1. Организационно - мотивационный | -Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с такого стихотворения. Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали 6 ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей. - Ребят, ведь, правда, что книги очень важны для нас? | Приветствуют учителя. Ответы детей | | К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребята, а какой раздел вы сейчас изучаете? - Я вам предлагаю угадать произведение, которое вы уже прочитали в разделе зарубежная литература. – В каком произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. - А в каком произведении можно узнать о подводной жизни? - Ребята, а кто автор произведения «Русалочка»? А кто автор «Путешествие Гулливера»? - Ребята, можно ли сказать, что сказка Ганса Христиана Андерсена о любви? - Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком? - А теперь давайте расшифруем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся и кто его автор. (Слайд 1) - Как называется произведение? Кто его автор? | - Зарубежная литература. - «Путешествие Гулливера» и «Русалочка». - «Русалочку» написал Ганс Христиан Андерсен. «Путешествие Гулливера» написал Джонатан Свифт. Высказывают своё мнение. - Расшифровывают название произведения - Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Умение составлять устные высказывания на заданную тему по содержанию произведения | К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Какая тема нашего урока? (Слайд 2) -Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока Марк Твен «Приключения Тома Сойера». - Ребята, сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Приключение Тома Сойера». - Давайте сформулируем цель нашего урока. - Для плодотворной работы предлагаю составить план урока 1) Познакомиться… 2) Проанализировать… -Ребята, а кто-нибудь знает или читал произведения Марка Твена? | - Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Называют тему урока. - Выразительно прочитать и проанализировать рассказ «Приключения Тома Сойера». 1) Познакомиться с произведением «Приключения Тома Сойера», с биографией Марка Твена; 2) Проанализировать произведение «Приключения Тома Сойера» | Умение составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; | Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; Р: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; |
5. Реализация построенного проекта | -Давайте познакомимся с биографией Марка Твена. (Слайд 3-4) Настоящее имя Марка Твена-Сэмуэл Ленгхорн Клеменс. Годы жизни 1835 – 1910 года. Родился он в семье провинциального адвоката, детство провел в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Марк Твен написал множество книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Марк Твен печатал все свои произведения на машинке. Он был первым, кто начал применять при написании книги пишущую машинку. Он составил более 25 томов произведений. И одно из них « Приключение Тома Сойера», с которым мы сегодня познакомимся. «Приключения Тома Сойера» разворачиваются в реально существующем городке Ганнибал, где будущий писатель провел свое детство. В повести фигурируют и настоящие жители городка, его знакомые из детских времен. -Что вы узнали о Марке Твене? -Хорошо, ребята, а теперь откройте учебник на странице 194. Давайте прочитаем название отрывка. Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 195. -Кто нарисован на этой иллюстрации? -Как вы думаете, о чем этот рассказ? - Ребята, а как вы думаете, кто такой Том Сойер? Давайте проверим ваши предположения. Первичное чтение - Я начну читать, остановлюсь, и кто-то продолжит. Внимательно следите по тексту. -Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? -Понравился ли вам этот рассказ? - Ребята, назовите главных героев произведения? -Ребята, с чего начинается рассказ? -Чем заканчивается рассказ? Вторичное чтение - А теперь давайте прочитаем рассказ по цепочке. - Какие непонятные слова встретились в рассказе? Обратите внимание на эти слова, и расскажите, как вы их понимаете. Словарная работа Прошмыгнуть - пройти, пробраться куда-нибудь быстро или незаметно, проскользнуть. ( Н-р.: Мальчик прошмыгнул в дверь. Мышь прошмыгнула за шкаф). Сэр – в англоязычных странах: почтительное обращение к мужчине. Карикатура - рисунок, комически или сатирически изображающий кого-то или что-нибудь. Исподтишка - скрытно, украдкой, втихомолку. - Ребята, а кто скажет, почему Том опоздал на урок? - А что ему за это сделал учитель? - Как наказал учитель Тома? - Ребята, а что Том подарил девочке? Найдите в тексте эпизод в котором описаны чувства Тома, после того как он был наказан (стр.196) - Ребята, так какие же чувства Том испытывал? - Ребята, а как Том сумел обратить на себя внимание Бекки Тэтчер? - Что Том нацарапал на грифельной доске? - Что Том нарисовал на грифельной доске? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. - Открывают учебник на стр. 194. -«Приключения Тома Сойера». Смотрят иллюстрацию. - Ученики и учитель. Двое учеников не слушают учителя и играют. Отвечают на вопросы Высказывают свое мнение. Внимательно слушают учителя и следят по тексту. Отвечают на вопросы и высказывают свое мнение. Читают рассказ по цепочке. Высказывают свои предположения. - Прошмыгнул, сулила, сэр, карикатурный дом, исподтишка Высказывают своё мнение. - Одновременно смущение и радость, потому что его посадили к девочке, которая ему нравилась. - Нацарапал слова «Пожалуйста, возьмите – у меня ещё есть». - Нарисовал карикатурный домик. | Умение характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев Умение объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; | К: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему; Р: удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста; П: ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), (в пределах изученного); К: проявлять желание работать в парах, небольших группах; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, а сейчас мы с вами закрепим знания по прочитанному произведению, я предлагаю вам прочитать отрывок из этого рассказа по ролям на стр.197-199. Мы с вами прочитаем от слов «Наконец она сдалась» до слов «А, какой вы противный». Выбираем роли (автор, Том, Бекки). Инструктаж о выразительном чтении. - Как вы будите читать этот эпизод? С какими интонациями? (Вопросительные, восклицательные) -Каким вы увидели Тома и Бэкки? - А как автор относится к Тому? - О чём этот прочитанный отрывок? - Как бы вы его озаглавили? - Ребята, какое название, придуманное вашими одноклассниками, вы считаете самым удачным? Почему? | Отвечают на вопросы. Читают отрывок рассказа по ролям. - С вопросительными и восклицательными интонациями. Отвечают на вопросы. | Умение читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; | П: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов К: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Ребята, вот и пришло время проверить, как вы поняли рассказ «Приключения Тома Сойера». - Я вам раздам листочки, на которых вы напишете свои вопросы по прочитанному тексту. После чего мы прикрепим их на дерево, а кто-то выходит к доске срывает листик и отвечает на вопрос. - Кто, ребята, не ответил на вопросы – 3. У кого был не полный ответ – 4. У кого было все верно – 5. | Выполняют самостоятельную работу, самостоятельно пишут вопросы по произведению, затем выходят к доске и самостоятельно отвечают на вопросы других. | Умение составлять устные высказывания на заданную тему по содержанию произведения | К: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему; | потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы |
8. Включение в систему знаний и повторение | - И на этом наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. -Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? - О творчестве, какого писателя вы сегодня узнали? -Достигли ли мы цель, которую поставили в начале урока? - Какое затруднение у нас было в начале урока? Справились ли мы с ним? Каким образом? | Отвечают на вопросы учителя - «Приключения Тома Сойера» - О творчестве Марка Твена. | Умение составлять устные высказывания на заданную тему по содержанию произведения | К: объяснять своими словами значение изученных понятий; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений; |