СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "М.М.Зощенко «Золотые слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с произведением М.Зощенко "Золотые слова".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: открытие нового знания


Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Цели: познакомить с произведением М.М.Зощенко «Золотые слова», создать условия для совершенствования умений анализировать, видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умений выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

  • совершенствовать умение читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

  • умение формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

  • умение устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев.

Личностные УУД:

  •  понимание чувств других людей и сопереживание им;

  •  уметь чувствовать прекрасные и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

  •  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сопереживать.



Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя в форме простых суждений об объекте;
 владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
 овладевать навыками смыслового чтения.



Регулятивные УУД:

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,  корректировать и оценивать.
 умение осознавать смысл и назначение позитивных  установок на успешную работу; умение оценивать свою работу

Коммуникативные УУД:

 умение доносить свою позицию, понимать других;

 умение устанавливать сотрудничество с заданной учебной задачей


Ресурсы: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс; раздаточные карточки с творческим заданием, презентация, выставка книг писателя, компьютер.

Этап

урока

Цель

этапа

урока

Содержание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование

УУД

Планируемые результаты

I этап

Мотивация к учебной деятельности

- актуализиро-

вать требова-

ния к обучаю-

щемуся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Эмоциональ-

ный настрой на учебную деятельность


Организует проверку готовности к уроку.

- Начинаем урок литературы, а значит будем учится думать, рассуждать и на примере героев удивительного и прекрасного мира литературы делать для себя важные выводы.

- Что или кто помогает вам, чаще всего, пребывать в хорошем настроение, в бодром расположении духа?

- отвечают на вопросы

Личностные:

-проявление

эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности; чтению книг


Регулятивные:

-планирование деятельности; контроль готовности к уроку.



II этап

Первичное усвоение новых знаний

1.Работа с текстом до чтения

- умение ориентироваться по обложке книги;

- умение прогнозировать содержание произведения;

- расширение представлений о детской литературе, о творчестве М.М.Зощенко





-рассмотреть выставку книг;



- понимать вопросы, отвечать на них;

- знакомство с автором;

- работа в парах;

- использования приема для обобщения знаний «кластер»

- Сегодня такую встречу нам подарит знакомство с произведением великого русского писателя.

- Рассмотрите выставку книг (книги М.М. Зощенко представлены на выставке и на слайде презентации)

- Что вы заметили? - Произведения какого писателя представлены на выставке?

- Какие произведения его вы читали?

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? (Знакомство с биографией М.Зощенко)

Мы решили поставленную задачу, узнали интересные сведения о жизни и творчестве М.Зощенко, наверняка они станут нам полезны, для того чтобы понять характеры его

героев.

Антиципация чтения

- Как вы думаете, кого называют воспитанным человеком?

Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать.

- Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении.

- Почему?

- Какие слова могут считаться «золотыми»? (вежливые, важные, мудрые) -Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа? - Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

Словарная работа

- Перед чтением рассказа, проведем словарную работу.

- Прочитайте слова. Объясните их значение. Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.

Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

Абсурд — нелепость, бессмыслица.

Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.


- рассматривают выставку, обсуждают

-работают в паре, читают информацию о Михаиле Зощенко, затем по сигналу собираются в группы, где распределяют роли, обсуждают, выбирают ответы и заполняют кластер

- выступления групп, выводится изображение кластеров на экран и составляется

1 общий кластер.

- оценивание работы групп в соответствии с критериями: правильный ответ, полный ответ, грамотная речь;

- проверяют результаты своей работы по образцу, вносят коррективы, оцениваю свою работу в листах оценки

Познавательные:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным Личностные:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале, делать выводы;

- развитие умения извлекать информацию из иллюстраций;

-формирование нравственных качеств (сопереживание, сочувствие) Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные:

- обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале, делать выводы;

- развитие умения извлекать информацию из иллюстраций.


- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод

- построение речевого высказывания




















- построение речевого высказывания







2. Работа с текстом во время чтения

- умение понимать основной смысл прочитанного






























-предупредить утомление, обеспечить кратковременный отдых для детей


- восприятие на слух звучащей речи;









-понимание содержания текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения









































Физкульт-

минутка


Чтение текста учителем.

Приступим к прочтению рассказа. Прием «Чтение с остановками». (Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование).

- После прочтения первого смыслового отрывка, ответим на вопрос.

(1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

- От чьего имени ведётся рассказ?

-Рассказ ведется от лица мальчика Миньки. Это прототип маленького Миши Зощенко. Писатель решил поделиться с читателем своими детскими воспоминаниями, ведь из них можно извлечь много полезного.

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили два месяца сидеть вместе со взрослыми за столом.

- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Слушают учителя,

отвечают на вопросы





























































Выполняют раслабляющие упражнения под музыку




























































Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.


- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- понимать содержание прочитанного;





- умение формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

- умение устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;





- соотносить поступки героев с нравственными нормами;









- активное вовлечение каждого обучающегося

в процесс усвоения материала


Работа в группе

Аналитическое чтение (задания по группам)

2.Продолжение чтения.

(2 смысловая часть заканчивается предложением:

«… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова

сидеть за столом со взрослыми?

- Предлагаю организовать работу в группах (организует деление на группы)

- Для целенаправленной работы каждой группе предлагается инструкция.

Папа предупредил детей:

«Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом»

*Восстановите последовательность эпизодов, в которых описано как дети следовали запрету отца - «что-либо говорить».


1 группа 1.Проследите, как дети следовали указанию отца? 2.Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника?

2 группа

Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом.

3 группа

Проследите за действиями папиного начальника за ужином. (Приложение 3)

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3.Чтение до конца.

-Почему папа назвал поведение детей глупым?

- Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

- Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

2 смысловую часть читают самостоятельно

- занимают место в своей группе

Работают в группах:

- отбирают заданный материал, обговаривают план работы, определяют функции каждого участника группы;

- результаты работы фиксируют опорными фразами

- представляют результаты работы, как правильно отобрали заданный материал

- дают оценку работы по заданным критериям



Коммуникативные: (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Регулятивные:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста


Познавательные: умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;


Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.


- умение ориентироваться в художественном произведении в соответствии с учебной задачей; - умение составлять характеристику

персонажа, опираясь на содержание произведения; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую: соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев.

3. Работа с текстом после чтения












Домашнее задание



- умение выделять главную мысль произведения;

- развитие связной речи;

- формирование функциональной грамотности обучающихся.


- Каково ваше отношение к героям этого рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

-Помогает ли название рассказа понять основную мысль произведения? В чем она заключается?

-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?

- Кому и чем может быть полезно чтение этого рассказа?

( Не перебивай собеседника, уважай говорящего, учитывай разницу в возрасте, действуй с учётом сложившихся обстоятельств)

Творческое задание. Перечитать рассказ. Выбрать фрагмент рассказа «Золотые слова» который вы хотели бы проиллюстрировать и добавить описание сцены, изображенной на вашем рисунке.


- высказывают свое мнение

- делают вывод, что всё надо делать с учётом изменившейся

обстановки. Папа главных героев назвал золотыми словами совет, который он дал своим детям о том, что поступать следует в зависимости от ситуации. И если ситуация меняется, то и человек должен поменять свое поведение.


- работают в паре, выбирают пословицу, которая отражает главную мысль произведения

Коммуникативные:

-умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- умение работать в паре;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные:

- умение на основе анализа объектов делать выводы.

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщение знаний об основных составляющих портрета литературного героя.



III этап

Итог урока

Рефлексия


-оценить свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


Вернемся к задачам сегодняшнего урока, оцените их выполнение.


- Был ли рассказ

М.М. Зощенко для вас поучительным. Поясните свой ответ.


- Кому захотелось прочитать и другие произведения этого автора?


- Как это можно сделать?

Дают словесную оценку, анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Формулируют конечный результат работы на уроке.

1.Своей работой на уроке я … .
2.Урок для меня показался … .
3.За урок я … .



- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.













Приложение 1.

Биография М. Зощенко (для кластера)

Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). На фронте проявил себя героически и был награжден пятью орденами, в том числе получил солдатский Георгиевский крест.

Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...

Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. В 1920—1921 гг. появились его рассказы «Великие путешественники», «Хитрые и умные», «Галоши и мороженое», «Леля и Минька» и др.

Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Мы сегодня с удовольствием читаем эти произведения и обязательно находим для себя полезный совет, ответы на многие вопросы: как правильно поступать, чему следует учиться, каким человеком нужно быть.












Приложение 2.

Карточки для работы в группах

1 группа

Восстановите последовательность эпизодов, в которых описано как дети следовали запрету отца - «что-либо говорить».

1.«Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали»

2.«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».

3.«Я, вытерев слёзы, пробормотал: - Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».

4.«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер»

5.«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».

(Правильный вариант: 1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер» 2. «Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал». 3. «Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали» 4. «Я, вытерев слёзы, пробормотал: - Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».)

2 группа

Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом.

«На этот раз мы сидим тихо.» «На этот раз мы сидим тихо.» «Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся». «Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.» «И тогда я положил масло на кончик ножа». «А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника». «Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.» «Я вытаращенными глазами смотрел на масло.» «Потом я оглянулся по сторонам» И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику». «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».

3 группа

Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» «Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай». «Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.» «Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток». «Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.» «Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан». «Папин начальник сказал: - Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!