукты в форме кластера. Отвечают на вопросы, делают выводы. | | КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; - высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают; |
Оценка качества исследовательского продукта и рефлексия действий | Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты урока, возвращаясь к гипотезе по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/. Обобщает полученные знания, выполненные действия. | Самооценка работы группы по предложенному алгоритму: 1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была поставлена цель? 2.Удалось получить результат? 3.Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)? 4.Справились самостоятельно или с помощью учителя? 5.Какие ставите себе оценки? Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты. | Оценочный лист | РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, ЛУУД: формируют коммуникативную компетентность в обращении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной деятельности |
Домашнее задание | С.93-97 инд. задание: сообщение по теме «Клонирование. Какая форма размножения?» | | Работа с текстом учебника-навигатора стр. 93-97, работа с мультимедийным учебным пособием «Навигатор» составление маршрута биологического лабиринта | РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях; ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |