СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение».

 

Раздел. Жизнедеятельность организмов. Тема. «Размножение»

Тип: Урок формирования и развития отдельных исследовательских умений,  универсальных учебных действий  на материале предмета.  Вид: Урок - исследование.

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

- знают  формы размножения, способы бесполого размножения;

- устанавливают взаимосвязь между бесполым и половым формами размножения, между способами бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

- характеризуют роль размножения в жизни живых организмов

- исследуют механизм способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

- выделяют элементы содержания понятия «размножение», признаки различия и сходства между способами бесполого размножения

- наблюдают за особенностями способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение».»


Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение».


Раздел. Жизнедеятельность организмов. Тема. «Размножение»

Тип: Урок формирования и развития отдельных исследовательских умений, универсальных учебных действий на материале предмета. Вид: Урок - исследование.

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

- знают формы размножения, способы бесполого размножения;

- устанавливают взаимосвязь между бесполым и половым формами размножения, между способами бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

- характеризуют роль размножения в жизни живых организмов

- исследуют механизм способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

- выделяют элементы содержания понятия «размножение», признаки различия и сходства между способами бесполого размножения

- наблюдают за особенностями способов бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему,

-формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

-осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

Познавательные УУД:

-владеют приемами работы с лабораторным оборудованием

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Личностные цели:

- формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение раздела

- развивают навыки исследовательских приемов обучения

- формируют коммуникативную компетентность в обращении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной деятельности

Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания об основных свойствах живого. Овладевают знаниями о различных формах размножения, способах бесполого размножения. Определяют признаки бесполого размножения. Исследуют механизмы способов бесполого размножения, выполняя виртуальные лабораторные работы, изучая анимационный материал электронного носителя. Сравнивают способы бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение). Делают вывод о том, что все способы бесполого размножения имеют одинаковую характеристику (количество родительских особей, наличие наследственных признаков, отсутствие половых клеток). Делают выводы о биологическом значении бесполого размножения.

Оборудование: учебник – навигатор «Биология. Живой организм. 6 класс.» В.И.Сивоглазов, мультимедийное учебное пособие «Навигатор», ПК на каждую группу



Деятельностное содержание

Этапы исследовательской деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование учебника-навигатора

Результат формирования УУД

Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с процессом познания.

Организует обсуждение вопросов об основных свойствах живого. Подводит к тому, что есть еще одно свойство живого, при нарушении которого происходит вымирание видов растений и животных. Задает вопрос: «Что это за процесс?»

Дает задание: найти определение понятия «размножение и выписать в рабочую тетрадь

Перечисляют те свойства живого, которые изучались на предыдущих уроках. Предполагают, что этим процессом может быть размножение. Находят определение понятия «размножение» и записывают в рабочей тетради с.61

Выделить элементы содержания понятия «размножение», изучив раздел «Основной материал» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ЛУУД: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение раздела РУУД: поиск информации на электронном носителе учебника-навигатора

КУУД:

выделяют главные и существенные признаки понятий


Проблематизация – определение проблемы исследования и причин, приводящих к появлению проблемы.

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает определить формы бесполого или полового размножения разных видов организмов на слайдах презентации.

Просит высказать свою гипотезу по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/


Обсуждают и анализируют формы размножения организмов в природе. Выявляют проблему и причины данной проблемы: не достаточно знаний о характерных признаках бесполого размножения. Формулируют с помощью учителя проблему: «мы хотим знать признаки отличия форм размножения данного организма, но в данный момент затрудняемся»

Слайды презентации,

Мультимедийная установка

компьютер

ПУУД:

выявляют границы «знания-незнания» анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

РУУД: понимают и формулируют проблему,

КУУД:

высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают

Целеполагание – определение цели и задачи исследования.

На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего исследовательского продукта

Формулируют цель исследования с помощью учителя: создать исследовательский продукт «Характерные признаки бесполого размножения» в виде кластера

Назвать способы бесполого размножения,

анализируя содержание рисунка учебника-навигатора стр.94

ПУУД:

анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных носителях;


Планирование действий

Создает условия для формирования исследовательских групп.

Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Каждая группа выбирает лидера.



РУУД: формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами

ЛУУД: развивают навыки исследовательских приемов обучения


Организует действия учащихся для работы в группах.

-Задает вопросы:

1.что вам известно о понятиях, составляющих наш словарь биолога? /на слайде презентации термины: деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение, фрагментация/

2.Выскажите свое предположение

3.Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы

-Предоставляет исследовательское задание:

1.Необходимо внимательно прочитать текст учебника – навигатора с.93-95, найти информацию на диске в разделе «Бесполое размножение»

2.План ваших действий – инструктивная карточка

3.Выявите, в чем возникли затруднения (проблемы)

Каждая группа знакомится с исследовательским заданием:





















1 группа. Инструктивная карточка №1. «Деление»













2 группа. Инструктивная карточка №2 «Почкование».








3 группа. Инструктивная карточка №3. «Спорообразование».










4 группа. Инструктивная карточка

№4. «Вегетативное размножение растений»













5 группа. Инструктивная карточка №5. «Фрагментация»







Работают по исследовательским заданиям в контексте тем. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.























Мультимедийное учебное пособие «Навигатор» выявить признаки различия между делениями амебы и эвглены, анализируя содержание анимации «Деление амебы», «Деление эвглены»


Описать механизм процессов, комментируя содержание анимации «Почкование дрожжей, «Почкование гидры»

Описать механизм процессов, комментируя содержание анимации «Спорообразование», «Размножение спорами гриба мукора»

Назвать способы и примеры вегетативного размножения, выполнив

виртуальную лабораторную работу «Вегетативное размножение растений», демонстрация слайд – шоу «Вегетативное размножение»

Наблюдать за особенностями вегетативного размножения животных, выполнив

виртуальную лабораторную работу «Фрагментация червей»



Работают с мультимедийным учебным пособием «Навигатор, с текстом учебника – навигатора, выявляют затруднения, возникшие при чтении текста, при работе с диском.

КУУД:

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают

РУУД:

самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.



ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,




ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;





ПУУД: владеют приемами работы с лабораторным оборудованием











ПУУД: владеют приемами работы с лабораторным оборудованием










РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;


Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы

Распределяют обязанности внутри групп.

Пример.I группа.

1 ученик: выясняет механизм способа бесполого размножения «деление», рассматривая анимацию «Деление амебы», «Деление эвглены» на диске. Готовит устное сопровождение.

2 ученик: находит информацию для составления характеристики «деления» по вопросам:

1.количество родительских особей 2.наличие сходных наследственных признаков

3. отсутствие половых клеток

3 ученик: выясняет, какие организмы размножаются таким способом

4 ученик: используя наработанный материал, составляет кластер «Характерные признаки деления как способа бесполого размножения»

5 ученик: готовит устное сопровождение у доски по кластеру и анимационному материалу


Мультимедийное учебное пособие «Навигатор» выявить признаки различия между делениями амебы и эвглены, анализируя содержание анимации «Деление амебы», «Деление эвглены»






РУУД: планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

-осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

КУУД:

работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;


Концептуализация и моделирование – создание образа объекта

исследования.


Организует действия учащихся по созданию образа исследовательского продукта.


Консультирует учащихся по созданию исследовательского продукта.

Создают образ будущего: это кластер (логическая карта мысли) с ключевым словом «Характерные признаки бесполого размножения»

Бумага, фломастеры.




КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; работают в группах:

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Презентация полученного исследовательского продукта.

Создает условия для презентации исследовательского продукта.




Задает вопросы:

- в чем плюсы и минусы бесполого размножения?

- что общего во всех формах бесполого размножения?

Презентуют созданные исследовательские продукты в форме кластера.



Отвечают на вопросы, делают выводы.



КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;


Оценка качества исследовательского продукта и рефлексия действий

















Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты урока, возвращаясь к гипотезе по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/.

Обобщает полученные знания, выполненные действия.






Самооценка работы группы по предложенному алгоритму:

1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была поставлена цель?

2.Удалось получить результат?

3.Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)?

4.Справились самостоятельно или с помощью учителя?

5.Какие ставите себе оценки?

Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.


Оценочный лист





РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

ЛУУД:

формируют коммуникативную компетентность в обращении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной деятельности

Домашнее задание

С.93-97

инд. задание: сообщение по теме «Клонирование. Какая форма размножения?»



Работа с текстом учебника-навигатора стр. 93-97, работа с мультимедийным учебным пособием «Навигатор» составление маршрута биологического лабиринта

РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!