Технологическая карта урока литературного чтения |
Тема: Цель: | М.М.Зощенко « Елка» Познакомить уч-ся с произведением М.Зощенко «Ёлка», пополнить биографические знания о писателе, обогащать словарный запас уч-ся. |
Планируемые достижения |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
- умение прогнозировать содержание произведения, - читать правильно осознанно, выразительно; - размышлять о поступках героев; - делать выводы об идее (главной мысли) произведения; - определять жанр произведения. | Познавательные УУД: - использовать учебник и словарь в качестве источников информации, -с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу - определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос; - аргументировать свой ответ. | - становление мотивационной основы учебной деятельности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - формирование интереса к чтению, читательской компетенции. |
Задачи: | Обеспечить полноценное восприятие детьми произведения, учить анализировать произведение, расширять словарный запас уч-ся; развивать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к семье, к окружающим, к народным традициям. |
Ресурсы: информационный материал: учебник, толковый словарь демонстрационный материал: компьютер, диапроектор, карточки с заданиями ЭТАПЫ УРОКА |
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | ПР (формируемые УУД) |
Мотивационно-ориентировочный этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг. На выставке представлено несколько книг различных авторов, ранее изученных уч-ся. Среди них и знакомые детям произведения М.Зощенко.(«Золотые слова», «Великие путешественники»).Детям предлагается распределить книги по полкам и найти книгу, которая попала на выставку случайно, аргументировать выбор. | Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, аргументируют свое решение. (Не знакомились с произведением) | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Коммуникативные УУД: формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. |
| | |
Актуализация знаний. Учитель предлагает вспомнить сюжет ранее прочитанных произведений, определить, кто является их героями, основную мысль. | Дети вспоминают прочитанные произведения М.Зощенко, отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль текстов. | Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения. |
Приём антиципации. На полке осталась одна книга, которую уч-ся отложили. Дети читают ее название, учитель предлагает озвучить тему урока, затем цели. Просит сделать предположение (антиципация), о чем пойдет речь в этом рассказе, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в рассказе с таким названием?» | Прогнозируют сюжет, прочитав название, рассмотрев иллюстрации на обложке книги. | Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем, определять и формулировать тему и цель урока, ставить новые учебные задачи Познавательные УУД: уметь делать предположения и обосновывать их |
Поисковый этап |
Обучение планированию деятельности Учитель задает ученикам вопрос: Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?». Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы. В результате на доске могут быть записаны следующие этапы: 1. Прочитаем рассказ М. Зощенко «Ёлка». 2. Определим героев, их характер, последовательность событий. 3. Выразим основную мысль. | Отвечают на вопрос учителя. Предлагают варианты решения проблемы. Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт. | Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать Познавательные УУД: уметь находить необходимую информацию. |
Практический этап (реализация плана) |
Учитель организует следующую работу: 1. Знакомство с биографией М.Зощенко. 2. Первичное чтение произведения (учителем и хорошо подготовленными детьми). При чтении учитель проводит словарную работу( золотушный ребёнок, длинновязая, пастилка, церемониться), можно опять использовать прием антиципации, задавая вопросы в ходе чтения (Как вы думаете, как поступят герои? Что произойдет, если дети снимут с ёлки лакомства и игрушки? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки текста). 2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (В каких словах отражен главный смысл? Подберите пословицу к тексту. Какова основная мысль произведения?) 3. Работа в парах. Учитель предлагает детям сопоставить главных героев, дать им характеристику, опираясь на данную учителем таблицу. Затем идет проверка выполнения задания, заслушиваются ответы. | Знакомятся с биографией автора. Слушают чтение учителя, пополняют словарный запас, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа. Формулируют с помощью учителя основную мысль текста. Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в совместном обсуждении, формулируют вывод | Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. Познавательные УУД: Осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, ,анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, ,выдвигать предположения Коммуникативные УУД: уметь точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, учитывать разные мнения. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Рефлексия по вопросам: -Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы доказать правильность предположения? Что мы делали для этого? Понравился ли вам прочитанный на уроке рассказ? Чему он нас учит? Работа в группах. Можно предложить составление синквейна на тему «Ёлка». -Оцените свою работу на уроке. Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору: - приготовить пересказ от лица Лели, Миньки -нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку | Делают вывод о разрешении поставленной проблемы. Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы. Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям. Участвуют в коллективном обсуждении, составляют синквейн. Озвучивают у доски. Оценивание работы Планируют дальнейшую работу текстом исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности. | Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий, осуществлять итоговый контроль. Коммуникативные УУД: уметь точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |