Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: открытие нового знания
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»
Цели: познакомить с произведением М.М.Зощенко «Золотые слова», создать условия для совершенствования умений анализировать, видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умений выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
совершенствовать умение читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
умение формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
умение устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев.
Личностные УУД:
понимание чувств других людей и сопереживание им;
уметь чувствовать прекрасные и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя в форме простых суждений об объекте;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
овладевать навыками смыслового чтения.
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
умение осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; умение оценивать свою работу
Коммуникативные УУД:
умение доносить свою позицию, понимать других;
умение устанавливать сотрудничество с заданной учебной задачей
Ресурсы: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс; раздаточные карточки с творческим заданием, презентация, выставка книг писателя, компьютер.
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Планируемые результаты |
I этап Мотивация к учебной деятельности | - актуализиро- вать требова- ния к обучаю- щемуся со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Эмоциональ- ный настрой на учебную деятельность | Организует проверку готовности к уроку. - Начинаем урок литературы, а значит будем учится думать, рассуждать и на примере героев удивительного и прекрасного мира литературы делать для себя важные выводы. - Что или кто помогает вам, чаще всего, пребывать в хорошем настроение, в бодром расположении духа? | - отвечают на вопросы | Личностные: -проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности; чтению книг Регулятивные: -планирование деятельности; контроль готовности к уроку. | |
II этап Первичное усвоение новых знаний 1.Работа с текстом до чтения | - умение ориентироваться по обложке книги; - умение прогнозировать содержание произведения; - расширение представлений о детской литературе, о творчестве М.М.Зощенко | -рассмотреть выставку книг; - понимать вопросы, отвечать на них; - знакомство с автором; - работа в парах; - использования приема для обобщения знаний «кластер» | - Сегодня такую встречу нам подарит знакомство с произведением великого русского писателя. - Рассмотрите выставку книг (книги М.М. Зощенко представлены на выставке и на слайде презентации) - Что вы заметили? - Произведения какого писателя представлены на выставке? - Какие произведения его вы читали? - Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? (Знакомство с биографией М.Зощенко) Мы решили поставленную задачу, узнали интересные сведения о жизни и творчестве М.Зощенко, наверняка они станут нам полезны, для того чтобы понять характеры его героев. Антиципация чтения - Как вы думаете, кого называют воспитанным человеком? Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. - Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. - Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении. - Почему? - Какие слова могут считаться «золотыми»? (вежливые, важные, мудрые) -Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа? - Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Словарная работа - Перед чтением рассказа, проведем словарную работу. - Прочитайте слова. Объясните их значение. Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной. Угореть — отравиться угаром; потерять соображение. Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими. Абсурд — нелепость, бессмыслица. Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом. | - рассматривают выставку, обсуждают -работают в паре, читают информацию о Михаиле Зощенко, затем по сигналу собираются в группы, где распределяют роли, обсуждают, выбирают ответы и заполняют кластер - выступления групп, выводится изображение кластеров на экран и составляется 1 общий кластер. - оценивание работы групп в соответствии с критериями: правильный ответ, полный ответ, грамотная речь; - проверяют результаты своей работы по образцу, вносят коррективы, оцениваю свою работу в листах оценки | Познавательные: - умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным Личностные: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале, делать выводы; - развитие умения извлекать информацию из иллюстраций; -формирование нравственных качеств (сопереживание, сочувствие) Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: - обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале, делать выводы; - развитие умения извлекать информацию из иллюстраций. | - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод - построение речевого высказывания - построение речевого высказывания |
2. Работа с текстом во время чтения | - умение понимать основной смысл прочитанного -предупредить утомление, обеспечить кратковременный отдых для детей | - восприятие на слух звучащей речи; -понимание содержания текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения Физкульт- минутка | Чтение текста учителем. Приступим к прочтению рассказа. Прием «Чтение с остановками». (Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование). - После прочтения первого смыслового отрывка, ответим на вопрос. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) - От чьего имени ведётся рассказ? -Рассказ ведется от лица мальчика Миньки. Это прототип маленького Миши Зощенко. Писатель решил поделиться с читателем своими детскими воспоминаниями, ведь из них можно извлечь много полезного. - Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста) - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили два месяца сидеть вместе со взрослыми за столом. - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. - Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? | Слушают учителя, отвечают на вопросы Выполняют раслабляющие упражнения под музыку | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. | - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - понимать содержание прочитанного; - умение формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; - умение устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - соотносить поступки героев с нравственными нормами; |
| - активное вовлечение каждого обучающегося в процесс усвоения материала | Работа в группе | Аналитическое чтение (задания по группам) 2.Продолжение чтения. (2 смысловая часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) - Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? - Предлагаю организовать работу в группах (организует деление на группы) - Для целенаправленной работы каждой группе предлагается инструкция. Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом» *Восстановите последовательность эпизодов, в которых описано как дети следовали запрету отца - «что-либо говорить». 1 группа 1.Проследите, как дети следовали указанию отца? 2.Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника? 2 группа Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом. 3 группа Проследите за действиями папиного начальника за ужином. (Приложение 3) - Как вы думаете, чем закончится рассказ? 3.Чтение до конца. -Почему папа назвал поведение детей глупым? - Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. - Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? - Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? | 2 смысловую часть читают самостоятельно - занимают место в своей группе Работают в группах: - отбирают заданный материал, обговаривают план работы, определяют функции каждого участника группы; - результаты работы фиксируют опорными фразами - представляют результаты работы, как правильно отобрали заданный материал - дают оценку работы по заданным критериям | Коммуникативные: (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка). Регулятивные: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста Познавательные: умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. | - умение ориентироваться в художественном произведении в соответствии с учебной задачей; - умение составлять характеристику персонажа, опираясь на содержание произведения; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев. |
3. Работа с текстом после чтения Домашнее задание | - умение выделять главную мысль произведения; - развитие связной речи; - формирование функциональной грамотности обучающихся. | | - Каково ваше отношение к героям этого рассказа? - От чьего лица ведётся повествование? -Помогает ли название рассказа понять основную мысль произведения? В чем она заключается? -Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»? - Кому и чем может быть полезно чтение этого рассказа? ( Не перебивай собеседника, уважай говорящего, учитывай разницу в возрасте, действуй с учётом сложившихся обстоятельств) Творческое задание. Перечитать рассказ. Выбрать фрагмент рассказа «Золотые слова» который вы хотели бы проиллюстрировать и добавить описание сцены, изображенной на вашем рисунке. | - высказывают свое мнение - делают вывод, что всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. Папа главных героев назвал золотыми словами совет, который он дал своим детям о том, что поступать следует в зависимости от ситуации. И если ситуация меняется, то и человек должен поменять свое поведение. - работают в паре, выбирают пословицу, которая отражает главную мысль произведения | Коммуникативные: -умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - умение работать в паре; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: - умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные: - умение на основе анализа объектов делать выводы. | - умение на основе анализа объектов делать выводы; - обобщение знаний об основных составляющих портрета литературного героя. |
III этап Итог урока Рефлексия | -оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | | Вернемся к задачам сегодняшнего урока, оцените их выполнение. - Был ли рассказ М.М. Зощенко для вас поучительным. Поясните свой ответ. - Кому захотелось прочитать и другие произведения этого автора? - Как это можно сделать? | Дают словесную оценку, анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Формулируют конечный результат работы на уроке. 1.Своей работой на уроке я … . 2.Урок для меня показался … . 3.За урок я … . | | - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Приложение 1.
Биография М. Зощенко (для кластера)
Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). На фронте проявил себя героически и был награжден пятью орденами, в том числе получил солдатский Георгиевский крест.
Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...
Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. В 1920—1921 гг. появились его рассказы «Великие путешественники», «Хитрые и умные», «Галоши и мороженое», «Леля и Минька» и др.
Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Мы сегодня с удовольствием читаем эти произведения и обязательно находим для себя полезный совет, ответы на многие вопросы: как правильно поступать, чему следует учиться, каким человеком нужно быть.
Приложение 2.
Карточки для работы в группах
1 группа
Восстановите последовательность эпизодов, в которых описано как дети следовали запрету отца - «что-либо говорить».
1.«Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали»
2.«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».
3.«Я, вытерев слёзы, пробормотал: - Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».
4.«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер»
5.«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».
(Правильный вариант: 1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер» 2. «Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал». 3. «Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали» 4. «Я, вытерев слёзы, пробормотал: - Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».)
2 группа
Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом.
«На этот раз мы сидим тихо.» «На этот раз мы сидим тихо.» «Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся». «Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.» «И тогда я положил масло на кончик ножа». «А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника». «Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.» «Я вытаращенными глазами смотрел на масло.» «Потом я оглянулся по сторонам» И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику». «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».
3 группа
Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»
«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» «Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай». «Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.» «Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток». «Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.» «Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан». «Папин начальник сказал: - Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»